Рабочая учебная программа по предмету "Секретарское дело" с приложением (дидактический материал к уроку "Приказ по основной деятельности")

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа по предмету "Секретарское дело" составлена на основе "Примерной программы среднего (полного) общего образования" образовательной области "Технология" по профильному направлению "Секретарское дело", рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (-М.: Дрофа, 2000 г.), и предназначена для реализации в 10-11 классах, являясь предметом образовательной области "Технология".

Данная программа органично дополняет и расширяет круг изучения русского языка в старших классах, способствует усвоению учащимися специфики стилей речи (в особенности официально-делового), получению навыка в создании текстов, формированию орфографической и пунктуационной грамотности. Кроме того, программа удовлетворяет сложившейся потребности учащихся в дальнейшей образовательной траектории. Многие выпускники выбирают для дальнейшего обучения высшие учебные заведения, готовящие служащих, профессиональная деятельность которых будет протекать в офисе: менеджеров, экономистов, административных работников, юристов и т.д. Таким образом, курс обучения направлен на реализацию идеи профессиональной ориентации обучающихся и способствует их самоопределению в будущем при выборе профессии.

Предмет "Секретарское дело" изучается в кабинете, оснащенном техническими средствами, и способствует подготовке учащихся к жизни и труду в условиях информационного общества. В целом курс рассчитан на 68 часов в год.

Цель обучения

  • формирование у учащихся знаний и умений в пределах профессиональной компетенции, необходимых в работе секретаря, делопроизводителя.

Для достижения поставленной цели в программе обучения реализуются следующие задачи:

  • сформировать навык у обучающихся быстро и безошибочно печатать на клавиатуре компьютера;
  • изучить теоретические основы оформления документов разного вида: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению делопроизводства на предприятии;
  • отработать практические навыки по составлению и оформлению документов, отвечающих требованиям Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документации";
  • познакомить с основами организации делопроизводства в учреждениях (вести учет получаемой и отправляемой корреспонденции, контрольную картотеку, составлять номенклатуру дел предприятия);
  • научить пользоваться современными средствами оргтехники: ксерокс, факс, принтер.

В связи с развитием технического процесса и изменении профессиональных функций в содержание "Примерной программы среднего (полного) общего образования" по предмету "Секретарское дело" внесены изменения.

Блок программы "Инструктаж по безопасности труда - пожарная безопасность, правила внутреннего трудового распорядка и личной гигиены" перенесен в раздел "Введение", так как, приступая к работе на компьютере, учащиеся в первую очередь должны пройти инструктаж по технике безопасности.

В связи с тем, что обучение проводится с использованием в работе персонального компьютера, блок "Устройство пишущей машины" не включен в программу, а блок программы "Общие сведения о клавиатуре пишущей машины" заменен блоком "Общие сведения о клавиатуре персонального компьютера".

Блок "Делопроизводство" в 11 классе расширен блоком "Углубленное овладение специальными знаниями, умениями по профессии секретарь-машинистка", содержащимся в Примерной программе.

Блок Примерной программы "Оформление реквизитов организационно-распорядительной документации" переименован на "Оформление реквизитов административной системы документации" и включает изучение трех видов служебной документации.

Методика преподавания строится на основе сочетания теоретического и практического обучения и проводится в форме практикума с использованием методических и справочных материалов, доступных пониманию учащихся.

Обучение предполагает занятия в группе по 10 человек, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся: устранить пробелы в знаниях у учащихся, пропустивших занятия по уважительной причине; помочь учащимся, у которых в ходе практической работы возникают технические и технологические вопросы.

Обработка результатов по локальной сети позволяет отслеживать уровень знаний каждого учащегося непосредственно во время урока (ошибка устраняется на главном компьютере путем выделения ее другим цветом и отправляется на доработку учащемуся). Работая в локальной сети, каждый учащийся выводит информацию со своего компьютера на сетевой принтер.

После завершения курса обучающиеся выполняют итоговую контрольную работу.

Обучение предмету "Секретарское дело" представляет собой самостоятельный курс, характеризующийся целостностью, спецификой и автономностью.

Преподавание ведется на основе учебников для 10-11 классов Литвинова В.Г., Киселева С.В. "Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК"; Киселева С.В., Киселева И.Л. "Современные офисные технологии"; Вяловой Л.М. "Основы делопроизводства", допущенных Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений общего среднего образования. 2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2004

Секретарское дело
Содержание программы
10 класс (68 ч)

Введение (2 ч.)

Основные теоретические сведения. Цель, задачи и содержание обучения школьников в образовательной области "Технология".

Требования, предъявляемые к подготовке молодежи в условиях рыночной экономики.
Роль специальных знаний, умений в профессиональном самоопределении учащихся и выборе сферы профессиональной деятельности выпускников общеобразовательных учебных заведений.

Практическая работа.

1. Проведение вводного инструктажа по безопасности труда (пожарная безопасность правила внутреннего распорядка и личной гигиены) и инструктажа на рабочем месте (организация рабочего места, направления НОТ и эргономики по совершенствованию трудовой деятельности, культура производства).

Рынок труда и профессий (2 ч.)

Проблемы рынка труда и занятости молодежи. Закон Российской федерации "О занятости населения". Его роль в социальной защите учащейся и незанятой молодежи, выпускников

образовательных учреждений. Меры по обеспечению занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда.

Формы профессиональной подготовки молодежи в соответствии с требованиями рынка труда и работодателей. Виды образовательных программ.

Повторение основ работы в среде Windows.

Практические работы:

1. Изучение приемов поиска подходящего места работы.

2. Выполнение основных операций в текстовом редакторе: назначение, структура, ввод и простейшие операции над ним, главное меню панели инструмента, редактирование, форматирование текста, сохранение и загрузка документов. Упражнения по выполнению основных операций над файлами: создание, сохранение, открытие, копирование, удаление; создание папки. Выполнение текстовых заданий.

Общие сведения о клавиатуре персонального компьютера (10 ч.)

Основные теоретические сведения. Из истории создания клавишных печатающих устройств. Клавиатура персонального компьютера и зоны действия пальцев на клавиатуре.

Схема раскладки клавиатуры ПК и ее условно-пространственное изображение (УПИК).

Конструктивные особенности клавиатур ПК: классические, "ломаные".

Настройка клавиатуры. Слепой десятипальцевый метод письма и его преимущества. Изучение в горизонтально-вертикальном направлении. Исходная позиция. Ритм удар.

Ритмические тренировки для развития автоматизма движений пальцев по трем рядам клавиатуры.

Правила работы с дополнительной и цифровой клавиатурой. Правила работы с программой калькулятор. Освоение цифр и специальных знаков.

Знаково-цифровой ряд клавиатуры и режим верхнего регистра ("Shift", "Caps Lock").

Прописные буквы. Арабские цифры, римские цифры и их составление на клавиатуре.

Практические работы.

1. Освоение среднего буквенного ряда клавиатуры. Основная позиция.

2. Освоение верхнего буквенного ряда клавиатуры.

3. Освоение нижнего буквенного ряда клавиатуры.

4. Освоение малой цифровой клавиатуры.

5. Освоение работы с верхним регистром.

Основы работы на персональном компьютере (4 ч.)

Основные теоретические сведения. Правила безопасной работы и знакомство с компьютером. Включение ПК, загрузка прикладных программ, выключение ПК. Файловая система. Графическая операционная система Windows.

Аппаратное обеспечение персонального компьютера. Системный блок. Материнская плата. Центральный процессор. Память. Накопители на магнитных дисках. Видеосистемы.

Периферийные устройства. Клавиатура. Мышь.

Операционная система Windows. Служебные программы. Компьютизированный офис. Среда. Основные понятия об операционной среде: диспетчер программ; работа с окнами; контрольная панель; установка основных параметров диспетчер файлов и работа с файлами.

Практические работы.

1. Подготовка компьютера к работе. Включение ПК, загрузка программы, создание документа, установление полей, шрифта и интервалов. Постановка рук на исходную позицию, разделение клавиатуры ПК на зоны действия рук и пальцев.

2. Отработка отрывистого и четкого удара, двигательных навыков при освоении клавиатуры.

Нормативные документы по делопроизводству (8 ч.)

Основные базовые понятия и термины. Документ - основной носитель информации. Назначение и роль документов. Классификация документов.

Нормативные требования к составу основных реквизитов и их оформлению. Требования к составу реквизитов. Общие требования к оформлению реквизитов.

Бланки для подготовки служебных документов. Формуляр - образец ОРД - ГОСТ 6.30-2003 (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст). Требования к оформлению ОРД - ГОСТ 6.30-2003.

Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ) - правила работы с документами в организации. Организационно-распорядительная документация (ОРД).

Практические работы:

1. Ознакомление с ОРД.
2. Ознакомление с ГОСТом 6.30-2003.
3. Составление схемы расположения реквизитов на листе бумаги.
4. Составление общего бланка, бланка для писем, бланка конкретного вида документов.

Правила составления и оформления служебных документов (18 ч.)

Виды служебных документов. Требования к текстам служебных документов. Сокращения применяемые в деловой переписке, правила их применения и написания.

Перечень общепринятых сокращений с полной расшифровкой.

Способы оформления документов (подписывание, заверение гербовой и простой печатью, утверждение служебных документов должностным лицом и распорядительным документом).

Служебные отметки на документах (резолюция, отметка о контроле, отметка об исполнителе и исполнении, отметка о поступлении и др.).

Составление и оформление справочно-информационной документации. Виды служебных писем. Формуляр-образец служебного письма. Состав реквизитов. Состав реквизитов служебной справки. Акт. Виды актов, их обязательные реквизиты. Докладная записка, ее реквизиты.

Распорядительные документы. Приказ по основной деятельности, выписка из приказа. Обязательные реквизиты, их расположение.

Документация по личному составу. "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" утвержденный постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 № 26. Форма Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", форма Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу", форма Т-6 "Приказ "распоряжение) о предоставлении отпуска работнику", форма Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником".

Протокол. Выписка из протокола. Снятие копий с документов. Заверение копий. Отметка о заверении копий. Прием, передача, оформление телефонограмм.

Практические работы:

  1. Оформление протокола и выписки из протокола.
  2. Правила сокращения слов и словосочетаний.
  3. Выполнение служебных писем с угловым и продольным штампом.
  4. Составление и оформление служебной записки.
  5. Составление и оформление акта.
  6. Составление и оформление объяснительной и докладной записки.
  7. Оформление приказа по основной деятельности.
  8. Заполнение формы Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу".
  9. Составление и оформление телефонограммы.

Техника и правила письма (12 ч.)

Обрамление и заполнение текста. Оформление примечаний (приложений и оснований) к тексту. Выработка навыков безошибочного письма. Типичные опечатки. Работа над ошибками.

Оформление сносок к тексту. Правила оформления библиографических ссылок и сносок.

Знаки препинания. Освоение знаков препинания "запятая" и "точка". Правила письма знаков: номера, параграфа, процента, градусов, минут, секунд, дробей.

Способы выделения в тексте. Приемы выделения отдельных частей текста различными способами. Знаки арифметических действий, показатели степени, индексы, единицы измерения, знаки химических элементов и формулы их соединений.

Оформление титульного листа (курсовой работы, реферата, диплома). Оформление содержания (2 способа). Нумерация страниц. Нумерация страниц с титульным листом.

Абзац. Соблюдение полей. Письмо текстов через 1, 1,5, 2 интервала. Заголовки и подзаголовки. Смысловое деление больших заголовков на строки. Правила расположения подзаголовков по отношению к заголовку и тексту. Выделение подзаголовков.

Редактирование. Методика и техника редактирования. Виды правки текста. Корректурные знаки и применение их в корректурной правке машинописных работ.

Комплектование и скрепление напечатанного материала по страницам и экземплярам.

Практические работы.

  1. Выполнение текста через 1,1,5, 2 интервала с примечаниями.
  2. Выполнение текста через 1,1,5, 2 интервала с приложениями и основаниями.
  3. Выполнение текста со сносками.
  4. Оформление содержания и титульного листа курсовой работы.
  5. Выполнение текста с корректурными знаками.
  6. Выполнение письма после корректурной правки.

Составление и оформление таблиц (6 ч.)

Таблицы. Создание и форматирование табличных форм. Понятие о таблицах. Создание таблиц простых и сложных. Правила заполнения табличных форм (оформление заголовков и головки таблицы).

Настройка параметров таблиц. Создание таблиц простых и сложных. Оформление боковика, горизонтальных рядов и вертикальных граф таблицы. Редактирование таблиц.

Выполнение цифровых таблиц на формате листа А4 (поперечном).

Оформление примечаний и сносок при выполнении цифровых таблиц.

Оформление выводов.

Трансформирование текста в таблицу. Преобразование таблицы в текст.

Практические работы.

1. Выполнение цифровых таблиц в программе Microsoft Word.

2. Оформление примечаний и сносок при оформлении цифровых таблиц.

3. Трансформирование текста в таблицу. Преобразование таблицы в текст.

Техника и скорость письма (2 ч.)

Совершенствование техники письма, наращивание скорости (график скоростей, этапы скорости письма). Подсчет скорости и процента опечаток. Автоматическая проверка и устранение ошибок.

Словарные, фразовые и текстовые тренировки. Работа на скорость письма. Письмо текстов различной тематики с соблюдением правил письма. Подсчет скорости и процента опечаток.

Практическая работа.

Выполнение упражнений на развитие техники, скорости и качества слепой печати. Расчет скоростных работ.

Общественно полезный производительный труд (2 ч.)

Выполнение текстовых работ по заданию администрации гимназии, классных руководителей, и других работников учебного заведения.

Практическая работа.

Печатание рефератов, докладов, бланков для гимназии, различных рукописных материалов.

Итоговая контрольная работа (2 ч.)

Секретарское дело
Содержание программы
11 класс (68 ч)

Основы рыночной экономики (2 ч.)

Основные законы рыночной экономики. Общие сведения о собственности. Виды предприятий в зависимости от формы собственности. Организация производственно-технологических процессов и деятельности трудовых коллективов на предприятиях с различными формами собственности.

Качество продукции и качество работы как экономические категории. Труд и экономика. Понятия: "себестоимость", "рентабельность", "прибыль".

Труд и заработная плата, формы заработной платы. Трудовой контракт как форма производственных взаимоотношений работника и работодателя. Роль предпринимательства при переходе к рыночной экономике. Бизнес-план - основа самостоятельной предпринимательской деятельности.

Практическая работа.

Изучение правил составления бизнес-плана.

Научно-технический прогресс и перспективы развития управленческого труда (2 ч.)

Роль науки, новой техники и технологии в изменении содержания и характера трудовой деятельности специалиста в развитии управленческого труда.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях экономических реформ.

Офисное оборудование. Копир. Трафаретная печать. Использование персонального компьютера в работе секретаря.

Практическая работа.

Использование современных средств оргтехники: ксерокс, факс, слайд-проектор.

Общие сведения о секретарском деле (4 ч.)

Место секретаря в государственных и негосударственных структурах, его функциональные обязанности.

Понятие о профессиональной этике. Современные требования, предъявляемые к деловым и личностным качествам секретаря. Имидж секретаря. Культура речи. Приветствие и представление.

Профессии секретарей в Квалификационном справочнике.

Практическая работа.

Составление схемы функциональных обязанностей секретаря.

Делопроизводство (20 ч.)

Значение делопроизводства в работе учреждений. Организационная структура службы делопроизводства. Основные функции и задачи подразделений службы делопроизводства. Нормативные документы по кадрам.

Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. Их динамика и трансформация. Мобильность профессиональных кадров и требования работодателей.
Способы получения информации о вакантных рабочих местах.

Общие правила организации документооборота. Прием и обработка поступающих документов. Регистрация и индексация документов. Карточная форма регистрации. Регистрационная карточка. Журнальная форма регистрации.

Контроль исполнения документов в подразделениях предприятия. Порядок обработки и отправки исходящих документов.

Организация контроля исполнения документов. Общие требования, сроки исполнения. Ведение контроля исполнения документов.

Внутренние документы. Порядок работы с внутренними документами. Приказы по основной деятельности и личному составу.

Номенклатура дел. Назначение номенклатуры дел. Виды номенклатуры дел. Требования к составлению номенклатуры дел. Оформление номенклатуры дел. Форма номенклатуры дел предприятия, структурного подразделения. Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в структурном подразделении.

Формирование дел. Требования к формированию дел. Систематизация отдельных категорий документов.

Подготовка дел к последующему хранению и использованию. Экспертиза ценности документов, методика ее проведения. Состав и функции экспертной комиссии. Перечни документальных материалов с указанием сроков хранения.

Оформление дел. Требования к оформлению дел. Опись документов, находящихся в деле. Лист заверительной надписи. Хранение дел в текущем делопроизводстве. Архив организации. Создание архива организации. Составление актов о выделении документов к уничтожению.

Работа с обращениями граждан. Виды обращений граждан и технология работы с ними. Регистрация обращений граждан (карточная форма регистрации, журнальная форма регистрации). Контроль исполнения обращений. Работа с обращениями и запросами депутатов.

Организация и проведение протокольных мероприятий (переговоры, пресс-конференции и интервью).

Понятие о конфиденциальном делопроизводстве. Документирование конфиденциальной информации. Правила работы с конфиденциальными документами. Обязанности секретаря для обеспечения безопасности конфиденциальной информации и документов. Формирование и оформление дел. Учет конфиденциальных документов.

Документация по оформлению служебных командировок. Журнал учета работников выбывающих в командировки.

Язык и стиль официальных документов. Этикет в переписке. Понятие и функции служебного письма. Особенности оформления писем, передаваемых электронной почтой.

Практические работы.

1. Заполнение регистрационной карточки и журнала входящей корреспонденции.

2. Заполнение журнала исходящей корреспонденции.

3. Построение контрольной картотеки.

4. Заполнение журнала регистрации приказов по оперативным вопросам управления.

5. Составление актов о выделении документов к уничтожению.

6. Составление номенклатуры дел предприятия

7. Заполнение формы карточки-заместителя.

8. Заполнение регистрационной карточки.

9. Заполнение унифицированной формы Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку"

10. Структура служебного письма.

11. Составление описи дел.

Работа секретаря по бездокументному обслуживанию (12 ч.)

Организация рабочего места руководителя и секретаря. Подготовка и проведение совещаний и переговоров. Ведение деловой беседы. Взаимоотношения секретаря с коллективом. Прием посетителей по личным и служебным вопросам.

Организация и проведение протокольных мероприятий (переговоры, пресс-конференции и интервью).

Деловые приемы. Фуршет. Стол-фуршет. Коктейльный стол. Бизнес-ланч.

Телефон в работе секретаря. Правила ведения телефонных переговоров. Входящий звонок. Исходящий звонок. Этикет при разговоре по мобильному телефону.

Информационное обеспечение в приемной секретаря.

Подготовка командировок. Служебные командировки в пределах Российской Федерации. Особенности ведения переговоров с представителями разных стран.

Визитные карточки. Виды визитных карточек: персональная (деловая), корпоративная, именная. Этикет визитных карточек.

Электронный этикет: факсимильная связь, автоответчик, электронная пота.

Практические работы:

1. Изучение правил организации рабочего места руководителя и секретаря.

2. Изучение правил ведения телефонных переговоров.

3. Деловая игра "Телефонный переговор".

Оформление реквизитов административной системы документирования (13 ч)

Практические работы:

Организационно-распорядительная документация:

1. Приказ по основной деятельности.

2. Унифицированная форма Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу".

3. Выписка из приказа по основной деятельности.

4. Протокол (полный, краткий).

5. Выписка из протокола.

Справочно-информационная документация:

1. Докладная записка.

2. Справка.

3. Служебное письмо.

4. Телефонограмма, телеграмма, телекс, факс.

5. Акт.

Документы по личному составу

1. Резюме

2. Автобиография

3. Заявление

4. Расписка

Техника и скорость письма (2 ч.)

Совершенствование техники письма, наращивание скорости (график скоростей, этапы скорости письма). Подсчет скорости и процента опечаток. Автоматическая проверка и устранение ошибок.

Словарные, фразовые и текстовые тренировки. Работа на скорость письма. Письмо текстов различной тематики с соблюдением правил письма. Подсчет скорости и процента опечаток.

Практическая работа.

Выполнение упражнений на развитие техники, скорости и качества слепой печати. Расчет скоростных работ.

Общественно полезный производительный труд (2 ч.)

Выполнение текстовых работ по заданию администрации гимназии, классных руководителей, и других работников учебного заведения.

Практическая работа.

Печатание рефератов, докладов, бланков для гимназии, различных рукописных материалов.

Итоговая контрольная работа (2 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету "Секретарское дело" (на 68 часов)
для 10 класса

№ п/п Темы теоретических и практических занятий Кол-во часов
теория практика
1. Введение. Цели и задачи предмета.

Практическая работа. Организация рабочего места, нормы техники безопасности и охрана труда при работе с вычислительной техникой. Повторение изученного. Выполнение текстовых заданий.

1,5 0,5
2 Рынок труда и профессий. Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. Повторение основ работы в среде Windows.

Практическая работа. Изучение приемов поиска подходящего места работы. Выполнение основных операций в текстовом редакторе.

1 1
3 Общие сведения о клавиатуре персонального компьютера.

Из истории создания клавишных печатающих устройств. Клавиатура персонального компьютера и зоны действия пальцев на клавиатуре.

Практическая работа. Освоение среднего буквенного ряда клавиатуры. Основная позиция.

0,5 1,5
4 Схема раскладки клавиатуры ПК и ее условно-пространственное изображение (УПИК). Конструктивные особенности клавиатур ПК: классические, "ломаные".

Практическая работа. Освоение верхнего буквенного ряда клавиатуры.

0,5 1,5
5 Настройка клавиатуры. Слепой десятипальцевый метод письма и его преимущества. Изучение в горизонтально-вертикальном направлении. Исходная позиция. Ритм удар. Ритмические тренировки для развития автоматизма движений пальцев по трем рядам клавиатуры.

Практическая работа. Освоение нижнего буквенного ряда клавиатуры.

0,5 1,5
6 Правила работы с дополнительной и цифровой клавиатурой. Правила работы с программой калькулятор.

Практическая работа. Освоение малой цифровой клавиатуры.

0,5 1,5
7. Знаково-цифровой ряд клавиатуры и режим верхнего регистра ("Shift", "Caps Lock"). Прописные буквы. Арабские цифры, римские цифры и их составление на клавиатуре.

Практическая работа. Освоение работы с верхним регистром.

0,5 1,5
8. Основы работы на персональном компьютере. Правила безопасной работы и знакомство с компьютером. Операционная система Windows.

Практическая работа. Подготовка компьютера к работе.

1 1
9. 1. Программы, создание документа, установление полей, шрифта и интервалов. Постановка рук на исходную позицию, разделение клавиатуры ПК на зоны действия рук и пальцев.

2. Отработка отрывистого и четкого удара, двигательных навыков при освоении клавиатуры.

Включение ПК, загрузка прикладных программ, выключение ПК. Файловая система.

Практическая работа. Отработка отрывистого и четкого удара, двигательных навыков при освоении клавиатуры. Текстовые тренировки.

1 1
10 Нормативные документы по делопроизводству.

Документ - основной носитель информации. Назначение и роль документов.

Практическая работа. Ознакомление с ОРД.

1 1
11 Реквизиты документов. Нормативные требования к составу основных реквизитов и их оформлению. Требования к составу реквизитов.

Практическая работа. Ознакомление с ГОСТом 6.30-2003.

1 1
12 Бланки для подготовки служебных документов. Общая схема классификации документов. Формуляр - образец ОРД - ГОСТ 6.30-2003 (в ред. Постановления Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст). Требования к оформлению ОРД - ГОСТ 6.30-2003.

Практическая работа. Составление схемы расположения реквизитов на листе бумаги.

1 1
13 Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ) - правила работы с документами в организации. Организационно-распорядительная документация (ОРД).

Практическая работа. Составление общего бланка, бланка для писем, бланка конкретного вида документа.

1 1
14 Правила составления и оформления служебных документов

Виды служебных документов. Требования к текстам служебных документов. Протокол. Выписка из протокола.

Практическая работа. Оформление протокола и выписки из протокола.

1 1
15 Сокращения применяемые в деловой переписке, правила их применения и написания. Перечень общепринятых сокращений с полной расшифровкой.

Практическая работа. Правила сокращения слов и словосочетаний.

1 1
16 Способы оформления документов (подписывание, заверение гербовой и простой печатью, проставление штампа). Виды служебных писем. Формуляр-образец служебного письма. Состав реквизитов.

Практическая работа. Выполнение служебных писем с угловым и продольным штампом.

1 1
17 Способы оформления документов (утверждение служебных документов должностным лицом и распорядительным документом).

Служебная справка. Состав реквизитов служебной справки.

Практическая работа. Составление и оформление служебной справки.

1 1
18 Служебные отметки на документах (резолюция, отметка о контроле, отметка об исполнителе и исполнении, отметка о поступлении и др.). Акт. Виды актов, их обязательные реквизиты.

Практическая работа. Составление и оформление акта.

1 1
19 Снятие копий с документов. Заверение копий. Отметка о заверении копий. Объяснительная и докладная записки, ее реквизиты.

Практическая работа. Составление и оформление объяснительной и докладной записок.

1 1
20 Распорядительные документы. Приказ по основной деятельности, выписка из приказа. Обязательные реквизиты, их расположение.

Практическая работа. Оформление приказа по основной деятельности.

1 1
21 Документация по личному составу. "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", утвержденный постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 № 26.

Практическая работа. Форма Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу"

Практическая работа.

1 1
22 Снятие копий с документов. Заверение копий. Отметка о заверении копий. Прием, передача, оформление телефонограмм.

Практическая работа. Составление и оформление телефонограммы.

1 1
23 Техника и правила письма Обрамление и заполнение текста. Письмо текстов через 1, 1,5, 2 интервала. Оформление примечаний (приложений и оснований) к тексту. Практическая работа. Выполнение текста через 1, 1,5, 2 интервала с примечаниями. 0,5 1,5
24 Оформление примечаний (приложений и оснований) к тексту. Знаки препинания. Освоение знаков препинания "запятая" и "точка".

Практическая работа. Выполнение текста через 1, 1,5, 2 интервала с приложениями и основаниями.

0,5 1,5
25 Оформление сносок к тексту. Правила оформления библиографических ссылок и сносок. Правила письма знаков: номера, параграфа, процента, градусов, минут, секунд, дробей.

Практическая работа. Выполнение текста со сносками.

0,5 1,5
26 Оформление титульного листа (курсовой работы, реферата, диплома). Оформление содержания (2 способа). Нумерация страниц. Нумерация страниц с титульным листом.

Практическая работа. Оформление титульного листа курсовой работы.

0,5 1,5
27 Редактирование. Корректурные знаки и применение их в корректурной правке машинописных работ.

Практическая работа. Выполнение текста с корректурными знаками

1 1
28 Методика и техника редактирования. Виды правки текста.

Комплектование и скрепление напечатанного материала по страницам и экземплярам.

Практическая работа. Выполнение текста после корректурной правки.

0,5 1,5
29 Составление и оформление таблиц. Создание таблиц простых и сложных. Понятие о таблицах. Оформление боковика, горизонтальных рядов и вертикальных граф таблицы.

Практическая работа. Выполнение цифровых таблиц в программе Microsoft Word.

0,5 1,5
30 Выполнение цифровых таблиц в программе Excel.

Практическая работа. Оформление примечаний и сносок при выполнении цифровых таблиц.

0,5 1,5
31 Выполнение цифровых таблиц на формате листа А4 (поперечном). Оформление выводов.

Практическое занятие. Трансформирование текста в таблицу. Преобразование таблицы в текст.

0,5 1,5
32 Развитие техники, скорости и качества письма на компьютере

Технология выполнения скоростных работ и работ на качество слепой печати.

Практическая работа. Выполнение упражнений на развитие техники, скорости и качества слепой печати. Расчет скоростных работ.

- 2
33 Общественно полезный, производительный труд. Выполнение текстовых работ по заданию администрации гимназии, классных руководителей, и других работников учебного заведения.

Практическая работа. Печатание рефератов, докладов, бланков для гимназии, различных рукописных материалов.

- 2
34 Итоговая проверочная работа. - 2
  ИТОГО: 68 часов. 25 43

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету "Секретарское дело" (на 68 часов)
для 11 класса

№ п/п Темы теоретических и практических занятий Кол-во часов
теория практика
1 Основы рыночной экономики. Основные законы рыночной экономики.

Общие сведения о собственности.

Практическая работа. Изучение правил составления бизнес-плана.

1,5 0,5
2 Научно-технический прогресс и перспективы развития управленческого труда. Роль науки, новой техники и технологии в изменении содержания и характера трудовой деятельности специалиста в развитии управленческого труда.

Практическая работа. Использование современных средств оргтехники: ксерокс, факс, слайд-проектор.

1,5 0,5
3 Общие сведения о секретарском деле. Место секретаря в государственных и негосударственных структурах, его функциональные обязанности. Практическая работа. Составление схемы функциональных обязанностей секретаря 1 1
4 Понятие о профессиональной этике. Современные требования, предъявляемые к деловым и личностным качествам секретаря.

Практическая работа. Оформление документов по личному составу. Автобиография. Резюме.

0,5 1,5
5 Делопроизводство. Значение делопроизводства в работе учреждений. Организационная структура службы делопроизводства.

Практическая работа. Оформление документов по личному составу. Заявление.

1 1
6 История развития отечественного делопроизводства. Возникновение делопроизводства и его этапы.

Практическая работа. Оформление документов по личному составу. Расписка.

1 1
7 Основные функции и задачи подразделений службы делопроизводства. Нормативные документы по кадрам.

Практическая работа. Оформление реквизитов организационно-распорядительной документации. Заполнение унифицированной формы

Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу".

1 1
8 Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда.

Деловая игра "Моя профессия- секретарь!"

- 2
9 Общие правила организации документооборота. Прием и обработка поступающих документов. Регистрация и индексация документов. Формы регистрации.

Практическая работа. Заполнение регистрационной карточки и журнала входящей документации.

0,5 1,5
10 Контроль исполнения документов в подразделениях предприятия. Порядок обработки и отправки исходящих документов.

Практическая работа. Заполнение журнала исходящей документации

1 1
11 Организация контроля исполнения документов. Общие требования, сроки исполнения. Ведение контроля исполнения документов.

Практическая работа. Построение контрольной картотеки.

1 1
12 Внутренние документы. Порядок работы с внутренними документами. Приказы по основной деятельности и личному составу.

Практическая работа. Заполнение журнала регистрации приказов по основной деятельности.

1 1
13 Номенклатура дел. Назначение номенклатуры дел. Виды номенклатуры дел. Требования к составлению номенклатуры дел. Оформление номенклатуры дел. Практическая работа. Составление номенклатуры дел предприятия 1 1
14 Форма номенклатуры дел предприятия, структурного подразделения. Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в структурном подразделении.

Практическая работа. Оформление реквизитов справочно-информационной документации. Докладная записка.

1 1
15 Формирование дел. Требования к формированию дел. Систематизация отдельных категорий документов.

Практическая работа. Оформление реквизитов справочно-информационной документации. Справка

1 1
16 Подготовка дел к последующему хранению и использованию. Экспертиза ценности документов, методика ее проведения.

Практическая работа. Оформление реквизитов справочно-информационной документации. Служебное письмо.

1 1
17 Состав и функции экспертной комиссии. Перечни документальных материалов с указанием сроков хранения.

Практическая работа. Оформление реквизитов организационно-распорядительной документации. Приказ по основной деятельности.

1 1
18 Оформление дел. Требования к оформлению дел. Опись документов, находящихся в деле. Лист заверительной надписи.

Практическая работа. Составление описи дел.

1 1
19 Хранение дел в текущем делопроизводстве. Архив организации. Создание архива организации. Составление актов о выделении документов к уничтожению.

Практическая работа. Заполнение формы карточки-заместителя.

1 1
20 Работа с обращениями граждан. Виды обращений граждан и технология работы с ними.

Практическая работа. Заполнение регистрационной карточки.

1 1
21 Регистрация обращений граждан (карточная форма регистрации, журнальная форма регистрации). Контроль исполнения обращений. Работа с обращениями и запросами депутатов.

Практическая работа. Оформление реквизитов организационно-распорядительной документации. Выписка из приказа.

1 1
22 Организация и проведение протокольных мероприятий (переговоры, пресс-конференции и интервью).

Практическая работа. Оформление реквизитов организационно-распорядительной документации. Протокол (полный, краткий)

1 1
23 Понятие о конфиденциальном делопроизводстве. Документирование конфиденциальной информации.

Практическая работа. Оформление реквизитов организационно-распорядительной документации. Выписка из протокола.

1 1
24 Правила работы с конфиденциальными документами. Формирование и оформление дел. Учет конфиденциальных документов.

Практическая работа. Оформление реквизитов организационно-распорядительной документации. Акт

1 1
25 Документация по оформлению служебных командировок. Журнал учета работников выбывающих в командировки.

Практическая работа. Заполнение унифицированной формы Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку"

1 1
26 Язык и стиль официальных документов. Этике в переписке. Понятие и функции служебного письма. Особенности оформления писем, передаваемых электронной почтой.

Практическая работа. Структура служебного письма.

1 1
27 Бездокументное обслуживание. Организация рабочего места секретаря и руководителя.

Практическая работа. Изучение правил организации рабочего места руководителя и секретаря

1 1
28 Подготовка и проведение совещаний и переговоров. Защита конфиденциальной информации при проведении совещаний и переговоров.

Практическая работа. Оформление реквизитов справочно-информационной документации. Докладная записка.

1 1
29 Телефон в работе секретаря. Правила ведения телефонных переговоров.

Входящий звонок. Исходящий звонок. Этикет при разговоре по мобильному телефону.

Деловая игра "Телефонный переговор".

1 1
30 Информационное обеспечение в приемной секретаря.

Практическая работа. Оформление реквизитов справочно-информационной документации. Телефонограмма, телеграмма, телекс, факс.

1 1
31 Развитие техники, скорости и качества письма на компьютере.

Технология выполнения скоростных работ и работ на качество слепой печати.

Практическая работа. Выполнение упражнений на развитие техники, скорости и качества слепой печати. Расчет скоростных работ.

1 1
32 Общественно полезный, производительный труд. Выполнение текстовых работ по заданию администрации гимназии, классных руководителей, и других работников учебного заведения.

Практическая работа. Печатание рефератов, докладов, бланков для гимназии, различных рукописных материалов.

- 2
33 Подготовка к контрольной работе. 1 1
34 Итоговая контрольная работа - 2
  Итого: 68 часов 31 37

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 10 класса

Учащийся должен знать:

- инструкцию по безопасности труда (пожарная безопасность, правила внутреннего распорядка и личной гигиены);

- основы работы на персональном компьютере (включение, загрузка; выключение);

- схему раскладки клавиатуры;

- нормативные документы по делопроизводству;

- правила составления и оформления документов в соответствии с ГОСТ 6.30-2003;

- требования к текстам служебных документов;

- правила оформления текстового материала на персональном компьютере;

- правила оформления примечаний (приложений, оснований) в тексте;

- корректурные знаки;

- правила заполнения табличных форм.

 Учащийся должен уметь:

- соблюдать правила внутреннего распорядка и безопасности труда;

- организовывать свое рабочее место;

- пользоваться персональным компьютером;

- выполнять текстовые работы слепым десятипальцевым методом;

- выполнять тестовые работы через 1, 1,5, 2 интервала;

- оформлять примечания и сноски к тексту;

- выполнять цифровые и табличные работы;

- составлять и оформлять служебную документацию в пределах своей компетенции;

Обязательные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса

Учащийся должен знать:

- технику безопасности при работе на персональном компьютере;

- нормативные документы по делопроизводству;

- правила составления и оформления служебных документов в соответствии с ГОСТ 6.30 - 2003.

Учащийся должен уметь:

- соблюдать правила внутреннего распорядка и безопасности труда;

- пользоваться персональным компьютером;

- печатать тексты, различные по содержанию через 1, 1,5, 2 интервала;

- составлять и оформлять служебную документацию в пределах своей компетенции.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 11 класса

Учащийся должен знать:

- требования профессиональной этики секретарского труда;

- требования к организации рабочего места секретаря;

- нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению делопроизводства на предприятии;

- состав реквизитов документов;

- требования к оформлению реквизитов документов;

- требования к бланкам документов;

- основные положения Единой государственной системы делопроизводства;

- структуру предприятий и его подразделений;

- стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

- порядок контроля за прохождением служебных документов и материалов;

- правила печатания служебных писем с использованием типовых форм.

Учащийся должен уметь:

- выполнять технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия (учреждения);

- организовывать прием посетителей, телефонные переговоры;

- принимать и передавать телефонограммы, записывать телефонные переговоры в отсутствие руководителя с последующим докладом;

- регистрировать корреспонденцию, направлять ее в структурные подразделения;

- в соответствии с резолюцией руководителя предприятия передавать документы на исполнение,

- оформлять регистрационные карточки;

- вести картотеку учета прохождения документальных материалов и контроль за их исполнением;

- вести учет получаемой и отправляемой корреспонденции, систематизировать и хранить документы текущего архива;

- подготавливать и сдавать в архив предприятия документальные материалы;

- регистрационную картотеку или компьютерные банки данных;

- составлять описи дел, передаваемых на хранение в архив;

- обеспечивать сохранность приходящей служебной документации;

- составлять и оформлять служебную документацию в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 .

Обязательные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса

Учащийся должен знать:

- организацию рабочего места секретаря

- правила работы с поступающей и отправляемой корреспонденции

- правила ведения деловой беседы, работы с телефоном, приема посетителей

- машинопись, порядок расположения материалов при печатании различных документов

Учащийся должен уметь:

- обеспечить подготовку заседаний, совещаний

- организовать прием посетителей, телефонные переговоры

- вести делопроизводство в пределах своей компетенции

- подшивать документы, формировать дела по установленной номенклатуре, сдавать в архив.

Критерии оценки практического задания:

Отметка "5" ставится, если:

- правильно расставлены реквизиты в формуляре документа;

- выполнены требования к изготовлению документов (шрифт, поля);

- работа выполнена без ошибок или допущена одна ошибка при наборе текста (пропущенные или переставленные буквы и слова, пропуск промежутка между словами, неправильные переносы или недописанные слова, промежутки перед знаками препинания);

- в тексте документа нет или допущена одна орфографическая и синтаксическая ошибка;

- соблюдена стилистическая грамотность (владение лексикой и синтаксической конструкцией официально-деловой речи).

Отметка "4" ставится при условии, если:

- неправильно расставлен один реквизит в формуляре документа;

- выполнены требования к изготовлению документов (шрифт, поля);

- в работе допущено две - три ошибки при наборе текста (пропущенные или переставленные буквы и слова, пропуск промежутка между словами, неправильные переносы или недописанные слова, промежутки перед знаками препинания);

- в тексте документа допущено 2-3 орфографических и синтаксических ошибки;

- соблюдена стилистическая грамотность (владение лексикой и синтаксической конструкцией официально-деловой речи).

Отметка "3" ставится при условии, если:

- неправильно расставлены два реквизита в формуляре документа;

- не выполнены требования к изготовлению документов (шрифт, поля);

- в работе допущено четыре ошибки при наборе текста (пропущенные или переставленные буквы и слова, пропуск промежутка между словами, неправильные переносы или недописанные слова, промежутки перед знаками препинания);

- в тексте документа допущено четыре орфографических и синтаксических ошибки

- не соблюдена стилистическая грамотность (владение лексикой и синтаксической конструкцией официально-деловой речи).

Отметка "2" ставится, если:

- неправильно расставлены все реквизиты в формуляре документа;

- не выполнены требования к изготовлению документов (шрифт, поля);

- в работе допущено пять ошибок при наборе текста (пропущенные или переставленные буквы и слова, пропуск промежутка между словами, неправильные переносы или недописанные слова, промежутки перед знаками препинания);

- текст документа содержит пять орфографических и синтаксических ошибок;

- не соблюдена стилистическая грамотность (владение лексикой и синтаксической конструкцией официально-деловой речи).

Критерии оценки устного ответа

Отметка "5" ставится при условии, что экзаменуемый логично изложил содержание своего ответа на вопрос, правильно использовал научную терминологию в контексте ответа, верно, в соответствии с вопросом характеризовал технологические процессы, выделяя их существенные признаки.

Не влияют на отметку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка "4" ставится, если экзаменуемый допустил незначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Отметка "3" ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.

Отметка "2" ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание и непонимание обучающимся большей или более важной части учебного материала.

Нормативные правовые документы и литература для учителя

1. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"

2. Закон "О государственных языках Республики Коми" (в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 76-РЗ)

3. Федеральный закон от 27.07. 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

4. Типовая инструкция по делопроизводству в органах исполнительной власти Республики Коми, государственных органах Республики Коми, образованных главой Республики Коми или Правительством Республики Коми", утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 18 августа 2006 г. № 201

5. Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков печатей и иных носителей изображения государственного герба Республики Коми, утв. Указом Главы Республики Коми от 19 декабря 2003 г. № 254

6. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (в ред. постановления Госстандарта РФ от 03.03.3003 г. № 65-ст).

7. Федеральный закон 27.07 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных"
8. Постановление от 05.01. 2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"

9. Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практическое пособие. - М.: Высш. школа, 1989. - 383 с.

10. Бурнашов Г.А. Делопроизводство: Учебник для проф.-техн.учебн.заведений. -М.: Высш. школа, 1981 - 144 с.

11. Делопроизводство: образцы документов с комментариями / Е.А. Лопатникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 319 с.

12. Кузнецов И.Н. Секретарское дело. Главные правила делового общения. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - 480 с.

13. Кузнецова А.Н. Методика преподавания машинописи и делопроизводства: Учебное пособие. - М.: ДОСААФ, 1988. - 208 с.

15. Макарова В.М. 50 уроков машинописи. Уч. пособие. М.: 1971. -297 с.

16. Сагян С. Делопроизводство на компьютере. Популярный самоучитель. - СПб.: Питер, 2006.

17. Серова Г.А. Учимся работать с офисными программами. MS Office 2000. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.

18. Власов Л.В., Гладков В.Н. Секретарь-помощник руководителя. - Л.: Лениздат, 1989. - 109 с.

Список литературы для учащихся

1. Литвинов В.Г., Киселев С.В. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК. Учебное пособие для 10-11 классов. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений общего среднего образования. 2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2004

2. Киселев С.В., Киселев И.Л. Современные офисные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений общего среднего образования. 2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2004

3. Л.М. Вялова "Основы делопроизводства". Учебное пособие для 10-11 классов. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений общего среднего образования. 2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2004

4. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов /Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под ред. Т.В. Кузнецовой. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 359 с. (допущено Министерством образования РФ в качестве учебника)

5. Корнеева А.П., Амелина А.М., Загребельный А.П. Машинопись и основы делопроизводства: Учебн. пособие для учащихся 8-11 классов общеобразоват. учреждений. - 3-е изд., - М.: Просвещение, 1998. - 160 с.

6. Кузнецова А.Н., Вагенгейм Р.Н. Машинопись: Практ. пособие. - 3-е изд., - М.: Высшая школа; Издательский центр "Академия", 2001. - 319 с.

Учебно-методические пособия

1. Лебедянцева Н.К. Профильный курс "Машинопись и основы делопроизводства" (технология, профильная подготовка), 9-11 классы. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. - 96 с.

2. Машинопись в редакторе MS-WORD: метод. пособие /Н.О. Курганова, Е.А. Звонарева. - М.: Дрофа, 2007. - 77 с.

3. Дидактический и раздаточный материал.

Приложение.