Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования через использование метода проблемного обучения

Разделы: Внеклассная работа


Содержание

  1. Теоретическая интерпретация
  2. Технология опыта
  3. Программа работы историко-краеведческого объединения «Мое село»
    3.1. Пояснительная записка
    3.2. Учебно-тематический план
    3.3. Содержание изучаемого курса
    3.4. Материальное обеспечение дополнительной образовательной программы Библиография
  4. Результативность
  5. Приложения
    Приложение № 1 (Приложения 1Б и 1В у автора ввиду размеров)
    Приложение № 2
    Приложение № 3
    Приложение № 4
    Приложение № 5
    Приложение № 6

1. Теоретическая интерпретация

Сведения об учителе 

Теличко Татьяна Васильевна - учитель истории Ситниковской МСОШ. Закончила Барнаульский государственный педагогический институт в 1980 году: историко-филологический факультет по специальности учитель истории и английского языка средней школы. Педагогический стаж работы в Ситниковской средней школе - 27 лет. Квалификационная категория – высшая. Награждена грамотой Министерства образования РФ в 2000 году. Победитель конкурса ПНПО «Лучшие учителя России» в 2007 году.

Адрес опыта 

Ситниковская средняя школа расположена в селе Ситниково с населением 730 человек. В школе работает 20 педагогов. Программа развития – адаптивная школа, профиль – агротехнический. Количество учащихся – 130. Средняя наполняемость классов – 12 человек. Параллелей нет.

Школа была основана в 1920 году, в 1964 - перешла в новое здание, реорганизована из семилетней школы в среднюю школу. Здание нетиповое (рабочее общежитие). Отсутствуют типовые спортзал и актовый зал, столовая.

В 2006 году школа выиграла конкурс на приобретение оборудования для предметов естественно-научного цикла. В 2007 году стала победителем в конкурсе ПНПО среди школ, применяющих инновационные технологии, а также получила статус базовой и опорной школы по учебно-методической работе.

Условия возникновения опыта

В связи с победой Ситниковской школы в ПНПО среди школ, применяющих инновационные технологии, значительно улучшилась ее материально – техническая база. Имеется хорошо оборудованный кабинет истории. В кабинете имеется: телевизор, DVD-декодер, видеотека – 33 фильма, мультимедийная библиотека - 18 учебников.

В учебной и внеклассной работе используется кабинет информатики, где находятся: 12 персональных компьютеров с выходом в Интернет, локальная сеть, интерактивная доска, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук - 2шт., цифровые фотоаппарат и видеокамера), фотопринтер, ксерокс-принтер-сканер, музыкальный центр.

Центром внеклассной работы по истории является историко-краеведческий уголок, где собрано 215 экспонатов.

Наличие учебно–методического оборудования позволяет делать учебный-воспитательный процесс более эффективным, интересным, разнообразным.

Актуальность и новизна опыта

Современное образование требует формирования самодостаточной личности с активной жизненной позицией, приспособленной к существующей социально-экономической системе общества. Поэтому метод проблемного обучения становиться актуальным и эффективным. В институте, изучая труда И.Я. Лернера, М.А. Данилова, М.И. Махмутова, Ю.К. Бабинского изучила методику проблемного обучения и успешно ее применяю в течение всей педагогической деятельности. Когда видишь в глазах учеников сначала удивление, недоумение, затем желание найти ответ, радость от найденного решения, испытываешь чувство удовлетворения от совместной работы с учениками. Уверена, что именно эта методика позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, сделать их активными участниками образовательного процесса, развивает сотрудничество педагога и ученика, создает благоприятный психологический климат на уроке и во внеклассной работе.

2. Технология опыта

Цель метода проблемного обучения- обеспечение активного характера педагогического процесса; развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.

Задачи:

  • развитие мышления и способности учеников, развитие творческих умений;
  • усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные учебные проблемы.

Сущность содержания методики проблемного обучения:

  • последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания;
  • организация учителем проблемных ситуаций и разрешение их.

Опирается на принципы:

  • научности;
  • креативности;
  • вариативности;
  • практической ориентации;
  • интерактивности;
  • системности.

Достигается через средства:

  • алгоритм проблемной деятельности;
  • мониторинг качества урока.

Применяю основные методы проблемного изложения:

  • изложение с проблемным началом;
  • частично-поисковый;
  • проблемного изложения;
  • исследовательский метод.

Основные понятия проблемного обучения:

  1. Проблемный вопрос - проблемная ситуация - решение проблемы.
  2. Организую проблемную ситуацию, преследуя следующие дидактические цели: возбудить у учащихся познавательный интерес.

Приемы создания проблемной ситуации:

  • Учитель сам чётко ставит проблему.
  • Учащимся сообщают различные, противоречивые факты по какому-либо вопросу.
  • Внимание учащихся обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение.
  • Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает у них недоумение и желание получить объяснение.
  • Учащимся задаются задания, в процессе выполнения которых рождается проблемная ситуация.
  • Учащимся объясняют практическую значимость изучения материала.
  • Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя.

Этапы проблемного обучения:

  1. Возникновение (постановка) проблемной ситуации.
  2. Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы.
  3. Поиск способа решения проблемной задачи путём гипотез, догадок с попыткой ее обоснования.
  4. Доказательство гипотезы.
  5. Проверка правильности решения проблемной задачи.

Роль педагога в проблемном обучении заключается в следующем:

  • информативное обеспечение;
  • направление исследования;
  • изменение содержания и структуры учебного материала;
  • поощрение познавательной активности учащихся.

Использование метода проблемного обучения во внеклассной работе. С 2003 года являюсь руководителем историко-краеведческого объединения «Моё село». В системе дополнительного образования работаю с 2004 года. Цель работы - помочь учащимся освоить ценности общества и культуры, в которой они живут.

Мною разработана и осуществлена программа историко-краеведческого объединения «Мое село». Ежегодно учащиеся занимаются исследовательскими работами. В каждой работе стоит проблемный вопрос. Например,

  1. Были ли казаки основателями села Ситникова?
  2. Есть ли у села Ситникова будущее?
  3. Какова роль органов местного самоуправления в жизни поселения?
  4. По какому принципу застраивалось село Ситниково?
  5. На чем основывались семейные устои основателей села Ситникова?

С результатами решения данных проблем учащиеся выступают на школьных, районных и краевых историко-краеведческих конференциях и конкурсах (Смотри приложение 1: А, Б, В).

При подготовке занятий, игр, праздников дети возникают проблемные ситуации, которые они решают в ходе работы. Например:

  1. Как сделать видеопрезентацию работы?
  2. Как заинтересовать жителей села в возрождении традиций?
  3. Как разработать интересный сценарий праздника?
  4. Чем удивить современную молодежь на русском народном празднике?
  5. Как привлечь односельчан к проведению массовых мероприятий?

Работая в объединение «Мое село» учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недо­стающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знания­ми для решения познавательных и практичес­ких задач;
  • приобретают коммуникативные умения, рабо­тая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения;
  • развивают системное мышление;
  • становятся социально активными.

Работа по методу проблемного обучения ведется систематически, отражается в программе историко-краеведческого объединения «Мое село» (Смотри раздел 3).

Разделы 3-4
Приложения