Задачи: показать живительную силу единства русского народа, раскрыть такие черты русского характера как любовь к отечеству, национальное достоинство, самоотверженность, мужество, свободолюбие, трудолюбие, настойчивость, доброжелательность, сформировать у учащихся гордость за свой народ.
Ход подготовки.
1.Провести анкетирование учащихся:
1) Есть ли у тебя идеал человека? Чем он тебя привлекает?
2) Каких народных героев вы знаете? Почему мы их помним?
3) Могут ли быть герои в наши дни?
4) Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете?
5) Предложить учащимся поискать информацию о народных героях.
6) Подготовить выступления учащихся о И.О.Сусанине, А. Невском, А.И.Суворове.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные фрагменты оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”, видеофрагменты художественного фильма “Александр Невский”, стихи.
План-конспект
Вступительное слово ведущего.
Понятие народный герой включает не только обобщенный былинный или исторический образ, но и конкретных исторических лиц, отстаивающих интересы родного народа и уважающие интересы других народов.
Сегодня мы познакомимся с такими народными героями как А.Невский, И.О.Сусанин, А.В.Суворов, которые составляют славу и гордость русского народа.
Выступление 1-го ученика: Александр Невский.
13 век был временем самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее хлынули татары, разорили, обезлюдили большую часть страны и поработили остальное население. Не мене грозный враг грозил ей с северо-запада. В самом начале 1200-хгг. немецкие крестоносцы основали в устье Западной Двины свое государство-Орден меченосцев. В последующие годы они завоевали все чудские и ливские земли (Латвию и Эстонию) и вплотную подступили к Новгородским владениям. Другим противником Новгорода в Приладожье была Швеция. Перед политическими деятелями того времени была трудная задача – поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла бы продолжить свое существование.
Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена ее исполнению, является в русской истории князь Александр Невский.
Александр родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Его дедом был Всеволод Большое Гнездо.
В 1236г. Александр был посажен на престол, а в 1239г. женился на новгородской княгине Александре Брячиславне.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240г. над шведами.
В 1240г. шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли
Будущий правитель Швеции Ярл Биргер вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: ”Если можешь сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою Землю”.
Александр выступил навстречу шведам. Русские скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и внезапно напали на них.
Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: ”Самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь”. Шведы бежали на корабли и ночью уплыли вниз по Неве в море.
Именно за эту победу князя стали называть Невским.
Сражение 1240г предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на Новгородско-псковские земли. Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев, вторгся во владения новгородских земель. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников перевешал. Потом он пошел в Чудскую землю, во владения ордена, войска которого наголову разбили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду, который был еще крепок.
5 апреля 1242г. на солнечном восходе началась знаменитая битва, вошедшая в нашу историю под именем Ледового побоища. “И была сеча жестокая, – писал автор Жития Александра,- и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью”.
Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли.
Укрепив западные границы, Александр вынужден погрузиться в “дела восточные”. В 1247г хан Батый, правитель западной части Золотой орды, обратился к Александру : ”Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе?” Понимая, что противостоять монголам он не в состоянии, Александр не пошел на конфликт и отправился в Монголию. В дальнейшем вся восточная политика была направлена на, то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Для этого он несколько раз выезжал в Орду. Последний раз – в 1252г, когда хан разрешил князю вернуться во Владимир, но по дороге домой Александр заболел и умер.
Незадолго до этого римский папа Иннокентий 4 предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр отказался, он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547г. В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру, куда в 1724г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи.
1725г. императрица Екатерина 1 учредила орден святого Александра Невского – одну из высших наград Российской империи.
Выступление 2-го ученика. Иван Осипович Сусанин
В начале 17в. В пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Русский народ поднялся на борьбу. По все стране прозвучал призыв К.Минина:
“ Лучше смерть, чем иноземное иго”. Всюду встречали иностранных захватчиков кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение. Польские шляхтичи причинили большой ущерб русской земле. Молодой русский царь Михаил Романов находился в своей вотчине в деревне Домнино Костромского уезда. Интервенты хотели найти его и убить. Однажды отряд интервентов из 60 человек, сбился с пути и набрел на деревню, находившуюся недалеко от вотчины русского царя. Непрошенные гости ворвались в избу старосты деревни Ивана Сусанина. Он слыл добрым и справедливым человеком. У Ивана Осиповича была дочь и два приемных сына.
Враги требовали, чтобы И. Сусанин отвел их в Домнино, предлагали деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик не спешил. Он послал мужа дочери предупредить об опасности царя, чтобы тот скрылся в Ипатьевском монастыре.
Решив погубить интервентов, Сусанин согласился быть проводником. Он завел поляков в непроходимые чащи с топкими болотами. Черная лесная топь тянулась на много верст. Иван Осипович надеялся, что ему удастся бежать, но привязанный веревками к двум лошадям, никак не мог выбрать момент. Когда продвигались вдоль реки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шел шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил веревку и бросился в кусты. Враги выстрелил, но промахнулся. И тогда на Сусанина спустили собак, за ним побежало несколько поляков. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные скрутили его.
– Ты обманул нас!- кричали враги.
– Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете, – сказал Сусанин.
Выбившись из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая сохранить жизнь и в качестве награды награбленное золото. Но старик был непреклонен. Тогда шляхтичи изрубили Сусанина саблями.
К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали И.Сусанина. Под вечер они набрели на замерзших врагов, а затем обнаружили тело своего старосты.
Похоронен И.Сусанин на территории Ипатьевского монастыря.
Выступление 3-го ученика: Александр Васильевич Суворов.
Родился в 1730 году в семье офицера Семеновского полка.
Он под военною трубой
Был вскормлен, вспоен и воспитан.
И добрый барабанный бой
Не раз в бою им был испытан.
(К. Симонов)
Детство Саши проходило в деревне, затем в Москве. Ребенок был мал ростом, хил, тощ, дурно сложен и некрасив. Будучи взрослым, он никогда не держал в доме зеркал. Многие относили это к его чудачествам, но это потому что он не любил свой внешний облик и не хотел его видеть.
Когда маленький Саша научился читать, то нашел в библиотеке отца книги военного и исторического содержания, заинтересовавшего его. Всю жизнь А.Суворов ощущал себя исполнителем дела Петра 1, видел в нем национального героя. В отроческие годы его идеалом были герои-полководцы, превращавшие войну в искусство: А.Македонский, Ю.Цезарь, Ганнибал.
В детстве Саша любил купаться, играть в бабки и лапту, лазить по деревьям. От природы болезненный подросток закалял свое здоровье, изнурял себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду, отчего часто простужался и болел. Отец очень тревожился, усматривая в поступках сына одни странности. Уже тогда мальчика стали называть чудаком. Став великим полководцем, А.В.Суворов не изменял своим привычкам: предпочитал спать на сене, укрывался простыней, а когда холодно- синим форменным плащом. Не носил ни фуфаек, ни перчаток, в комнате обожал почти банную теплынь, в бане парился в страшную жару и окатывался ледяной водой. Любил животных, но дома их не держал. Его отрочество протекало в обстановке учебы, чтения, энергичной самостоятельной работы. Его не по годам острый ум и поразительная память всегда были предметом удивления и восхищения окружающих. Пополняя всю жизнь свои знания, к концу жизни А.В.Суворов знал немецкий, французский, итальянский и др. языки. Кроме блестящего знания военных наук, античного и современного ему миров, артиллерии, инженерного дела, сдал экстерном экзамены по морским наукам, получив чин мичмана, приобрел солидные знания санитарного дела. Будучи на аудиенции у Екатерины 2, А.В.Суворов настолько поразил ее своими обширными знаниями о европейском военном театре, судьбах Польши и Турции, что она пожаловала ему бриллиантовую звезду Александра Невского.
А.Суворов был зачислен сразу после рождения в Семеновский полк солдатом. Будучи скромным человеком, он продвигался к намеченной цели, начав с низших чинов. Боевое крещение он получил во время войны с Пруссией (1756-1763гг.) Здесь открылась его биографии, которую можно назвать партизанской: с отрядами казаков, гусар он наскакивал на регулярные соединения Фридриха и, нанеся удар, снова отступал. Чтобы подготовить полк к военным действиям, полководец проводил марши, приучал солдат к длинным переходам, устраивал осады крепостей.
Суворов любил повторять: “Тяжело в учении, легко в бою и, действительно, его бесконечные учения были более трудными, чем большинство схваток. Он приучал солдат сознательно пользоваться в бою приобретенными знаниями.
Фельдмаршал наш – орел-старик,
Один грешок за ним – горячка:
{оть на локтях, хоть на карачках
Ползти заставит напрямик,
Он на биваке дров достанет,
Из-под земли харчи найдет,
Зато беда – кто в бой отстанет,
В атаку мешкотно пойдет.
Под ядрами, не дуя в ус,
На роту роту, полк уложит
И полк на полк…
(К. Симонов).
В возрасте 40 лет за участие в борьбе с конфедератами в Польше А.Суворов был удостоен звания генерала и награжден орденом святой Анны. В 64 года он стал фельдмаршалом. Особенно его военное искусство проявилось в битвах с турками под Фокшанами и Рымником. Стремительное наступление принесло победу. Действия А.Суворова изумляли современников: в то время как две огромные армии-Потемкина и Лаудона выполняли второстепенные задачи. Двадцатипятитысячный отряд нанес решительное поражение главным силам Турции. Следующей победой А.Суворова явилось взятие неприступной крепости Измаил. Он понимал, насколько труден предстоящий бой: надо было разгромить целую армию, находившуюся в крепости, и бросил на чашу весов всю свою сорокалетнюю славу. Перед штурмом генерал обратился к войскам с речью: ”Дважды стояли русские перед Измаилом, и дважды отступали от него, теперь, в третий раз им ничего не осталось, как взять крепость или умереть”. Штурм Измаила показал чудеса русской храбрости и героизма.
А.Суворов постоянно обращался к чувству национальной гордости солдат, любви к своему отечеству. Его гениальная “Наука побеждать” создавалась полководцем всю жизнь. Каждым своим шагом, каждой строкой полководец отстаивал национальную самобытность в армии. В 69-летнем возрасте история готовила полководцу еще одно испытание. Римский император пригласил Суворова командовать своей армией и вручил ему судьбу Австрии и Италии. Главнокомандующему удалось одержать нравственную победу над русским царем в отстаивании русской самобытности. А.Суворов не оробел перед новым неприятелем – французами и держал победу в Итальянском и Швейцарском походах. Русские карабкались по утесам и скалам, с огромным трудом поднимались все выше и выше. Вершину горы заволокли облака, в густом тумане люди помогали друг другу, подсаживались, упирались штыками. Так непосредственно по крутому склону авангард взобрался на главный Альпийский хребет. Современники назвали этот переход “самым изумительным из подвигов за все время похода Суворова”. Окончился легендарный Швейцарский поход – лебединая песня А.Суворова. Звание генералиссимуса и Высочайшее повеление воздать ему императорские почести были высшим выражением благодарности родины своему гениальному сыну. Бессмертным памятником полководцу является его неугасимая слава. Умер А.В.Суворов в1800 году, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Остановись, прохожий!
Здесь человек лежит, на смертных не похожий,
На клиросе, в глуши, с дьячком он басом пел
И славою, как Петр иль Александр, гремел.
Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости вселял в сердца народу.
Не в латах, на конях, как греческий герой,
Не со щитом златым, украшенным всех паче,
С нагайкою в руках и на казацкой кляче
В едино взял полдюжины он Трой…
Одною пищею с солдатами питался,
Цари к нему в родство, не он к ним причитался.
Был двух империй вождь; Европу удивлял;
Сажал на трон царей и на соломе спал.
(А. Шишков)
План дальнейшей работы.
- Продолжить знакомство с народными героями (М.В.Кутузов, К.Минин и Д.Пожарский, Д.Донской и др.)
- Организовать экскурсию в исторически – краеведческий музей по данной теме.
- Найти информацию о героях, живущих в наши дни.
Литература.
- Борисов Н. В. Они повторили подвиг Сусанина. – М.: Просвещение, 1979.
- Михайлов О. Суворов. – М.: ДОСААФ СССР, 1989.
- Симонов К. Суворов – Стихотворения и поэмы.- Л.: Советский писатель,1982 – С.354- 382.
- Лебедева О.В. “Я верю в свой народ...”- Киров,1993-С.9-18.