Цель:
- познакомить учащихся с Красной книгой Краснодарского края;
- некоторыми растениями и животными, внесенными в нее;
- раскрыть основные причины сокращения численности этих видов;
- развивать память, наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру Кубани.
Оборудование: Красная книга Краснодарского края, мультимедийное изображение животных, растений Кубани, выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
(На доске вывешены картины природы нашего края).
Стихотворение читает выразительно заранее подготовленный ученик. /слайд 5/
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
– О какой планете говорится в стихотворении?
– Почему говорится, что она одна?
– Чем наша планета отличается от других?
– Почему звучит тревога в последних строках стихотворения?
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Познакомимся с животными и растениями Краснодарского края, которые занесены в неё. Кто знает, что такое Красная книга?
Ученик: В Красную книгу внесены те животные и растения, которые требуют заботы человека.
Учитель: Правильно. А история этой книги такова. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Учеными был составлен список таких животных и растений. И назвали этот список Красной книгой. Сюда же были внесены и редкие виды. /слайд 6/
– Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? /слайд 7-8/
Ученик: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.
Ученик: Красный цвет – это сигнал опасности.
Учитель: Да, поэтому и решили назвать эту книгу Красной.В Красной книге два раздела: растения и животные. /слайд 9/
Животные играют огромную роль в природе: без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
– Как вы думаете для чего?
Ученик: Все животные очень красивые, интересные.
– Мы употребляем их в пищу.
– У некоторых животных ценный мех.
Учитель: Совершенно верно. Вырубая леса, применяя гербициды, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных и растений.
В нашей стране для охраны растительного и животного мира в 1974 году была утверждена Красная книга СССР. А для уточнения и углубления знаний о редких видах растений и животных в нашем крае с целью разработки мер по их охране в 1984 году была учреждена Красная Книга Краснодарского края (демонстрация книги).
В Красную книгу Краснодарского края внесен список редких и исчезающих видов на территории Краснодарского края по растениям и животным.
На этих страницах много растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока еще не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Это было примерно 250 лет назад. Один путешественник обнаружил в море невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные растения. Назвали этих животных «морскими коровами».
Мясо морских коров оказалось очень вкусным. И вскоре люди стали на них охотиться. Они безжалостно убивали зверей. Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше. Прошло еще несколько лет, и они исчезли. Исчезли навсегда. Никто никогда уже не увидит этих удивительных животных, уничтоженных человеком.
Исчез дикий бык – тур. Он был могучим, красивым зверем. А исчез он потому, что люди охотились на него и вырубали леса, где жили дикие быки. Ученые подсчитали, что только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных.
В наши дни гибель видов идет быстрее. И все потому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать законы природы, грубо вмешиваются в нее.
В результате влияния человека на природу сокращается численность видов животных и растений.
Какие факторы способствуют исчезновению животных и растений? /слайд 10/
- вырубка лесов
- охота на животных
- загрязнение рек, озёр, морей
- распахивание степей, лугов
- рвут растения
- ловят бабочек
- применение гербицидов
Учитель: Для спасения животных создаются заповедники. Заповедники – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Цель создания заповедников – сохранение природы в её естественном состоянии, во всем многообразии.
В Краснодарском крае в 1924 году был создан Кавказский заповедник. (показ на карте) Он расположен между городами Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта. (показ на карте) /слайд 11/
Здесь нельзя охотиться, ловить рыбу. Запрещается жечь костры, собирать грибы, ягоды. В заповеднике ученые изучают природу, пытаются восстановить число тех животных, которых осталось очень мало.
2. Сообщения учащихся о редких животных края с демонстрацией фотографий.
Рысь кавказская – животное средних размеров и коротким туловищем и высокими ногами. Хвост короткий. Мех грубый, низкий, рыжего цвета с ярким рисунком из черных пятен и полосок. Типичный обитатель глухих лесов. Охотится в сумерках и ночью. Питается грызунами, зайцами, нападает на косуль. Встречается в горных районах, в Кавказском заповеднике. /слайд 12/
Беркут – крупный орел, однотонной темно-бурой окраски,. Откладка яиц в конце марта – начале апреля. В кладке 2 яйца, которые птицы насиживают до конца июля. Основу питания составляют горные куриные: кавказский улар, кавказский тетерев. Нередко кормится падалью.
В Краснодарском крае встречается в горных районах Главного Кавказского и Передового хребтов, на территории Кавказского государственного биосферного заповедника. /слайд 13/
Черный аист – крупная, до 3 кг птица, черного цвета, с белым брюхом, красным клювом и лапами. Гнезда строит на скалах, или на деревьях. Обитает в равнинных низкогорных лесах юго-восточной части края, у побережий Азовского и Черного морей. Питается земноводными, рыбами, мелкими млекопитающими. Является исчезающим видом. /слайд 14/
Средиземноморская черепаха - длина панциря – 16-25 см. Передние лапы с пятью когтями. Обитает на степных участках по склонам гор. Питается сочной травой, иногда поедает моллюсков, насекомых. Растет медленно, зрелость наступает в возрасте 12-14 лет. Вид находится под угрозой исчезновения. /слайд 15/
Жук-олень. Окраска тела коричневато-черная. Длина тела от 30 до 83мм. Обитает в равнинной части в смешанных лесах гор. После откладки яиц большинство жуков отмирают. Питаются соком поврежденных стволов и ветвей деревьев. Жук-олень находится под угрозой исчезновения. Необходимо сохранять места обитания, уменьшить вырубку лесов./слайд 16/
Филин – самая крупная сова. Ночной хищник, имеет мощные лапы и клюв. Питается крупными насекомыми , зайцами и даже молодыми косулями. В краснодарском крае обитает в предгорьях Кавказа. Живёт в лесах и в лесных массивах степной зоны. /слайд 17/
Ласка – среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький. Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в свои подземные кладовые десятки, а то и сотни задушенных мышей. Но потом почти никогда их не съедает, так как любит все свеженькое./слайд 18/
Зубр – самое крупное животное в нашей стране. Его вес около 900 кг., с длиной тела до 3,5 метров, а высота до 2 м. Зубр покрыт бурой шерстью, легко лазает по горам, ощипывая траву, или забирается в самые глухие места чащи, объедая кору деревьев. В рацион зубра входит более 500 растений (злаки, бобовые, папоротники). Зимой доминирует ежевика. Круглогодично поедает веточный корм. За сутки съедает до 40 кг. корма. /слайд 19/
Леопард – дикая кошка. Живет в самых глухих и недоступных лесах. Это очень редкое и красивое животное. Длина его тела (без хвоста) достигает 1 м 65 см., он умен, ловок и бесстрашен. Барс может влезть на самую недоступную скалу или высокое дерево, легко переплывает реки. В прыжке может перелететь более 10 м. Его добычей бывают и олень, и дикий кабан. А если нет крупной добычи, может поохотиться на птиц и даже на мышей. /слайд 20/
Бражник «Мёртвая голова» - передние крылья темно-бурые с двумя поперечными полосами и желтоватым опылением. Задние крылья охристо-желтые с двумя черными поперечными полосами. Грудь черновато-бурая. Брюшко толстое, с широкими желтыми и узкими черными поперечными полосами и с синеватой продольной спинной полосой. Зимуют куколки в почве. Гусеницы питаются на различных растениях ( картофель, баклажан, жасмин и др.), бабочки кормятся соком деревьев, привлекаемые запахом меда, иногда забираются в ульи пчел. Бабочки, гусеницы и куколки могут издавать звуки.
В Краснодарском крае – степная и предгорная зоны. Обитает на полях культурных и сорных растений. /слайд 21/
Усач альпийский – тело серое, густо покрытое пепельно-серыми или чуть голубоватыми волосками. Надкрылья. Рисунок очень изменчив.. Жук развивается в основном в древесине бука, дуба, ивы. Лёт начинается в июне – сентябре, в солнечную погоду. Личинки выгрызают ходы в древесине. Окукливание происходит в мае-июне. В Краснодарском крае отмечен в лесах предгорной и горной зон не выше 1500 метров над уровнем моря, в Гуамском ущелье. На Северном Кавказе (Ростовская область, Ставропольский край). Обитает в старых буковых лесах, где имеются сильно ослабленные, засыхающие, поврежденные деревья. /слайд 22/
Афалина – живёт до 25 лет небольшими группами. Питается донными рыбами. За пищей может нырять на глубину до 150 метров. Обитает в мелководных зонах Чёрного моря. /слайд 23/
Учитель: А сейчас у нас рекламная пауза. К нам в гости пришла наша Вера Павловна, библиотекарь нашей школы.
Вера Павловна: Вы хотите знать всё о животных и растениях нашего края? Журнал «Юный натуралист» и эти интереснейшие книги помогут вам, читая их, вы откроете для себя таинственный мир.
(Показывает выставку книг)
3. Чтение стихотворения учащимся «Просьба». /слайд 24/Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
4. Стихотворение.
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
5. Сообщения учащихся о редких растениях Краснодарского края.
Подснежник. Многолетнее растение до 30см. высоты Листья узкие, цветки белые. Цветет в феврале. Растет в широколиственных лесах, зарослях кустарников, на опушках. Подснежник – редкий вид. Сбор цветов запрещен в целях продажи./слайд 25/
Валериана лекарственная. Многолетнее травянистое растение. Корневища и корни обладают сильным запахом. Цветки мелкие, душистые. Цветет в мае-августе. Размножается семенами. Растет на лесных полянах и опушках. Встречается редко. Необходимо взять под охрану все места обитания растения. /слайд 26/
Сосна пицундская. Вечнозеленое хвойное дерево до 25 м высоты, хвоя – светло-зеленая до 10-15см длины. Очень светолюбивое и засухоустойчивое дерево. Цветет в марте-мае. Распространено по прибрежным склонам, вид находится под угрозой исчезновения. /слайд 27/
– Посмотрите на эти условные значки и выберете те, которые показывают о сохранении природы края. /слайды 28-29/
- Не будем срывать цветы
- Не будем ломать ветки деревьев и кустарников
- Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых
- Не будем обижать Лягушек и жаб
- Не будем разорять птичьи гнёзда
- Не будем ловить диких животных и уносить их домой
6. Слово учителя.
Грустно будет, если в лесу никогда больше не раскроются чудесные цветки башмачка. Простят ли себя люди, если на земле не останется ни одной рыси, ни одного зебра? Можно ли допустить, чтобы исчезли пеликаны и журавли, бабочка-махаон и жук дубовый усач? Все это растения и животные из Красной книги. Они ждут от людей помощи.
Но только ли они ждут помощи?
Чистяк и медуница, синица, дятел, лягушка и белка и многие другие животные существа тоже ее ждут. Они не стали пока редкими и не внесены в Красную книгу Краснодарского края. Но вспомни странствующего голубя: огромные стаи этих птиц закрывали солнце, а теперь на земле не осталось ни одной такой птицы …
Большинство растений и животных, внесенных в Красную книгу Кубани, охраняют взрослые люди. Возможно и вы, когда вырастите, будете участвовать в этой работе. Но не забывайте, что уже сейчас многое можете сделать, оберегая те растения и тех животных, которые вокруг тебя.
7. Учащийся читает стихотворение. /слайд 30/
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
IV. Итог урока.
1. Игра «Угадай» /слайды 31-33/
- Мех грубый, низкий, рыжего цвета с ярким рисунком из черных пятен и полосок. (рысь кавказская)
- Крупная птица, до 3 кг птица, черного цвета, с белым брюхом, красным клювом и лапами. (чёрный аист)
- Передние лапы с пятью когтями. Обитает на степных участках по склонам гор. Питается сочной травой, иногда поедает моллюсков, насекомых. (средиземноморская черепаха)
- Ночной хищник, имеет мощные лапы и клюв. Питается крупными насекомыми, зайцами и даже молодыми косулями. (филин)
- Она уничтожает огромное количество мышей, стаскивая в свои подземные кладовые. Но почти никогда их не съедает, так как любит все свеженькое. (ласка)
- самое крупное животное в нашей стране. Легко лазает по горам, ощипывая траву, или забирается в самые глухие места чащи, объедая кору деревьев. (зубр)
- Питается донными рыбами. За пищей может нырять на глубину до 150 метров. (афалина)
- Листья узкие, цветки белые. Цветет в феврале. Редкий вид. Сбор цветов запрещен в целях продажи. (подорожник)
- Корневища и корни обладают сильным запахом. Цветки мелкие, душистые. Цветет в мае-августе. (валериана лекарственная)
МОЛОДЦЫ!
/Слайд 34/
- Для какой цели учреждена Красная книга Краснодарского края?
- Какие правила природы необходимо соблюдать?
Учитель:
– Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не повредишь ли ты природе. Помните! В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство нашей родной Кубани.
V. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему «Охрана природы».
Литература
- «Красная книга Краснодарского края»
Презентация – Приложение 1.