1. Вступление.
На данном этапе современный русский язык претерпевает значительные изменения в связи со стремительным развитием общества (общественно-политической, культурной, научной областей). Учащиеся, во-первых, испытывают определённые трудности, связанные с коммуникативной функцией языка. Им сложно самостоятельно выстраивать свою речь для длительного общения на разных уровнях (друг с другом, с представителями разных социумов). Во-вторых, они не могут включать в свой активный словарный запас современную общественно-политическую лексику.
Способы преодоления данных затруднений учащихся различны: уроки развития речи, творческие задания, выступления на семинарах, защита презентаций, международные проекты, интервью-проекты.
Мы выбрали интервью-проект как средство решения лингвистических проблем.
Итак, интервью-проект предполагает:
- Определение темы:
- Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края.
- Ассоциативный атлас восприятия (Россия в сознании представителей иностранных государств).
- Дипломатическая миссия молодых калининградцев (выездной проект).
- Выбор участников проекта:
- Учащиеся 8а, 10а, 10б классов, преподаватели, администрация гимназии,
- Представители общественных структур на уровне региона,
- работники дипломатических ведомств стран Балтийского региона: России, Литвы, Польши, Германии, Швеции.
- Сроки выполнения проекта – сентябрь 2007 года – март 2008 года.
- Формы предъявления результатов:
- Творческие работы (путевые заметки, эссе, стихотворные произведения)
- Пресс-конференции,
- Фотовыставка,
- Издания «Дипломатия юных»: опыт и перспективы»,
- составления ассоциативного атласа восприятия России,
- Защита презентаций в рамках семинара.
Мы выбрали основной формой предъявления результатов-интервью.
2. Цели и задачи проекта.
- Создать панораму точек зрения значимых личностей в пространстве региона по теме проекта «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края».
- Познакомить с личностями, которые смогут повлиять на внутренний мир учащихся.
- Преодолеть психологический барьер общения (с педагогами, представителями различных общественных структур, политиками).
- Развить лингвистическую компетентность учащихся на основе работы с различными источниками информации: поиск информации через Интернет о выдающихся дипломатах прошлого и современности, о структуре дипломатических ведомств, о личностях предполагаемых интервьюиров.
- Научить составлять вопросы для интервью, обрабатывать материал, чётко и кратко формулировать мысль.
- Обратить внимание на слово как графический объект, внимание к орфографии и пунктуации, умение выбирать иллюстративный материал для презентаций.
3. Свою работу мы начали с планирования этапов деятельности.
1) Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2007 года.
- Мы начали свою работу с выездного проекта в посёлок Янтарный и Заостровье с целью определения проблемы, сбора фотоматериалов.
- Далее учащиеся работали над составлением вопросов для интервью. Трудности вызвали составление вопросов, выбор правильного ракурса ведения фотосъёмки. Для преподавателей сложность заключалась в определении круга лиц, к которым можно было обратиться с просьбой взять интервью. В этом нам помогло участие в проекте администрации гимназии, родителей учащихся, выпускников гимназии.
- Следующий важный момент – это создание информационного письма, вручение его интервьюиру. В письме указывается дата, время встречи. При вручении письма уточняются условия проведения встречи.
- Сообщение всем учащимся о встрече.
- Далее участники проекта непосредственно погружаются в тему: выясняют, что такое интервью (интервью – предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с государственными или какими-либо другими деятелями).
- Учащиеся разработали круг вопросов для интервью. Накануне проведения каждой встречи создавалась примерная ситуация проведения интервью, где варьировался круг вопросов в зависимости от личности интервьюира (учитывался психологический тип человека, возможное эмоциональное состояние).
2) Второй этап работы – практический этап, который реализовывался поэтапно.
а)
- Сбор материала на выездном проекте (посёлок Янтарное, Заостровье), обработка информации, проведение соц. опроса учащихся 10-11 классов, родителей учащихся, студентов первого курса КГТУ факультета биоресурсов.
- Мастерская учебного поиска: «проблема сохранения памятников природы глазами современных калининградцев.» Учащиеся работали с текстами калининградских публицистов о памятниках природы, составили диаграмму соц. опроса, выполнили творческие работы «Путевые заметки», создали презентацию.
- Продолжением нашей работы стал интервью-проект «Взгляд политиков, общественных деятелей, представителей науки, искусства на экологическую проблему края» (ноябрь 2007 года). Цель – выяснить и представить позицию деятелей науки и искусства на экологическую проблему калининградской области. Встречи планировались по-разному. Типы встреч с будущими интервьюирами.
- Импровизированная встреча в октябре 2007 года в Музее Мирового океана. Вечер памяти, посвящённый известному биологу и экологу нашего региона, где присутствовали преподаватели РГУ им. Канта, руководитель группы «Экозащита!», поэты, музыканты. Учащиеся смогли взять интервью у участников вечера памяти по интересующим вопросам.
- Встречи на рабочем месте. Учащиеся встречались с доцентом КГТУ членом-корреспондентом Международной академии ветеринарных наук А. Б. Муромцевым в ветеринарной клинике на улице Калязинской 4.
- Запланированная встреча в гимназии №40 с заместителем министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Калининградской области М. Будурацким.
б) Продолжением нашей работы в интервью-проекте стали встречи с представителями дипломатических ведомств. Проект получил название «Дипломатическая миссия молодых калининградцев» (февраль-март 2008 года) и вошёл как часть в основной проект «Далоги о России: юные дипломаты – профессиональные дипломаты».
Цель:
- выяснить, что включает понятие «образ России» в современной жизни,
- выяснить, каково содержание понятий «детская дипломатия», «дипломатия юных», «личная дипломатия в современной жизни».
Осуществлялись встречи с представителями консульств стран Балтийского региона МИД России, которые планировались заранее по договорённости директора гимназии с представителями консульств.
Работа над этим проектом включала разные виды деятельности учащихся:
- Поиск информации через Интернет о консульстве, о времени его открытия в Калининграде, о представителях консульств, с которыми организовывалась встреча,
- Учащиеся специально разработали памятку-инструкцию проведения интервью, в которую включили вопросы интервью и правила дипломатического этикета,
- Изучались взгляды на историю, политику, культуру, искусство представителей дипломатических ведомств. С учётом этого составлялись вопросы интервью и прорабатывались ситуации ведения интервью.
Итоги второго практического этапа.
На основе материалов, полученных в практическом этапе проекта был создан ассоциативный атлас восприятия России в сознании представителей иностранных государств, представителей МИД России. Учащиеся получили представление о новом для них типе личности: общественного деятеля, дипломатического работника. Ученики извлекли для себя конкретный урок: человек, находящийся на государственной службе, реально приносит пользу своему Отечеству, обладает высокой культурой, эрудицией, он образован, интеллигентен. Каждый участник интервью-проекта имеет своё мнение о России, её культуре, истории. Результаты практического этапа нашего проекта были предъявлены на семинаре «Дипломатическая миссия молодых калининградцев» в Музее Мирового океана (25 марта 2008 года) и в Москве в МИД России.
3) Аналитический этап.
По результатам работы над интервью-проектом можно сделать следующие выводы:
- Учащиеся испытывали трудности лингвокоммуникативного характера. Было сложно составить вопросы для первого интервью, интерпретировать их в конкретной ситуации. Затруднение вызвала необходимость включения в свою речь общественно-политической лексики. Психологически было трудно преодолеть барьер в общении с людьми столь высокого ранга, учащиеся испытывали скованность, неуверенность в своих силах.
- Однако в ходе работы над проектом у учащихся появился интерес к проблеме, им важно было знать различные точки зрения по проблеме, выяснить, какой образ возникает при слове Россия у представителей стран Балтийского региона.
Ребята преодолели психологический барьер (постепенно они научились свободно общаться по данной проблеме с представителями других государств, научились активно использовать полученные знания в общении, применять знания по дипломатическому этикету. - Познакомились с личностями, которые повлияли на их внутренний мир (они поняли, насколько важно в наше время быть активной, разносторонне развитой личностью).
- Стали более корректно вести себя друг с другом и с окружающими.
- Ко второму этапу работы над проектом научились самостоятельно составлять вопросы интервью, формулировать главную мысль, самостоятельно выстраивать длительное общение на разных уровнях (с учителями, с администрацией гимназии, с представителями общественных и дипломатических структур).
- Обогатили свой активный словарный запас общественно-политической лексикой, увидели на практике специфику употребления разных стилей речи.
- Научились выбирать иллюстративный материал по проблеме, правильно выстраивать фразы для презентаций, обращая внимание на слово как графический объект, стали более внимательны к орфографии и пунктуации в создаваемом печатном тексте.