Цели: обобщить знания о написании безударных гласных в корне слова, учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе, развивать умения распознавать безударные гласные в корне слова, осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.
Ход урока
1. Организационный момент
Ситуация успеха.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Перед нами три дороги, давайте прочитаем, как они называются. (хором)
…Направо мы пойдём –
К словам с безударной гласной придём.
Прямо мы пойдём-
В гости к парным согласным зайдём.
Налево пойдём-
С непроизносимыми согласными урок проведём.
По какой дороге мы с вами пойдем, вы должны определить сами, а поможет нам в этом предложение.
Л . сные тр . пинки т . нисты. |
– Прочитайте его. Вставьте пропущенные буквы. Спишите его, обозначив орфограммы.
Проверьте предложение и оцените себя. У кого получилось, так как в образце, поставьте +, у кого есть ошибки поставьте -.
Какое правило вы использовали при написании всех слов в предложении?
Как же мы проверяем безударные гласные в корне слова?
Посмотрите, может быть у меня на столе есть такие слова?
Кто из вас догадался, по какой дороге мы пойдем?
Тогда напротив этой дороги мы поставим знак !
2. Ситуация разрыва
– Запишите в тетрадь слово м. чи, рядом запишите проверочное.
Я увидела у вас 2 варианта написания этого слова, но я диктовала только одно слово. Почему так получилось?
Вы не знали значения этого слова, и попали в ловушку.
Мы думали, что пойдем беспрепятственно по этой тропинке, а, оказывается, есть свои секреты, на которые нам нужно обратить внимание и которые мы будем открывать.
А теперь посмотрите на доску и запишите слово с проверочным словом.
На доске:
Слезал |
– Что обозначает это слово?
А если бы я взяла другую букву в корне слова лексическое значение слова тогда бы изменилось?
Как тогда будем проверять слова?
Значит, слова надо писать слова не бездумно, а смотреть в содержание текста.
3. Физкультминутка
4. Продолжение темы
– О чем мы с вами говорили? (Ответы детей.)
Теперь вы умеете проверять безударные гласные в корне? Как?
5. Проблемная ситуация– Сейчас нам предстоит интересная работа в группах. У вас есть конверты, в них находятся слова, вам эти слова нужно распределить по какому-то признаку. А по какому признаку вы должны догадаться сами. Пропущенную букву вставлять фломастером.
(Работа в группах и проверка.)
– Какой вывод можно сделать?
Не все слова можно проверить, есть такие слова, которые не проверяются – это слова из словаря. А слово карандаш взято из словаря?
6. Самостоятельная работа– У меня на доске слово карандаш написано16 раз по-разному. Не верите, смотрите сами. Все 16 слов читаются совершенно одинаково, значит, на слух ни одну ошибку не заметишь. А вот глазами непременно увидишь. Из 16 написаний лишь одно написано без ошибок. Найдите его и запишите, поставьте ударение и обозначьте орфограмму.
карандашь | карандаж | карандажь | корандаш |
корандашь | корандаж | корандажь | карандаш |
карондаш | карондашь | карондаж | карондажь |
корондаш | корондашь | корондаж | корондажь |
– Кто уже написал это слово выйдет к доске и выполнит эту работу у доски.
Можно ли в корне этого слова проверить гласную?
А что тогда будем делать?
7. Работа с взаимопроверкой– Раз вы такие внимательные сейчас нужно выполнить упражнение на стр. 56 № 117. исправьте сами ошибки и сделайте взаимопроверку.
Вывод: Итак, путешествуя сегодня по дороге с безударными гласными, мы успешно справились с заданиями. Так что же нужно сделать, чтобы найти безударную гласную в коне слова?
Как вы считаете, все секреты мы успели раскрыть?
8. Рефлексия– У кого сегодня получилось то, что раньше вы не могли сделать. Оцените себя.