Цели урока
- Учебные: совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
- Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
- Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Оборудование:
- Карточки: чистописание, проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
Запись на доске:
Урок:
- интересный
- познавательный
- плодотворный
- развивающий
- Поясните каждое понятие.
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
Запись на доске:
- Ученики:
- активные
- думающие
- работоспособные
- внимательные
- аккуратные
- дисциплинированные
- дружные
- Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.
II. Чистописание
- Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.
- Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквосочетаниями, которые у вас на столе. (сс, лл, нн, бб)
- Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.
- С какими буквосочетаниями вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.
- Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли эти буквосочетания - сс, лл, нн, бб? (удвоенная согласная в слове)
На доске: нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб
III. Целеполагание
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
На доске: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне
С двойной согласной непременно пишем мы слова:
антенна, килограмм и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
- Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.
IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)
- Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.
(Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)
- Зеленый кружок - я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
- Желтый кружок - на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
- Красный кружок - задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
№ п/п | Вопросы | Самоконтроль | Оценка группы |
1 | Какие из этих буквосочетаний являются
удвоенными согласными? нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, вс, мм, пп, рр, лл, бб |
||
2 | Что значит удвоенная согласная в слове? | ||
3 | Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова? | ||
4 | Как переносятся слова с удвоенной согласной? Запишите два слова | ||
5 | Запишите два слова с удвоенной согласной, которые нельзя перенести | ||
6 | Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова? Почему? | ||
7 | Запишите словарные слова с удвоенной согласной в корне слова | ||
8 | Напишите одно слово, чтобы в нем было буквосочетание удвоенная согласная в корне слова, которое вы писали на чистописании. Сколько в этом слове букв, звуков? |
V. Творческая работа
1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
- А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.
1 группа
- Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
- Прибор, техническое устройство.
- Большое желание есть.
- Ремни, верёвки для управления лошадью.
- Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
- Дорога с твёрдым покрытием.
- Состояние взаимной вражды.
- Группа лиц со специальными полномочиями.
- Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.
- Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
- Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
- Женские имена.
Аппликация, аппарат, аппетит, вожжи, дрожжи, шоссе, ссора, комиссия, юннат, режиссер, бассейн, Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна. |
2 группа
- Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.
- Острое вирусное заболевание.
- Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.
- Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
- Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.
- Спортивный бег.
- Человек, научные труды которого имеют большую ценность.
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
- Больничный лист.
- Вид городского транспорта.
- Популярная игра на льду.
- Товарищ по работе.
Группа, грипп, аккорд, жужжит, аккуратный, кросс, профессор, теннис, бюллетень, троллейбус, хоккей, коллега. |
3 группа
- Человек, обладающий большой внутренней культурой.
- Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.
- Поясняющий рисунок.
- Единицы измерения массы.
- Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.
- Выходной день.
- Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.
- Летняя пристройка к дому.
- Сотрудник газеты, журнала.
- Один из видов игры в мяч.
- Обучение животных.
- Свидетельство об окончании средней школы.
Интеллигент, телеграмма, иллюстрация, килограмм, грамм, тонна, иллюминация, суббота, ванна, терраса, корреспондент, теннис, дрессировка, аттестат. |
4 группа
- Наука об изменении и сочетании слов.
- Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
- Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.
- Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
- Помещение, в котором проводятся денежные операции.
- Ограниченное земельное пространство.
- Лечебная повязка.
- Укротитель хищных животных.
- Рисунки в журнале, газете, книге.
- Помещение в школе.
- Сквозной проезд, прорытый под землей.
- Спортивный бег.
Грамматика, аллея, коллектив, коллекция, касса, территория, компресс, дрессировщик, иллюстрации, класс, туннель, кросс. |
Динамическая пауза
Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)
- А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Раскройте скобки и напишите получившиеся слова.
1 группа
Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Я вст(о,а)ю и вых(о,а)жу (на)те(рр,р)а(сс,с)у. Гл(е,и,я)жу сквоз(ь) (о,а)ко(н,нн)ое ст(я,и,е)кло (в)тума(н,нн)ую дал(ь).
2 группа
Веет(я,и,е)р к(о,а)ч(а,я)ет в(е,я,и)рху(ш,ж)ки д(я,и,е)рев(ь)ев. Я з(о,а)ву (с)собой с(а,о)баку (С,с)трелку и иду (в)с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Со(н,нн)ая (С,с)трелка б(и,я,е)ж(ы,и)т (за)мной.
3 группа
Мы бр(я,и,е)дём (по)дли(нн,н)ой (о,а)(лл,л)ее. В(а,о)кру(к,г) гру(п,пп)ами растут кусты ш(ы,и)повника и м(о,а)(жж,ж)(и,е)(вв,в)ел(ь)ника. Почву п(а,о)крывает яркая шуршащ(а,я)я ма(сс,с)а.
4 группа
Уже то(н,нн)ы лист(ь)ев (а,о)бл(и,е)тели (с)д(и,я,е)рев(ь)ев. А вон на(ж,ш) сосе(т,д) пр(а,о)(фф,ф)е(сс,с)(а,о)р (Г,г)е(н,нн)а(дд,д)ий (К,к)и(рр,р)и(л,лл)ович б(и,е)ж(ы,и)т (по)а(л,лл)ее. Он любит утр(и,е)(нн,н)ие кро(с,сс)ы.
- Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов.
- Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, что у нас получилось.
- Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)
- Как можно озаглавить текст?
Осеннее утро.
Раннее осеннее утро. Уже рассвело. Я встаю и выхожу на террасу. Гляжу сквозь оконное стекло в туманную даль. Ветер качает верхушки деревьев. Я зову с собой собаку Стрелку и иду в сосновую рощу. Сонная Стрелка бежит за мной. Мы бредём по длинной аллее. Вокруг группами растут кусты шиповника и можжевельника. Почву покрывает яркая шуршащая масса. Уже тонны листьев облетели с деревьев. А вон наш сосед профессор Геннадий Кириллович бежит по аллее. Он любит утренние кроссы.
VI. Итог урока
- Что было трудным на уроке?
- А что интересным?
- Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, нарисуйте зеленый кружок. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - желтый кружок. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - красный.
№ п/п | Вопросы | Самоконтроль | Оценка учителя |
1 | Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове | ||
2 | Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной | ||
3 | Знаю словарные слова с удвоенной согласной в корне слова | ||
4 | В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям | ||
5 | Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы |
- Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?
- Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!