Урок обобщающего повторения "Функции и графики" в 9-м классе по учебнику А.Г. Мордковича

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать ЗУН по теме “Функции, их свойства и графики”.
  • Развивать математическую речь и самостоятельность, память.
  • Воспитывать аккуратность при построении графиков, трудолюбие и внимательность при проверке решения.
  1. Устная работа с классом.
  1. По плакату установить соответствие между формулой и графиком функции.

Рисунок 1

а) у = ах2 + вх2 + с
б) у = кх + m , m ≠ 0
в) у = кх , к ≠ 0
г) у = , х ≠ 0

  • Графики каких функций изображены на плакате ?
  • Какую роль играет коэффициент к?
  1. у = 2х ; у = 2; у = 2х – 3; у = 2х2; у = 2(х-3)2 + 1
  • Назвать уравнения прямых?
  • Какие прямые параллельны, а какие пересекаются?
  • Графики каких функций представляют последние две (указать вершину и ось симметрии)?
  1. Какая из точек А(2 ; 5), В(2 ; 8), С Д(-1;1) принадлежит графику функции?
F(x) -3 ≤ х<0
2x2, 0 ≤ x<1
3x –1, x” 1

Ответ: А

  1. Индивидуальная работа на доске (3 человека)

  1. Найти область определения функции.

Решение

Ответ:

  1. Построить график функции  . Найти наибольшее и наименьшее значения функции.

Решение


У = 1 – х2

Рисунок 2

  1. Вычислите координаты точек пересечения параболы у = 3х2+6х и прямой у = 6 – х

Решение

2 + 6х = 6 – х
2 + 7х – 6 = 0

Х1 = -3 ;
У1 = 6 + 3 = 9 ; 

Ответ: I (-3;9);  II

ДОП: В каких координатных четвертях находятся точки пересечения?

  1. Письменная работа с классом
  1. Найти область определения функции 

Решение





Р(х) = 0 ;

х1= 2 ; х2 = -1

Ответ: Д(f)=

  1. Постройте и прочитайте график функции у = f(х)

Рисунок 3

Чтение графика

  • D(f)=
  • Ни четная, ни не чётная
  • на (-;-1] возрастает, на [-1;0] убывает, на [0;+) возрастает.
  • Унаим. = -1; Унаиб. Не существует
  • Ограничена снизу.
  • Непрерывна
  • E(f) = [-1;+)
  • Выпукла вниз
  1. Найдите значения С при которых парабола у = х2 + 4х + С целиком расположена выше оси х.
I способ II способ
У= х2 + 4х + С
Д › 0; у › 0,
Д › 0; у › 0,
Д = в2 – 4ас
16 – 4с ‹ 0
-4с ‹ - 16
4с › 16
С › 4

у0= 4 – 8 + С
у = -4 + С
С – 4 › 0
С › 4

Ответ: при С › 4

  1. Задайте аналитически функцию, график которой изображён и выполните её чтение.

Рисунок 4

  1. Итог урока: прокомментировать оценки и задать домашнее задание №53, №212(1), № 196(1)