Цель: расширение кругозора, систематизация знаний.
Задачи:
- Раскрыть взаимосвязь между названиями растений и их особенностями.
- Расширить знания учащихся о растениях, которые им встречаются.
- Развивать устную природоведческую речь, любознательность.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации, энциклопедия, картинка с изображением муравьишки, таблички со словами: травы и цветы, деревья, грибы, ягоды, растения.
Ход мероприятияНа доске эпиграф:
Мир природы таинственно прекрасен.
Радость неведомого захлёстывает тебя. Н. Сладков |
Учитель: Ребята, сегодня мы будем путешествовать. Прочитайте, куда же мы отправимся.
(Дети читают на доске тему путешествия.)
– А с кем мы сегодня будем путешествовать, попробуйте отгадать:
У нас клетки и амбары,
Мы лесные санитары.
Ты наш дом не разрушай,
Ты нас лучше охраняй.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравей.)
– Итак, в путь! Догадайтесь, о каких растениях идет речь.
Бежит тропинка через луг.
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг
Да по колено травы.
– Мы поговорим о травах и о цветах.
(Перевернуть табличку.)
1-й этап
: – травы, цветы- Этот цветок первым расцветает весной. Своё название получил оттого, что у него с одной стороны лист мягкий, как мама, а с другой – жёсткий, как мачеха. (Мать-и-мачеха)
– Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар поможет вылечить кашель)
- В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мед. (Медуница)
– Чем полезен мед? (От простудных заболеваний).
- Эй, звоночки, синий цвет –
С языком, а звону нет. (Колокольчик)
– А вы знаете, что этот цветок служит гостиницей для мошек и букашек. Спрячется солнышко за тучи – наклонит он свою головку и становится похож на крошечный шалашик, в котором могут и насекомые заночевать, выглянет солнышко – он опять головку поднимет, выпустит мошек на волю и зазвенит.
- Листья гладкие да круглые, словно яйца. Среди них хвост торчит. Он никогда не прячется от человека, и любит расти у него на виду – вдоль дорог, на лугах, возле домов. (Подорожник)
– От чего может помочь подорожник? (Если натер ногу, при ссадинах, ожогах и укусе насекомых)
– Что надо сделать сначала, прежде чем приложить лист? (Вымыть его)
- Листочки этого растения красивые, воздушные, резные. Говорят, что цветки его наделены волшебной силой и помогают искать клады. У этого растения молодые листья завернуты как улитки. (Папоротник)
– Цветет ли папоротник? (Он не цветут, на обратной стороне листа созревают семена, которые разлетаются)
- Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнечник)
– А почему это растение так назвали? (Растет прямо под солнцем)
– Куда обращена головка подсолнечника в полдень? (К солнцу, наверх)
- Манная каша варится из манной крупы. Из чего получают манную крупу? (Из зерен пшеницы).
– Из пшеницы пекут белый хлеб, а черный? (Из ржи)
Какую траву узнает даже слепой? (Крапиву)
– Почему крапива жжется? (В волосках, на листьях крапивы, есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается, стенки волосков царапают кожу, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение)
– Про какие растения мы с вами сейчас говорили? (О травах и цветах)
– Отправляемся дальше.
Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый…
Твое молчание немое
И твой таинственный язык.
Как что-то близкое, родное…
– Да, ребята, речь пойдет о деревьях. (Перевернуть табличку)
2-й этап – деревья
- Никто не пугает, а вся дрожит? Из этого растения делают спички. (Осина)
– Почему лист у дерева дрожит? (Это дрожат ее листочки, т.к. черешки у них в верхней части сильно сплющены)
- Это растение называют чемпионом Сибири по росту, ещё называют “легкими города”. (Тополь)
– Почему у тополя молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза).
- Это самое морозоустойчивое растение.
Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница).
– Как называются листочки у лиственницы? (Хвоя) Что происходит с ними с наступлением осени? (Сбрасывает)
- Какое дерево цветет в наших краях самое последнее – в июле? (Липа)
– Что делают из цветов (заваривают чай – хорошо помогает при простуде); из нектара, который собирают пчелы, делают мед, который очень полезен; орехи мелкие (в пищу), а из коры делают лапти.
- Её листва желтеет самой первой, а семена разбрасывает зимой. Ёще её называют доброй няней ели, т. к. под ветвями не гибнет молодняк елей. (Береза)
– Почему даже в самый жаркий летний день кора березы остается прохладной? (Свет отражается от белого ствола)
- Из этого растения делают музыкальные инструменты. Ранней весной частично сбрасывает свою хвою. Без неё не обходится Новый год (Ель).
– Почему в еловых лесах страшнее, чем в сосновых? Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
- Это дерево одно из самых полезных наших растений – её запах убивает все бактерии вокруг. Оно цветёт в мае. Ещё по ней предсказывают погоду, говорят: зацвела – жди холодов. (Черёмуха)
– Итак, про что мы говорили на этом этапе? (О деревьях)
– О чем мы поговорим на следующем этапе узнаете, отгадав загадку:
Невысок и коренаст,
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с прилипшими иголками. (Грибы.)
3-й этап – грибы
– Верно. На том этапе мы поговорим о грибах. (Перевернуть табличку)
– Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки.
Под березами растут,
Как же их зовут? (Подберезовики)
– Почему их так назвали? (Растут под березами)
Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
– Почему их так назвали? (Рыжие, как лиса)
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети,-
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу. (Опята)
– Почему их так назвали? (Растут на пеньках)
Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик.
На нем сер сарафанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)
– Почему его так назвали? (Растет под осинкой)
Средь молоденьких сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок… (масленок)
– Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом)
Люблю я в разных шляпках быть:
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это…(сыроежки).
– Почему их так назвали? (Любят сырые места, сухости не переносят)
А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красной шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор)
– Почему их так назвали? (Настоем этого гриба морили мух, т. к. ядовитый гриб)
– Какие еще ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложные опята)
– Если это ядовитые грибы, и мы их не используем в пищу, то можно уничтожать их? (Нет, их едят животные)
– Какие животные едят грибы? (Лоси)
– Чем еще питается лось? (Ветками, травой).
– А как нужно собирать грибы? (Срезать ножом, не вырывать с грибницей. Тот гриб, который не пригоден – оставить, не трогать)
Вывод: Ничего в природе не растет зря. То, что не использует человек, использует кто-нибудь другой.
– Отправляемся на следующий этап и здесь мы поговорим о… (перевернуть табличку – ягодах)
4-й этап – ягоды
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
- Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику)
- В какой ягоде больше всего витамина С? (Черная смородина, шиповник)
- Название этой ягоды связано с названием птицы. Какую ягоду нельзя есть? (Вороний глаз)
– О чем мы говорили во время нашего путешествия, как можно назвать одним словом. (О растениях) (Перевернуть табличку)
Я по полю широкому молча пройдусь
И лесам, и кустам, и цветам поклонюсь!
Я букет соберу, и замру в восхищенье –
Как прекрасно, как чудно ты, Божье творенье!
Литература:
- Занимательное природоведение. Новокузнецк, 1994.
- Моя первая энциклопедия (растения). Издательский Дом “Литера”, 2005.
- Энциклопедия для детей (биология). М.: “Аванта +”, 1997.