Содержание
- Теоретическая интерпретация
- Технология опыта
- Программа работы историко-краеведческого объединения «Мое село»
3.1. Пояснительная записка
3.2. Учебно-тематический план
3.3. Содержание изучаемого курса
3.4. Материальное обеспечение дополнительной образовательной программы Библиография - Результативность
- Приложения
Приложение № 1 (Приложения 1Б и 1В у автора ввиду размеров)
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
1. Теоретическая интерпретация
Сведения об учителе
Теличко Татьяна Васильевна - учитель истории Ситниковской МСОШ. Закончила Барнаульский государственный педагогический институт в 1980 году: историко-филологический факультет по специальности учитель истории и английского языка средней школы. Педагогический стаж работы в Ситниковской средней школе - 27 лет. Квалификационная категория – высшая. Награждена грамотой Министерства образования РФ в 2000 году. Победитель конкурса ПНПО «Лучшие учителя России» в 2007 году.
Адрес опыта
Ситниковская средняя школа расположена в селе Ситниково с населением 730 человек. В школе работает 20 педагогов. Программа развития – адаптивная школа, профиль – агротехнический. Количество учащихся – 130. Средняя наполняемость классов – 12 человек. Параллелей нет.
Школа была основана в 1920 году, в 1964 - перешла в новое здание, реорганизована из семилетней школы в среднюю школу. Здание нетиповое (рабочее общежитие). Отсутствуют типовые спортзал и актовый зал, столовая.
В 2006 году школа выиграла конкурс на приобретение оборудования для предметов естественно-научного цикла. В 2007 году стала победителем в конкурсе ПНПО среди школ, применяющих инновационные технологии, а также получила статус базовой и опорной школы по учебно-методической работе.
Условия возникновения опыта
В связи с победой Ситниковской школы в ПНПО среди школ, применяющих инновационные технологии, значительно улучшилась ее материально – техническая база. Имеется хорошо оборудованный кабинет истории. В кабинете имеется: телевизор, DVD-декодер, видеотека – 33 фильма, мультимедийная библиотека - 18 учебников.
В учебной и внеклассной работе используется кабинет информатики, где находятся: 12 персональных компьютеров с выходом в Интернет, локальная сеть, интерактивная доска, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук - 2шт., цифровые фотоаппарат и видеокамера), фотопринтер, ксерокс-принтер-сканер, музыкальный центр.
Центром внеклассной работы по истории является историко-краеведческий уголок, где собрано 215 экспонатов.
Наличие учебно–методического оборудования позволяет делать учебный-воспитательный процесс более эффективным, интересным, разнообразным.
Актуальность и новизна опыта
Современное образование требует формирования самодостаточной личности с активной жизненной позицией, приспособленной к существующей социально-экономической системе общества. Поэтому метод проблемного обучения становиться актуальным и эффективным. В институте, изучая труда И.Я. Лернера, М.А. Данилова, М.И. Махмутова, Ю.К. Бабинского изучила методику проблемного обучения и успешно ее применяю в течение всей педагогической деятельности. Когда видишь в глазах учеников сначала удивление, недоумение, затем желание найти ответ, радость от найденного решения, испытываешь чувство удовлетворения от совместной работы с учениками. Уверена, что именно эта методика позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, сделать их активными участниками образовательного процесса, развивает сотрудничество педагога и ученика, создает благоприятный психологический климат на уроке и во внеклассной работе.
2. Технология опыта
Цель метода проблемного обучения- обеспечение активного характера педагогического процесса; развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.
Задачи:
- развитие мышления и способности учеников, развитие творческих умений;
- усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные учебные проблемы.
Сущность содержания методики проблемного обучения:
- последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания;
- организация учителем проблемных ситуаций и разрешение их.
Опирается на принципы:
- научности;
- креативности;
- вариативности;
- практической ориентации;
- интерактивности;
- системности.
Достигается через средства:
- алгоритм проблемной деятельности;
- мониторинг качества урока.
Применяю основные методы проблемного изложения:
- изложение с проблемным началом;
- частично-поисковый;
- проблемного изложения;
- исследовательский метод.
Основные понятия проблемного обучения:
- Проблемный вопрос - проблемная ситуация - решение проблемы.
- Организую проблемную ситуацию, преследуя следующие дидактические цели: возбудить у учащихся познавательный интерес.
Приемы создания проблемной ситуации:
- Учитель сам чётко ставит проблему.
- Учащимся сообщают различные, противоречивые факты по какому-либо вопросу.
- Внимание учащихся обращается на те или иные жизненные явления, которым надо дать объяснение.
- Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает у них недоумение и желание получить объяснение.
- Учащимся задаются задания, в процессе выполнения которых рождается проблемная ситуация.
- Учащимся объясняют практическую значимость изучения материала.
- Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя.
Этапы проблемного обучения:
- Возникновение (постановка) проблемной ситуации.
- Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы.
- Поиск способа решения проблемной задачи путём гипотез, догадок с попыткой ее обоснования.
- Доказательство гипотезы.
- Проверка правильности решения проблемной задачи.
Роль педагога в проблемном обучении заключается в следующем:
- информативное обеспечение;
- направление исследования;
- изменение содержания и структуры учебного материала;
- поощрение познавательной активности учащихся.
Использование метода проблемного обучения во внеклассной работе. С 2003 года являюсь руководителем историко-краеведческого объединения «Моё село». В системе дополнительного образования работаю с 2004 года. Цель работы - помочь учащимся освоить ценности общества и культуры, в которой они живут.
Мною разработана и осуществлена программа историко-краеведческого объединения «Мое село». Ежегодно учащиеся занимаются исследовательскими работами. В каждой работе стоит проблемный вопрос. Например,
- Были ли казаки основателями села Ситникова?
- Есть ли у села Ситникова будущее?
- Какова роль органов местного самоуправления в жизни поселения?
- По какому принципу застраивалось село Ситниково?
- На чем основывались семейные устои основателей села Ситникова?
С результатами решения данных проблем учащиеся выступают на школьных, районных и краевых историко-краеведческих конференциях и конкурсах (Смотри приложение 1: А, Б, В).
При подготовке занятий, игр, праздников дети возникают проблемные ситуации, которые они решают в ходе работы. Например:
- Как сделать видеопрезентацию работы?
- Как заинтересовать жителей села в возрождении традиций?
- Как разработать интересный сценарий праздника?
- Чем удивить современную молодежь на русском народном празднике?
- Как привлечь односельчан к проведению массовых мероприятий?
Работая в объединение «Мое село» учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения;
- развивают системное мышление;
- становятся социально активными.
Работа по методу проблемного обучения ведется систематически, отражается в программе историко-краеведческого объединения «Мое село» (Смотри раздел 3).