Урок-путешествие по "Морю рациональных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме: “Пропорция”;
  • Воспитательные: создание условий для активизации познавательного интереса к учебному предмету, самостоятельной деятельности;
    создание атмосферы сотрудничества;
  • Развивающие: формирование умений строить логическую цепочку рассуждений;
    формирование умений проводить обобщение, переносить знания в новую ситуацию.

Ход урока

I этап. Организация класса.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по “Морю Рациональных чисел”.

Цель нашего плавания – путешествие с заходом во все пристани повторения.

Наш корабль везет груз, и груз не простой – это багаж тех знаний, которые мы с вами накопили.

На борт нашего корабля могут подняться лишь те, кто:

  • четко знает определения всех нами пройденных математических понятий;
  • имеет навык в решении задач и примеров, то есть хорошо ориентируется в математическом пространстве.

Итак, вы готовы? Есть! Всем наверх! Поднять паруса! Полный вперед!

Путешествие началось!

Рис. 1

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раскрытых парусах.
На кораблике толпятся,
Чудо видят наяву:
Город новый, златоглавый,
Пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Это царство Положительного Числа, у которого есть сын-Процент и дочь-Дробь. Они постоянно спорят между собой, кто из них главнее, кто дороже Числу. Хоть они живут в математическом городе, но математики совершенно не знают. Поможем им разобраться!

II этап. Математический диктант.

Вариант 1

  1. Найти 25% от числа 360.
  2. Найти число, если его 8% равны 48.
  3. Найти от числа 36.
  4. Сколько процентов составляет число 15 от числа 60.
  5. Какую часть составляет число 8 от числа 36.

Вариант 2

  1. Сколько процентов составляет от числа 25 число 5.
  2. Найти 20% от числа 60.
  3. Какую часть составляет число 12 от числа 26.
  4. Найти число, если его 3% равны 63.
  5. Найти от числа 28.

Разобрались! Так кто же важнее для Числа?

Теперь Дробь и Процент будут жить в мире.

Ну, пора! Нам вышел срок,
Едем дальше на восток.
Смотрим – видим дело лихо,
Видно на море не тихо.
Что я вижу? Оказались мы все вдруг
В окружении пиратов.
Что же делать? Нам поможет только бой!

Итак, нам необходимо разгромить вражеские корабли.

III этап. Устный счет

Рис. 2

Вот! Их всех мы одолели,
Едем дальше, едем, едем.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
В царство славного Кроссворда.
И желанная страна вот уж издали видна!

IV этап. Решение кроссворда

Следующая наша пристань – Кроссворд. Она непростая! Пока не откроешь все замочки, в нее не попадешь. Подберем же вместе ключи ко всем замкам.

Кроссворд.

  1. Равенство двух отношений.
  2. Одна сотая часть числа.
  3. Частное двух чисел.
  4. Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности.
  5. Числа, используемые при счете.
  6. Равенство, содержащее неизвестное.
  7. Как одним словом можно назвать целые положительные и отрицательные числа, дробные положительные и отрицательные числа и нуль?

Рис. 3

Молодцы мы! Научились
Все замочки открывать,
Да ключи к ним подбирать.
Вышли вон и в путь пустились.
А лежит он нам далек,
Восвояси на Восток.
Едем дальше, видим чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
Чтобы в город тот попасть
Надо вам уж не пропасть.
Все задачи вам решить,
Все преграды устранить.

V этап. Самостоятельная работа.

Ель растет перед дворцом,
Рядом с ней хрустальный дом,
Белка в нем живет ручная,
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.

1 задание.

Вариант 1

Высота ели 4,5 м и она отбрасывает тень длиной 2 м. Найти высоту хрустального домика, если он в это же время дня отбрасывает тень длиной 0,8 м.

Вариант 2

Для того чтобы построить дом для белочки нужен хрусталь. Для приготовления 4кг хрусталя необходимо 2,6 кг речного песка. Сколько нужно взять песка, чтобы приготовить 6кг хрусталя?

Эта белочка при всех золотой грызет орех.
Изумруды вынимает и скорлупку собирает,
В кучки равные кладет.

2 задание.

При каком значении х (у) получатся равные значения. Решить пропорцию.

Вариант 1

Вариант 2

Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной,
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть.

3 задание.

Вычислить количество орехов.

Вариант 1

Вариант 2

Вот, и здесь мы погостили,
Да уж честь нам знать пора
Отправляться со двора.
Мы объехали весь свет,
Время тратили недаром,
Запаслись мы все товаром.
А товар тот – это клад,
Сундучок, набитый в ряд.
Ни алмаз, ни изумруд –
Чисел, цифр много тут.
Если вы его возьмете,
То богатым прослывете.
Но богатым не по злату, а у вас ума палата.

VI этап. Подведение итогов.

Наше путешествие окончилось. Вернемся в класс. Итак, что мы с вами сегодня сделали на уроке? Какой вид работы вам больше всего понравился?

Спасибо. Урок окончен.