Урок математики в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • в ходе урока формировать умение анализировать и решать задачи на одновременное движение;
  • закреплять навыки устных вычислений в пределах миллиона;
  • развивать математическую речь учеников в ходе комментирования, объяснения, аргументации смысла выражений, составленных для задач и использования математических терминов;
  • развивать внимание, память, речь, познавательный интерес.

Оборудование: учебник Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 2. (М.:, 2007. С. 117–119); опорные схемы; карточки для устного счета, карточки с задачами у каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

2. Устный счет

Учитель: На любом уроке, в любом деле нам необходимо внимание, поэтому мы начнем наш урок с игры "Кто самый внимательный?". Я буду показывать вам два числа. Если они написаны на красном фоне, то их надо умножить; если на синем – вычесть; если на зеленом –рахделить; если на желтом –сложить.

  • 6800 и 100 С зеленом фоне
  • 250 и 50 Р зеленом фоне
  • 18000 и 1 Й на синем фоне
  • 560 и 80 А зеленом фоне
  • 10800 и 10 С зеленом фоне
  • 2000 и 250 У на синем фоне
  • 12799 и 1 А на желтом фоне
  • 360 и 20 Д на красном фоне
  • 2099 и 100 Ж на желтом фоне

68, 5, 17999, 7, 1080, 1750, 12800, 7200, 2199

Учитель: Расположите ответы в порядке возрастания.

5 7 68 1080 1750 2199 7200 12800 17999
Р А С С У Ж Д А Й

Учитель: Какое слово получилось? Что это значит?

Дети: Чтобы правильно решать задачи, примеры, прийти к какому-то выводу, надо рассуждать, думать самому, а не просто списывать с доски.

3. Объявление темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим решать задачи на движение. Какие знания нам понадобятся для этого?

4. Работа по теме урока

1) Закончи высказывания:

а) Для того, чтобы найти расстояние, нужно____________________
б) Для того, чтобы найти скорость, нужно ______________________
в) Для того, чтобы найти время, нужно_________________________
г) Чему равна скорость сближения при встречном движении?
д) Чему равна скорость сближения при движении вдогонку?

2) Составить задачи по схемам и подобрать к ним подходящие выражения:

5. Закрепление

1. Решите примеры.

Tсли мы все примеры решим правильно, то узнаем следующее задание.

Вариант 1 Вариант 2
Л

З

Д

И

756 * 98

7752 : 38

480710 – 479841

49327 + 25675

А

А

Ч

К

65 * 357

7700 : 25

101344 – 58905

37726 + 45875

204 869 23205 75002 308 42439

Учитель: Сравните свои ответы и расположите их в порядке возрастания. Лишние зачеркните.

204 З 308 А 869 Д 23205 А 42439 Ч 75002 И

2. Блиц-турнир.

  • Шофер все сильнее давит на газ.
    Скорость – 100 км\ч.
    Тебе не трудно будет сказать
    Сколько проедет за 3 часа
    Автомобиль со скоростью этой?
    Решай поскорее – ждем ответа!
  • За 5 часов один гражданин
    35 км пройдет.
    Должен ответ быть скорее готов:
    Сколько пройдет он за 8 часов,
    Если скорость свою не изменит?
    Решай, и учитель ответ твой оценит.
  • Новый робот, изготовленный на большой планете Морковии, может бежать3 часа. Скоростью 60 км\ч и 2 ч лететь со скоростью 40 км\ч. После этого у него заканчивается заряд в батареях. Какое расстояние может преодолеть этот робот без подзарядки?
  • Из 2 городов планеты Морковии, расстояние между которыми 90 км, одновременно вышли навстречу друг другу два робота устаревшей конструкции. Первый робот шел со скоростью 20 км\ч, второй – 25 км\ч. Через сколько часов они встретятся?

Решение

  1. 100 * 3 = 300(км)
  2. 35 : 5 * 8 = 56(км)
  3. 3 * 60 + 2 * 40 = 260(км)
  4. 90 : (20 + 25) = 2(ч)

Молодцы! И с этим заданием справились!

6. Физкультминутка (для рук)

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.

(Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).

7. Закрепление (продолжение)

Учитель. Решение задач трех уровней сложности: первый уровень самый легкий, а третий уровень самый сложный. Выберите задачу.

Уровень 1

Два поезда выехали одновременно из двух городов навстречу друг другу. Скорость первого поезда 76 км\ч , другого – 67 км\ч. Какое расстояние между городами, если поезда встретились через 6 часов?

(76 + 67) * 6 = 858 (км)

Уровень 2

Два поезда выехали одновременно из двух городов навстречу друг другу. Скорость первого поезда 76 км\ч, второго – на 9 км\ч меньше. На каком расстоянии города, если поезда встретились через 6 часов?

(76 + 76 – 9) * 6 = 858 (км)

Уровень 3

Два поезда выехали из двух городов одновременно навстречу друг другу. Скорость первого поезда – а км\ч, второго – на 9 км\ч меньше. Найди расстояние между городами, если встреча произошла через 6 часов. Составь выражение для решения задачи и найди его значение, при а = 76 км\ч.

(а + а – 9) * 6 а = 76 км\ч (76 + 76 – 9) * 6 = 858 (км)

2. (Дополнительно)

Самостоятельно решить уравнения. Стр. 119,  №9.

Ответы: а) х = 24 б) х = 8

8. Итог урока

Учитель.Какое задание показалось самым трудным? Какое задание было самое интересное?

Высшуливаются ответы детей.

9. Домашнее задание

С. 119,  № 8, 11.

Придумайте для соседа по парте три задачи одновременного движения для случая движения вдогонку, с отставанием и в противоположном направлении.