Международный проект "Дипломатическая миссия природы. Памятники природы в историко-культурном ландшафте края". Мастерская учебного поиска: "Проблемы сохранения памятников природы глазами современных калининградцев"

Разделы: Русский язык


«Земля велика, но ходить по ней хочется осторожно: ведь никто не знает, какие стрелы какой новой жизни готовятся пробиться там, куда ты хочешь ступить»
Ю. Куранов «Дождевая россыпь».

Цели:

  1. Воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения к природе родного края.
  2. Изучение творчества калининградских писателей, чуткое отношение к художественному слову.
  3. Совершенствование навыков работы с ИКТ, развитие умений проведения и обработки социологических исследований.

Оборудование:

  1. Художественные тексты калининградских писателей З. Куприяновой «Море», Ю. Куранова «Омут русалок», «Дождевая россыпь».
  2. Карточки-задания.
  3. Путевые заметки (творческие работы учащихся)
  4. Результаты социологического опроса.
  5. Презентации учащихся 10-А, Б классов по данной проблеме.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителей

Мы продолжаем свою работу над творческим проектом «Памятники природы в историко-культурном ландшафте края.» Началом нашей работы стала поездка в посёлок Янтарный и в посёлок Заостровье в рамках Дня Здоровья.

Мы посетили памятники природы, отдохнули, провели фотосессию и свои впечатления от поездки оформили в путевые заметки.

Сегодня в ходе работы мы постараемся ответить на вопрос:

«Какое место занимают памятники природы в жизни современных калининградцев?»

Эпиграфом будут слова нашего земляка, писателя-публициста Юрия Куранова из лирической миниатюры «Дождевая россыпь»: «Земля велика, но ходить по ней хочется осторожно: ведь никто не знает, какие стрелы какой новой жизни готовятся пробиться там, куда ты хочешь ступить».

II. Для работы нам удобнее будет распределиться по группам.

  • I группа, филологи, получают для работы три текста.
  • II группа, социологи, работают с диаграммами.
  • III группа, журналисты, готовят к защите свою презентацию.

Каждая группа получает карточки с заданием, на выполнение заданий вам даётся 15 мин.

Карточка 1 (филологи)

Задания.

  1. Прочитайте выразительно текст.
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Найдите ключевые слова, помогающие создать образ природы. Какие средства выразительности использует автор?
  4. Сделайте вывод.

Карточка 2 (социологи)

Задания.

  1. Расскажите, какие группы людей участвовали в Вашем опросе.
  2. Озвучьте вопросы, которые были заданы респондентам.
  3. Представьте диаграммы, объясните полученные результаты.
  4. Сделайте вывод.

Карточка 3 (юные журналисты)

Задания к защите презентации

  1. Представьте авторов презентации(фотографы, авторы путевых заметок, технический редактор ).
  2. Расскажите о ваших впечатлениях.
  3. Какую проблему вы выявили?
  4. Сделайте вывод.

Определитесь, кто из вашей группы будет озвучивать результаты работы.

III. Предъявление результатов работы групп.

а) Филологи.

  • анализ текста 1:
    Перед нами художественная зарисовка моря. Автор восхищается красотой моря в разное время суток, в разную погоду. Разнообразные эпитеты и метафоры (поющие, белые, песчаные берега, пламенеющими на солнце капельками янтаря, многорядные прибрежные кружева, твои ладони, твои объятья) помогают увидеть яркую, образную картину Балтийского моря.
  • анализ текста 2:
    Текст открывает удивительную по своей образности картину калининградского лета на Балтийском море. Ключевые слова – олицетворения (хохочут, щекочут, хихикают…), олицетворения(лето распустило волосы, жарким дыханием улыбаясь) возвращают нас в счастливую пору детства, наполняют ощущением счастья, беззаботности, радости. Как чудесно лето в Калининграде!
  • анализ текста 3:
    Этюд – размышление автора о таком частом природном явлении нашего края, как дождь, о мыслях и чувствах, которые вызывает он в воображении человека. Автор замечает малейшие штрихи, которые оставляет дождь на земле, на траве, на деревьях. Дождь даёт начало новой жизни – «полудюжине крошечных новорождённых подосинников». Автор широко использует развёрнутые метафоры (стрелы новой жизни, жилистые корни старого пня, туча хлестанула по осинам и елям), эпитеты (нежная подстилка, мягкую, рыхлую землю, белесоватой струистой мглой) для создания образа – ассоциации калининградской природы.

Вывод группы филологов – стихотворение учащейся 10-А класса Музафаровой Алины.

Россия – родина моя.
Люблю тебя до боли я.
Твои прекрасные просторы,
Величья скал. Ущелья, горы.
Лесов таёжных покрывала,
Снегов бескрайних поля,
Журчанье вод весенних талых –
Здесь я живу! Земля моя.
Люблю подснежники весною,
А летом ярких красок сад.
И льды зеркальные зимою,
И осени багрян наряд.
Люблю тебя, моя Россия.
Люблю и помню я, когда
Сыны отечества склонили
Чела свои за смерть врага.
Они боролись неотступно,
И знали, что потомки их
Все будут помнить поминутно
И славой чтить тот подвиг их.
Люблю тебя, моя Россия.
Ты потерпела много бед.
Но дух в нас есть непобедимый –
Сильней державы в мире нет!

Б) Социологи:

В нашем опросе принимали участие три группы респондентов: учащиеся 10-11-х классов гимназии №40, студенты 1 курса зоотехнического отделения факультета биоресурсов Калининградского Технического университета и родители учащихся 10-11 классов. Вопросы, которые мы разработали для своего исследования:

  1. нужны ли памятники природы в Калининграде,
  2. нужно ли охранять памятники природы,
  3. влияют ли они на вашу жизнь?

Большинство понимают важность этой проблемы, любят природу и считают, что её нужно охранять. Лишь незначительное число людей безразлично отнеслись к этой проблеме.

Так же мы опросили калининградцев, где они предпочитают отдыхать и просто проводить свободное время. Результаты мы отразили на диаграмме.

Слайды 9-12

Вывод: Проанализировав ответы респондентов, мы пришли к следующим результатам: Основная часть опрошенных едины во мнении: зелёные зоны в нашем регионе необходимо оставить, оберегать от непродуманных, сиюминутных решений людей. Оказалось, что у каждого опрошенного калининградца есть в родном городе и области любимые места отдыха, где люди могут ощутить благотворное влияние природы.

В) Журналисты:

На основании творческих работ одноклассников, наших фотографий, сделанных во время поездки в п. Янтарное и п. Отрадное, мы представляем вашему вниманию свою презентацию «Земля велика, но ходить по ней хочется осторожно…».

Наша презентация начинается с путевых заметок. 10 «А» и 10 «Б» классы посетили одни из самых красивых мест Калининградской области – посёлок Заостровье и посёлок Янтарный.

В посёлке Янтарный мы посетили музей янтаря, где познакомились с творчеством калининградских мастеров и, конечно же, насладились красотой родного края. Это морские пейзажи, яркая зелень, высокие сосны, устремляющиеся вверх, песчаные дюны, поросшие кустарниками шиповника Мы убедились в том, что природа нашего края уникальна, неповторима, удивительно красива. Мы насладились морским воздухом, послушали шум прибоя, шуршанием гальки под ногами. Прекрасные ощущения…

Но мы не могли не заметить явную проблему – проблему загрязнения окружающей среды.

Нашим глазам предстала ужасающая картина – кучи мусора лежали на земле или прямо на побережье. Мы обнаружили следы потребительского, равнодушного отношения к природе. К сожалению, человек не всегда понимает, что невозможно постоянно пользоваться благами природы, необходимо охранять, оберегать, чутко относиться к любимым уголкам природы.

Люди приезжают полюбоваться красотами природы и просто отдохнуть, но для природы это не проходит бесследно. И мы задумались над проблемой сохранения памятников природы. Известный калининградский писатель Куранов говорил так: «Земля велика, но ходить хочется по ней осторожно: ведь никто не знает, какие стрелы какой новой жизни готовятся пробиться там, куда ты хочешь ступить».

Тут же возникает вопрос: «Какое место занимают памятники природы в жизни современных калининградцев, и нужно ли их сохранять?» Мы попробовали разобраться с этим вопросом, анализируя тексты калининградских публицистов, проводя социологические опросы и оформив свои впечатления в путевые заметки, которые вы могли видеть на предыдущих слайдах.

Результаты мы на диаграмме.

Природа – это источник нашего существования, наш помощник, она отвлекает нас от повседневной рутины, и поэтому бережное отношение к ней нужно воспитывать с детства.

Если каждый человек задумается об этом, сделает личные выводы, то возможно мы можем надеяться на успех в решении этой глобальной проблемы , которая беспокоит нас уже не один десяток лет и к решению которой нужно приступать немедленно.

Продолжением нашего проекта является интервью с известными людьми нашего города, которые неравнодушны к этой проблеме и готовы поделиться своими мыслями. Это вы увидите завтра в новой презентации.

Благодарим за внимание!

IV. Заключение.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, на проблемный вопрос урока, подумайте над эпиграфом и оформите свои мысли в творческую миниатюру. (20 минут).

Сдайте, пожалуйста, свои работы.

Наша работа по данной проблеме еще не закончена. Мы продолжаем брать интервью у известных людей нашего города, будем обрабатывать их и итог своей работы представим на международном семинаре в ноябре.

Конечный результат нашей работы – фотовыставка с фрагментами интервью.

Творческие миниатюры.

…нам попадались очень красивые, яркие и очень разнообразные по своей насыщенности участки природы: леса и поля. И именно в таких местах в душе возникает чувство свободы и лёгкости. Именно там вспоминаешь всю свою жизнь и начинаешь её осмысливать, именно там приходит к тебе вдохновение. Ведь недаром все поэты пишут о природе. Она позволяет нам зарядиться энергией и жить дальше. Лично я очень люблю смотреть на море, причём одна, чтобы подумать о приятном и отдохнуть от суеты.
(Перехода Лилия, 10 класс)

Природа здесь скудна, хотя знают все, что природа Калининградской области разнообразна, красива и богата. Ведь когда-то и на этом месте была такая же красота. Где она? Люди?! А сейчас и мусорят, и вырубают, меняют почвенный состав и оставляют в запустении уголки природы. Зачем? Природа создала человека, а он так благодарит её?! Надо помогать ей восстанавливаться после всего этого!
(Куклева Марина, 10 класс)

Презентация