Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Части речи. Классификация частей речи по вопросу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о частях речи.
  • Формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам.
  • Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.
  • Организовать дифференцированную работу на уроке.
  • На основании полученных знаний, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу.

Развивающие:

  • Продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся.
  • Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.
  • Продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков.
  • Развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
  • Развитие памяти, воображения.
  • Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
  • Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
  • Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
  • Способствовать повышению речевой культуры.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
  • Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.
  • Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Средства обучения – таблицы, индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока.

Формы контроля – индивидуальный опрос, экспресс– тест, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

“...Русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью”.
(А. Толстой)

Приложение 1 (Слайд 1)

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

– Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

Подготовим для работы пальчики. Поиграем с ними.

Пальчиковые игра: “Разминаем пальчики”

2. Минута чистописания. Рефлексия (4 мин.)

–Откройте тетради, запишите в тетрадях число, Кл работа.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

– Ребята, о каком городе идет речь? Слушайте внимательно: 2слайд (с Указом)

18 сентября 1683 по Указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей был построен город при устье реки Крымзы и имел форму неправильного семиугольника. Этот город имел назначение крепости для обороны от нападения инородцев, кочевавших по левой стороне Волги. Началось строительство города с кремля и крепости. 3 слайд. Первым правителем города стал симбирский воевода князь Григорий Афанасьевич Козловский. 4 слайд. Его первые жители приехали из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест.

– Что это за город? – Сызрань. 5 слайд – С какой буквы, какого звука начинается это слово?– Давайте пропишем букву и соединения с буквой “с”.6 слайд

Сс Сс со сы су са со св ст

3. Словарно-орфографическая работа

– Придумайте красивое предложение о нашем городе. 7 слайд (дети придумывают и говорят свои предложения) – Сейчас мы запишем предложение о городе, а некоторые ребята получат индивидуальные задания: 1 Один человек работает с толковым словарем. Он ищет значение слова город. 2. Из энциклопедии выписать значение слова Кремль, т.к. строительство города Сызрани началось с кремля. 3. Двое будут работать с орфографическими словарями: один ученик найдет и выпишет слова, отвечающие на вопрос – Каким должен быть наш город? и Какими должны быть жители Сызрани? – А остальные ребята запишут предложение: (показываю напечатанное предложение на доске) В городе Сызрани ж..вут х..рош..е ж..тели. – Вставим и объясним пропущенные орфограммы. – Разберем предложение по членам предложения и частям речи. ( все пишут, а один ученик выходит и разбирает его) -Разберем по составу слово жители. (у доски) – Выполним фонетический разбор слова Сызрань – с ы з р а н, – 2 слога, 7б., 6 зв, 2гл. зв., 4 согл. зв. – Морфологический разбор существительного в городе.

– Проверям индивидуальные задания. – Узнаем, что же такое слово “город”.

– Что же означает слово Кремль? (ученик читает что он выписал из толкового словаря)

– Каким должен быть город Сызрань? (отвечает тот, кому дано было задание) – Какими должны быть жители нашего города? (ответ уч-ся и детей)Сегодня на уроке нам нужно будет собрать первое строение города – сызранский кремль.– С первым заданием вы хорошо справились – и фундамент кремля построен (1). (показ на доске)

4. Актуализация ранее изученного материала. (3 мин.)

Фронтальный опрос.

– Ребята, вот мы сейчас записали предложение, общались, отвечали на вопросы.

– При помощи чего люди общаются друг с другом? (Речи, языка, жестов.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

– Из чего состоит речь? (Из предложений, слов, слогов, букв.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

– Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

– Приведите примеры.

( 8слайд – читает диктор)

Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, означено словами.

Вторая часть Кремля собрана!

Язык, на котором мы говорим, очень богат. Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме “Части речи”, будем узнавать части речи, классифицировать их. – Написали в тетрадях тему урока – Части речи. 9 слайд– Ребята, давайте вспомним:

5. Закрепление знаний о частях речи

Физкультминутка

Упражнение в распознавании частей речи. Ответы на вопросы.

Какие бывают части речи? Назовите их. – Что называется именем существительным? Приведите примеры. (Читается стих о существительном)

Что такое имя прилагательное? Примеры. (Стихотворение о прилагательном)

– Что вы знаете о глаголе? (Стихотворение.)

10–19 слайды

Физкультминутка

– Я буду называть или показывать предмет, а вы должны показать, что этот предмет может делать?

– Ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, отлично делали физминутку, поэтому, Следующая часть кремля собрана (3).

– Продолжим урок.– Ребята, а что мы знаем о словах и что мы можем с ними делать? (сочинить, составить из них предложения, сочинить стих, и даже сказку)– Как вы думаете, вы все уже знаете о словах?– А сколько их в русском языке?– А во всех языках вместе?

• Послушайте, какую сказку я вам расскажу о словах. 20 слайд А вы подумайте, на какие группы можно разделить все слова. 21 слайд-24 слайд

Проблема.

– Ребята, может быть вы сможете их помирить?-Чтобы вы предложили для этого сделать?( Навести порядок, найти какие-то признаки, по которым их можно распределить).– По каким – либо признакам можно разделить слова? На какие группы?25 слайд

1. По количеству букв. (показ)
2. По алфавиту (показ)
3. По ударению (показ)

– А еще можно эти слова разделить:4. по окончанию (показ)5. по количеству слогов (показ)

6. По вопросу

– Какой же главный признак вы определили? (Разбиение по вопросу.)

– Запишем эти слова по вопросам в тетради. (26 слайд)

Что? Кто? слайд__________________________________ слайд

Какая? Какой? слайд________________________________ слайд

Что делать?слайд_________________________________ слайд

– А слова, к которым нельзя задать вопрос – в отдельную группу. слайд______________

– Что же объединяет слова первой, второй, третьей группы? (Вопрос)

– Давайте, почитаем слова.

– Что мы имеем в виду, когда называем эти слова?

(Полка, белка – предмет, белая, милый – признак плакать – действие предмета)

– Молодцы! Вы учились разбивать слова на группы по вопросу!

– Дать название этим словам первой, второй, третьей группы.

Вывод: Частей речи, ребята, в русском языке много, мы с вами постепенно со всеми познакомимся.

7. Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся (9 мин.)

– А теперь послушайте стих о нашем городе. Его сочинила ученица 2 класса нашей школы Зинова Маша. 27-28 слайды

На доску учитель вывешивает названия частей речи.

– Ребята, в тетради следующую строку разделите на 4 части, запишите сокращенное название частей речи. 27 слайд (Таблица – помощник )

Обозначение:

Существительное – сущ.
Прилагательное – прил.
Глагол – гл.
Предлог – п.

– Сейчас вас ждет индивидуально-групповая работа – одна группа работает за компьютерами, а остальные – выписывают из стиха известные вам части речи.

– Работа с тестом по теме “Части речи”. за ПК.

– Проверка выполнения задания. 29 слайд (слайд с правильными ответами – какие части речи дети выписали)

Молодцы! Наш сызранский Кремль собран!! (4)

8. Итоговое закрепление темы урока (2 мин.)

– Задание-эстафета. Игра “Собери ромашки”.

– Ребята, пока мы работали, в городе подул ветер и сорвал все лепестки с цветов, растущих у Кремля. У вас на парте лежат лепестки от ромашек. Давайте соберем их вместе.

На доске рисунки в виде ромашки, на серединках – названия частей речи (существительное, прилагательное, глагол, предлог). Дети встают в две колонки друг за другом между партами, поочереди выходят к доске, прикрепляют лепестки, определяя часть речи, прикрепляют его к определенному цветку).

Скоро, в сентябре у нашего города Юбилей, ему исполнится 325 лет 30 слайд

(Юбилей – годовщина чьей-нибудь жизни или существования кого-нибудь или чего-нибудь).

– Давайте вспомним, что же мы – ученики 3 класса сделали для того, чтобы наш город стал красивым? 31 слайд (убирали парк, класс, школу)

– А что еще мы можем сделать полезного и хорошего для нашего города?(посадить растения)

– Ведь сейчас весна, и мы можем посадить красивые растения у своего жилья. От этого город станет красивым и нарядным. И, конечно, не забудем ухаживать за цветами, кустарниками, деревьями.

9. Итог урока. Рефлексия (1 мин.)

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

– Что новое вы сегодня узнали на уроке? 32 слайд. Закончите предложение: Я понял… Я узнал… Я научился …

10. Домашнее задание (1 мин.)

33 слайд

– Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник:

1) Подобрать и записать в тетради по 5 слов на каждую часть речи.
2) Придумать и записать 3 предложения о нашем городе, определить и обозначите части речи.
3) Написать сочинение о своем городе.

– Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

Спасибо! Урок окончен!

Приложение 1