Цели:
Образовательные:
- Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о частях речи.
- Формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам.
- Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.
- Организовать дифференцированную работу на уроке.
- На основании полученных знаний, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу.
Развивающие:
- Продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся.
- Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.
- Продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
- Содействовать развитию коммуникативных навыков.
- Развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
- Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.
- Развитие памяти, воображения.
- Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
- Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
- Способствовать повышению речевой культуры.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
- Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
- Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.
- Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
- Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Средства обучения – таблицы, индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока.
Формы контроля – индивидуальный опрос, экспресс– тест, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
“...Русский народ создал язык, яркий,
как радуга после весеннего ливня, |
Приложение 1 (Слайд 1)
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
– Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
– Подготовим для работы пальчики. Поиграем с ними.
Пальчиковые игра: “Разминаем пальчики”
2. Минута чистописания. Рефлексия (4 мин.)
–Откройте тетради, запишите в тетрадях число, Кл работа.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
– Ребята, о каком городе идет речь? Слушайте внимательно: 2слайд (с Указом)
18 сентября 1683 по Указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей был построен город при устье реки Крымзы и имел форму неправильного семиугольника. Этот город имел назначение крепости для обороны от нападения инородцев, кочевавших по левой стороне Волги. Началось строительство города с кремля и крепости. 3 слайд. Первым правителем города стал симбирский воевода князь Григорий Афанасьевич Козловский. 4 слайд. Его первые жители приехали из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест.
– Что это за город? – Сызрань. 5 слайд – С какой буквы, какого звука начинается это слово?– Давайте пропишем букву и соединения с буквой “с”.6 слайд
Сс Сс со сы су са со св ст
3. Словарно-орфографическая работа
– Придумайте красивое предложение о нашем городе. 7 слайд (дети придумывают и говорят свои предложения) – Сейчас мы запишем предложение о городе, а некоторые ребята получат индивидуальные задания: 1 Один человек работает с толковым словарем. Он ищет значение слова город. 2. Из энциклопедии выписать значение слова Кремль, т.к. строительство города Сызрани началось с кремля. 3. Двое будут работать с орфографическими словарями: один ученик найдет и выпишет слова, отвечающие на вопрос – Каким должен быть наш город? и Какими должны быть жители Сызрани? – А остальные ребята запишут предложение: (показываю напечатанное предложение на доске) В городе Сызрани ж..вут х..рош..е ж..тели. – Вставим и объясним пропущенные орфограммы. – Разберем предложение по членам предложения и частям речи. ( все пишут, а один ученик выходит и разбирает его) -Разберем по составу слово жители. (у доски) – Выполним фонетический разбор слова Сызрань – с ы з р а н, – 2 слога, 7б., 6 зв, 2гл. зв., 4 согл. зв. – Морфологический разбор существительного в городе.
– Проверям индивидуальные задания. – Узнаем, что же такое слово “город”.
– Что же означает слово Кремль? (ученик читает что он выписал из толкового словаря)
– Каким должен быть город Сызрань? (отвечает тот, кому дано было задание) – Какими должны быть жители нашего города? (ответ уч-ся и детей) – Сегодня на уроке нам нужно будет собрать первое строение города – сызранский кремль.– С первым заданием вы хорошо справились – и фундамент кремля построен (1). (показ на доске)
4. Актуализация ранее изученного материала. (3 мин.)
Фронтальный опрос.
– Ребята, вот мы сейчас записали предложение, общались, отвечали на вопросы.
– При помощи чего люди общаются друг с другом? (Речи, языка, жестов.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Из чего состоит речь? (Из предложений, слов, слогов, букв.)
– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)
– Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
– Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)
– Из чего состоят предложения? (Из слов.)
– Приведите примеры.
( 8слайд – читает диктор)
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, означено словами.
Вторая часть Кремля собрана!
Язык, на котором мы говорим, очень богат. Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме “Части речи”, будем узнавать части речи, классифицировать их. – Написали в тетрадях тему урока – Части речи. 9 слайд– Ребята, давайте вспомним:
5. Закрепление знаний о частях речи
Физкультминутка
Упражнение в распознавании частей речи. Ответы на вопросы.
Какие бывают части речи? Назовите их. – Что называется именем существительным? Приведите примеры. (Читается стих о существительном)
– Что такое имя прилагательное? Примеры. (Стихотворение о прилагательном)
– Что вы знаете о глаголе? (Стихотворение.)
10–19 слайды
Физкультминутка
– Я буду называть или показывать предмет, а вы должны показать, что этот предмет может делать?
– Ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, отлично делали физминутку, поэтому, Следующая часть кремля собрана (3).
– Продолжим урок.– Ребята, а что мы знаем о словах и что мы можем с ними делать? (сочинить, составить из них предложения, сочинить стих, и даже сказку)– Как вы думаете, вы все уже знаете о словах?– А сколько их в русском языке?– А во всех языках вместе?
• Послушайте, какую сказку я вам расскажу о словах. 20 слайд А вы подумайте, на какие группы можно разделить все слова. 21 слайд-24 слайд
Проблема.
– Ребята, может быть вы сможете их помирить?-Чтобы вы предложили для этого сделать?( Навести порядок, найти какие-то признаки, по которым их можно распределить).– По каким – либо признакам можно разделить слова? На какие группы?25 слайд
1. По количеству букв. (показ)
2. По алфавиту (показ)
3. По ударению (показ)
– А еще можно эти слова разделить:4. по окончанию (показ)5. по количеству слогов (показ)
6. По вопросу
– Какой же главный признак вы определили? (Разбиение по вопросу.)
– Запишем эти слова по вопросам в тетради. (26 слайд)
Что? Кто? – слайд__________________________________ слайд
Какая? Какой? – слайд________________________________ слайд
Что делать? – слайд_________________________________ слайд
– А слова, к которым нельзя задать вопрос – в отдельную группу. слайд______________
– Что же объединяет слова первой, второй, третьей группы? (Вопрос)
– Давайте, почитаем слова.
– Что мы имеем в виду, когда называем эти слова?
(Полка, белка – предмет, белая, милый – признак плакать – действие предмета)
– Молодцы! Вы учились разбивать слова на группы по вопросу!
– Дать название этим словам первой, второй, третьей группы.
Вывод: Частей речи, ребята, в русском языке много, мы с вами постепенно со всеми познакомимся.
7. Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся (9 мин.)
– А теперь послушайте стих о нашем городе. Его сочинила ученица 2 класса нашей школы Зинова Маша. 27-28 слайды
На доску учитель вывешивает названия частей речи.
– Ребята, в тетради следующую строку разделите на 4 части, запишите сокращенное название частей речи. 27 слайд (Таблица – помощник )
Обозначение:
Существительное – сущ.
Прилагательное – прил.
Глагол – гл.
Предлог – п.
– Сейчас вас ждет индивидуально-групповая работа – одна группа работает за компьютерами, а остальные – выписывают из стиха известные вам части речи.
– Работа с тестом по теме “Части речи”. за ПК.
– Проверка выполнения задания. 29 слайд (слайд с правильными ответами – какие части речи дети выписали)
– Молодцы! Наш сызранский Кремль собран!! (4)
8. Итоговое закрепление темы урока (2 мин.)
– Задание-эстафета. Игра “Собери ромашки”.
– Ребята, пока мы работали, в городе подул ветер и сорвал все лепестки с цветов, растущих у Кремля. У вас на парте лежат лепестки от ромашек. Давайте соберем их вместе.
На доске рисунки в виде ромашки, на серединках – названия частей речи (существительное, прилагательное, глагол, предлог). Дети встают в две колонки друг за другом между партами, поочереди выходят к доске, прикрепляют лепестки, определяя часть речи, прикрепляют его к определенному цветку).
Скоро, в сентябре у нашего города Юбилей, ему исполнится 325 лет 30 слайд
(Юбилей – годовщина чьей-нибудь жизни или существования кого-нибудь или чего-нибудь).
– Давайте вспомним, что же мы – ученики 3 класса сделали для того, чтобы наш город стал красивым? 31 слайд (убирали парк, класс, школу)
– А что еще мы можем сделать полезного и хорошего для нашего города?(посадить растения)
– Ведь сейчас весна, и мы можем посадить красивые растения у своего жилья. От этого город станет красивым и нарядным. И, конечно, не забудем ухаживать за цветами, кустарниками, деревьями.
9. Итог урока. Рефлексия (1 мин.)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Что новое вы сегодня узнали на уроке? 32 слайд. Закончите предложение: Я понял… Я узнал… Я научился …
10. Домашнее задание (1 мин.)
33 слайд
– Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник:
1) Подобрать и записать в тетради по 5 слов на каждую часть речи.
2) Придумать и записать 3 предложения о нашем городе, определить и обозначите части речи.
3) Написать сочинение о своем городе.
– Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
Спасибо! Урок окончен!