Цель:
- образовательная – рассказать о начале складывания государства Русь; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в становлении государства, изучение понятия как формы мышления;
- развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, формировать навык использования ЭОРов (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/) для расширения и углубления знаний учащихся, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;
- воспитательная – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.
Тип урока: комбинированный интегрированный урок (история + информатика) (90 мин)
Оборудование: класс ПК, проектор, экран, карта “Киевская Русь в IX – начале XIIвв”, учебники, рабочие тетради “История России с древнейших времен до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, ЦОР “История государства и народов России. 6-9 кл” Данилов А.А., косулина Л.Г, ЭОРы коллекции , рабочая тетрадь для 6 класса Л. Босова по Информатике.
Основные понятия и термины: государство, князь, полюдье, уроки, погосты, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 мин)
II. Опрос домашнего задания
а) Индивидуальный устный у доски.
Учитель истории:
– Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян.
– Кто такие варяги? Как они появились на землях восточных славян?
– Кто такие “норманнисты” и “антинорманнисты”? В чем суть норманнской теории?
– Какое событие произошло в 882 году? Охарактеризуйте управление Древнерусским государством.
б) “полетный” опрос по понятиям и терминам.
Учитель информатики. Сегодня у нас с вами необычный урок. И сама тема урока представленная на слайде, тоже необычна (озвучивает тему). Вполне понятно, что у многих из вас возникает вопрос “Зачем нужен такой урок?”. Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки. Делать открытия, получать новые знания нам поможет учебный предмет “Информатика”. Изучая раздел “Человек и информация”, вы рассматривали вопрос о том, как образуются понятия. Сегодня мы продолжим работу по формированию умений и навыков применения универсальных понятий при изучении указанной темы.
Вспомним основные логические приемы формирования понятий (стр. 38–40 учебника Л.Босовой “Информатика” 6 класс. Дано задание повторить этот материал дома).
Учитель информатики. Давайте вспомним определение информатики.
Ответ учащихся.
Учитель информатики. Действия, выполняемые с информацией, мы называем информационными процессами (приводим примеры). Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, независимо от её научной принадлежности. Это значит, что все эти методы могут быть отнесены нами к общенаучным методам познания. В процессе обучения человек усваивает разнообразную информацию – т.е. знания, которые он получает из различных источников. Эти знания помогают нам лучше понимать и объяснять происходящие события и факты. Многие понятия, которые мы используем при изучении истории, носят универсальный характер.
Предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (работа со слайдом)
- Какое из понятий “последовательность” и “множество” аналогично понятию “класс”? Давайте мысленно выделим признаки объектов и ответим на вопрос.
- Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке. [Приложение 1]
Учитель информатики. Как будем решать задачу? Для решения поставленной задачи мысленно разделим объект на составные части. Каким логическим приемом мы воспользовались, отвечая на вопросы?
Дети: Для ответов на вопросы мы воспользовались логическим приемом: анализ.
Учитель информатики: Давайте вспомним, какие еще методов вы знаете? Дайте определения.
(Ученики формулируют определения, приводят примеры.).
- Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
- Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. “Все познается в сравнении”, – гласит народная мудрость.
- Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
- Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
- Обобщение – мысленное объединение однородных объектов.
Учитель информатики: Ребята, предлагаю вам открыть рабочие тетради по информатике на странице 50, и выполнить упражнение №21, чтобы еще раз рассмотреть как работают анализ и синтез на практике. [Приложение 1]
Проверка схемы и комментирование полученных результатов. Кто ошибся при выделении общего? А кто при выделении единичного?
Предлагаю продолжить работу и выполнить задание № 25 и 26. [Приложение 2]
Итак, из рассмотренных примеров очевидно, что анализ, синтез, абстрагирование и обобщение являются логическими приемами формирования понятий. А так же помогают в освоении новых знаний.
Переходим к теме сегодняшнего урока. Передаю слово учителю истории.
III. Изучение нового материала.
Учитель истории:
План изучения нового материала.
- Деятельность князя Олега.
- Правление князя Игоря.
- Правление княгини Ольги.
- Походы князя Святослава
Учитель истории: 1. Важным фактором в развитии Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика государства была сосредоточена на решении ряда задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории. Важное место занимали отношения с Византией, но на пути из Киева в Константинополь лежала Степь, где властвовали кочевники.
Ресурс: Восточные славяне. Образование древнерусского государства (N 111821) Вид ЦОР: Карта, Анимация
Работа по карте.
Главным противником русичей был Хазарский каганат, сложившийся в VII в, фактически он являлся первым государственным образованием феодального типа в Восточной Европе.
Учащиеся знакомятся с содержанием статьи о Хазарском каганате, предлагаемой в качестве индивидуального опережающего задания одним из учеников.
Хазарский каганат Ресурс: Хазарский каганат (N 112491) Вид ЦОР: Текст [Приложение 3]
Задание: Вспомним произведение А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Применив прием абстрагирования (выделив главное от второстепенного), определите, какие строки стихотворения характеризуют взаимоотношения Древнерусского государства и Хазарского каганата?
На основе данных, сделайте вывод об основных задачах внешней политики первых киевских князей.
Вывод:
- поддерживать торговые отношения с другими странами;
- защищать и расчищать торговые пути от кочевников, которые грабили купцов
Учитель истории: Отсюда – основные направления походов первых киевских князей:
- образование и расширение границ государства Русь(присоединение восточнославянских племен);
- византийское направление;
- восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).
Взаимоотношения с Византией складывались непросто. Регулярные торговые связи руссов и византийцев установились с 860 г. Однако на рубеже IX–X вв. они были прерваны. Летом 907 г. русские дружины во главе с Олегом (Ресурс: ОЛЕГ (N 50177) прибыли по суше и морю в Византию и разорили окрестности Константинополя.
Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 4]
Задание: проанализируйте предложенный документ, ответив на вопросы
Вопросы:
- О чем может свидетельствовать то, что в поход на Царьград (Константинополь) Олег собрал представителей различных племен?
- Как вы считаете, симпатизирует ли летописец действиям Олега?
- Определите, что в этом отрывке можно считать историческим фактом, а что – легендой?
Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г
Учащимся предлагается познакомиться с документом, проанализировать его и ответить на вопросы.
Отрывок из “Повести временных лет”, XII в. Ресурс: Отрывок из "Повести временных лет" (Договор Руси с Византией 911/912 г.) (N 112465) Вид ЦОР: Текст. [Приложение 5]
Вопросы:
- Обратите внимание на имена людей входивших в делегацию “от народа русского”. Как вы полагаете, кто они по национальности? Почему Русь в Константинополе представляют именно они?
- О чем свидетельствует наличие в договоре пункта о защите потерпевших кораблекрушение?
- Какого рода взаимоотношения существовали между Русью и Византией? Подтвердите свои выводы цитатами из текста?
2. После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика – Игорь. Ресурс: Игорь (N 111039) Вид ЦОР: Текст
Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 6]
Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (стр. 30-31 учебника) и сравнивают ее с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.
3. Правление княгини Ольги.
Опережающее задание. На основе материала из статьи “Слабая жена может иногда равняться с великими мужами”. “Наука и жизнь”, 1996, № 10 Ресурс: Слабая жена может иногда равняться с великими мужами" (N 119994) Вид ЦОР: Текст [Приложение 6]
Обратить внимание, что княгиня Ольга – первый реформатор Руси, установивший порядок сбора дани. Знакомство с понятиями “погосты” и “уроки”
Уроки Ресурс: Уроки (N 110967) Вид ЦОР: Текст
По налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.
Погост Ресурс: Погост (N 111837) Вид ЦОР: Текст
По налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Походы князя Святослава. [Приложение 6]
Святослав много сделал для расширения границ Древнерусского государства и обеспечения благоприятных условий для внешней торговли.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по учебнику.
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Завершение процесса объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей |
|
Уходя в длительные походы, Святослав не думал об обороне Киева, который подвергся нападению печенегов в 968г. киевляне говорили Святославу: “Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми. Святослав же говорил: “Хочу житии в Переяславце на Дунае…яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь”
Вопросы учащимся:
- Как высказывание киевлян характеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава?
- С какой целью Святослав хотел перенести столицу из Киева в Переяславец?
- Как описанные выше события свидетельствуют о чертах характера киевского князя?
Далее рассказ о гибели Святослава.
IV. Закрепление
Ресурс: Вопросы и задания к уроку (N 111940)
Вопросы и задания к уроку по теме “Становление Древнерусского государства”:
- Зачем Олег организовал поход на юг славянских земель?
- Почему столицей единого Древнерусского государства стал Киев, а не Новгород?
- Каким образом было организовано управление Древнерусским государством. Свой ответ оформите в виде схемы (в тетради).
- Какие пережитки родового строя можно проследить на раннем этапе существования Древнерусского государства?
- В чем отличие полюдья от налогов?
- Что позволяет говорить, что объединение славянских племен вокруг Киева не было прочным?
- Назовите причины налоговой реформы княгини Ольги.
- Почему княгиня Ольга одной из первых приняла христианство? Какое это имело значение?
- Назовите причины завоевательных походов князя Святослава. Каковы были итоги этих походов? Чем вы можете это объяснить?
Учитель информатики: Предлагаю обратиться к рабочей тетради на страницах 59- 60, к заданиям № 27 и №28
Вместе рассматриваем иерархию отношений и взаимосвязей.
27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.
Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.
Предлагаю самостоятельно определить такой же схемой отношения следующих понятий: древляне, славяне, развитые, поляне, кривичи, радимичи, тиверцы, волыняне, дикие.
28. Составьте пирамиду понятий по образцу.
Понятия: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина
Самостоятельно разработайте пирамиду деятельности первых русских князей. В вашей пирамиде должно быть не менее 4-х уровней.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Учитель истории: Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.
Примеры высказываний учащихся:
- Считаю, что цель достигнута, Думаю, что навыки основных логических приемов формирования понятий можно применить на уроках истории, когда, например, анализируется деятельность какого-нибудь государственного деятеля или событие.
- Мне тоже кажется, что цель достигнута. Раньше я даже не задумывалась, что анализ, синтез, обобщение, сравнение являются универсальными понятиями для любого предмета.
- Думаю, что цель достигнута. Я понял важность такой формы работы.
Учитель информатики. Вот и подошел к концу наш необычный, но, на мой взгляд, очень насыщенный и интересный урок. Какие знания по информатике помогли вам справиться с изучением сегодняшней темы? Чем необычен был сегодня урок? Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном уроке?
Примеры высказываний учащихся:
- Интересно, но необычно. Пролетел быстро, но, столько новых знаний.
- Я даже не думала, что способна столько воспринять и переварить информации.
- Я не ожидал что, все науки так тесно связаны, что анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в информатики поможет так глубоко познакомится с историческим событием.
- Такие уроки – это здорово!
Какое настроение у вас после урока?
VI. Домашнее задание
По истории
$ 4, задания 1,3 в рабочей тетради.
По информатике
Пользуясь знаниями, полученными в ходе урока и
используя информационные источники или ресурсы
подготовить презентации о деятельности наиболее
понравившегося вам исторического персонажа.