Цели:
- Учить сравнивать доли. Формировать навыки решения текстовых задач, примеров на порядок действий.
- Содействовать патриотическому воспитанию учащихся через использование краеведческого материала
- Развивать речь, мышление, интерес к математике.
Оборудование:
- Таблицы и картины с изображением растений и животных Кабардино-Балкарии.
- Презентация в программе PowerPoint (Приложение 1)
- Тесты, выполненные в программе Microsoft Excel (Приложение 2)
План урока
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
II. Упражнение по чистописанию
1. Показ образца написания цифр:
1 - Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
2 - А вот это цифра 2,
Поглядите какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
0 - Круглый нуль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
2. С помощью цифр 1, 2, 0 составьте все возможные трехзначные числа. (120, 102, 210, 201. По мере называния числа записываются.)
3. Назовите наибольшее из этих чисел и вы узнаете длину самой длинной реки КБР – Малки. Какова же длина Малки?
4. Запись числа 210. Его характеристика.
III. Организация работы у доски и с ноутбуком.
1) В лесах и горах Кавказа обитает очень интересные и редкие животные. Вырази длину их тел в более крупных единицах измерения.
- длина тела зубра 300 см = ... м = ... дм
- длина степного орла 85 см = ... дм ... см
- длина малоазиатского тритона 1 дм 4 см = ... см
2) Добавь нужную фигуру и определи, о каком растении идет речь.
Этот кустарник растет в поймах рек. Его еще называют «кавказским ананасом», т.к. его янтарные ягоды содержат много витаминов и обладают лечебными свойствами, У нас пожилые люди называют его лоховником.
3) По рисунку определи, чему равна масса кречета, обитающего в нашем краю.
Рисунки птиц (Ответ: 2 кг)
4) Тесты (Приложение 2):
- Задачи на движение (2 чел.)
- Порядок действий (2 чел.)
- Единицы измерения (1 чел.)
- Доли (1 чел.)
IV. Устные упражнения
– Предлагаю вам перелистать страницы Красной книги и решить несколько задач о редких животных Кабардино-Балкарии.
- У нас на Кавказе встречается слепозмейка. Её длина составляет 1/3 длины кавказской гадюки длиной 90 см. Какова длина слепозмейки? (30 см)
- Жук-олень – один из самых крупных жуков. Длина личинки жука-оленя 14 см. Длина его тела вместе с «рогами» равна 1/2 длины личинки. Какова длина жука-оленя? (7 см)
- На Кавказе обитают очень крупные птицы. Так, масса беркута 6 кг, а масса кречета составляет 1/3 долю массы беркута. Чему равна масса кречета? (2 кг)
- Чёрный гриф – самая крупная птица Кавказа. Размах его крыльев на 100 см больше размаха крыльев степного орла. Определите размах крыльев грифа, если у степного орла он 150см. (250 см)
- Бабочка-голубянка делает крыльями 10 взмахов в секунду, что составляет 1/16 часть взмахов, которые совершает шмель. Сколько взмахов в секунду делает своими крыльями шмель?(160)
Проверка выполненных заданий.
V. Математический диктант.
(1 ученик у доски)
- Какую долю фигуры составляет закрашенная часть?
- Какую часть (долю) метра составляет 1 см? 1 дм?
- Как называется 1/60 доля минуты? 1/1000 доля тонны? 1/24 доля суток?
- Горная часть Кабардино-Балкарии занимает половину площади республики. Какую часть территории занимают горы? (1/2)
Проверка: 1/3, 1/8, ¼., 1/6, ½, 1/100, 1/10, 1 с, 1 кг, 1 день, 1/2.
– Что обозначает запись: ½? (Единицу разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть.)
– Что называют долями? (Равные части)
VI. Постановка проблемы
Решите задачи:
- Арбуз весит 8 кг. Сколько весит ½ арбуза?
- Арбуз весит 8 кг. Сколько весит ¼ арбуза?
–Что интересного заметили? (1/2 часть арбуза весит 4 кг, а ¼ часть – 2 кг)
– ½ весит больше, чем ¼? Докажите. (4 кг больше, чем 2 кг)
– Но 2 меньше 4, значит ½ меньше ¼. Кто согласен со мной?
– Мнения разделились. Попробуем выяснить, кто прав.
Кто догадался и назовёт тему нашего урока? (Сравнение долей)
VII. Открытие детьми нового знания
1. Практическая работа
– На каждой парте есть листочки бумаги. Они помогут нам выяснить, какая доля больше: ½ или ¼. Разделите 1 лист на 2 части, а 2 – на 4. Покажите, что получилось.
– Каким способом предлагаете их сравнить? (Наложением)
– К какому выводу пришли? (1/2 больше ¼)
– А если разделить лист на 8 частей, 1/8 будет больше или меньше ½? (меньше)
– Значит, чем меньше долей, тем больше каждая доля.
Чем больше долей, тем меньше каждая доля.
– Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 68. прочитайте вывод.
2. Чтение вывода в учебнике.
Физкультминутка
1, 2 – выше голова.
3, 4 – плечи шире.
5, 6 – тихо сесть.
VIII. Первичное закрепление
- Выполнение № 2, с. 68 – коллективно.
- № 4(а) - коллективно.
- № 4(б) – в парах.
- № 5 с. 68
IХ. Самостоятельная работа
Самостоятельные и контрольные работы с. 23-24 «Доли. Сравнение долей»
Х. Повторение ранее изученного
Решение задачи 8.
ХI. Итог урока
– Чему учились на уроке? (Сравнивать доли….)
– К какому выводу пришли? (Чем больше долей, тем меньше каждая доля и наоборот: чем меньше долей, тем больше каждая доля)
– Кто испытывал затруднения при изучении новой темы?
– Как оцениваете свою работу?
ХII. Задание на дом
- с. 68 № 1, 6 (или 7 по выбору)
- Продолжить составление задач на нахождение доли числа и числа по доле с использованием краеведческого материала.