Правила начала вязания на двух и пяти спицах, технология выполнения простых петель

Разделы: Технология


Тема урока: Правила начала вязания на двух и пяти спицах, технология выполнения простых петель.

Цели урока:

  • Кратко ознакомить учащихся с историей вязания, ассортиментом изделий, выполненных в технике вязания на спицах.
  • Научить подбирать спицы и нитки для вязания.
  • Показать способы набора петель.
  • Научиться выполнять простые петли (лицевые и изнаночные).
  • Привить интерес к предмету, воспитание эстетического вкуса.

Оснащение урока: компьютер, проекционная система, вязаные вещи, спицы разного размера, мотки пряжи, плакат с обозначениями, журналы мод, раздаточный материал для учащихся, музыка.

Тип урока: комбинированный.

Ведущие понятия: вязание на спицах, лицевые и изнаночные петли, пряжа, спицы, условные обозначения.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

1. Проверить внешний вид учащихся.
2. Принять рапорт у дежурного о наличии учеников на уроке.
3. Проверить подготовку класса к уроку.
4. Выдать учащимся рабочие инструменты, нитки для вязания.

II. Изложение материала по плану:

1. История вязания.
2. Роль вязаных вещей в жизни человека.
3. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
4. Техника безопасности при вязании на спицах.
5. Правила начала вязания на спицах (двух, пяти).
6. Правила подбора спиц.
7. Изучить характеристику нитей.
8. Итог урока

Тема нашего урока: Правила начала вязания на двух и пяти спицах, технология выполнения простых петель.

На этом уроке мы должны:

1. Кратко ознакомиться с историей вязания, ассортиментом изделий, выполненных в технике вязания на спицах;
2. Ознакомиться с инструментами и пряжей;
3. Научиться подбирать спицы и нитки для вязания;
4. Научиться набирать петли;
5. Изучить условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;
6. Научиться выполнять простые петли (лицевые и изнаночные);
7. Выяснить, для чего необходимо научиться вязанию на спицах;
цели урока. (Презентация. Слайд №2)

Ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей.
Вязание на спицах – очень простой и доступный вид декоративно-прикладного творчества. Им можно заниматься сидя у телевизора, в электричке, в любую свободную минуту. Спицы, пряжа, да ещё ваша фантазия, умение и терпение, – и сколько чудных, оригинальных вещей могут сделать ваши руки. Человек издавна занимался вязанием.
Предполагают, что вязание возникло раньше, чем ткачество, а первый ткацкий станок был создан ещё в каменном веке. Наиболее древние вязаные вещи, найденные при раскопках, относятся к первым векам новой эры. Возможно, они сохранились потому, что вещи, связанные иглой, в отличие от вещей, связанных на спицах и крючком, нельзя распустить. Этот способ вязания сохранился до наших дней, в Армении так вяжут знаменитые ванские кружева.

Существует ажурное вязание, рельефное и многоцветное. Ажурным узором вяжут знаменитые оренбургские платки. (Презентация. Слайд №3)

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII веке. На выставках в Брюсселе, в Париже, в Чикаго посетителей восхищали белые ажурные платки, которые можно было уместить в яичную скорлупу или протащить через обручальное кольцо. Здесь изготовляют платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные – из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узора, легкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2 х 2 м весит всего 70 г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передаётся из поколения в поколение.
Такие же платки вяжут в Башкирии, в Пензенской области. Вяжут их из тончайшего козьего пуха. Неслучайно, платки, связанные из тончайших по плетению нитей называют «паутинкой».

Теневые (рельефные) узоры вяжут петельками одного цвета. Узор создают рельефом вязки, который образуется за счёт чередования и пересечения лицевых и изнаночных петель. Иногда такое вязание называют ирландское, однако, известно оно и у нас, например, в Башкирии, Удмуртии. (Презентация. Слайд №4)

Многоцветный узор, пожалуй, самый выразительный. Орнаменты на рукавицах и чулках должны были оберегать человека от дурного глаза, болезней, от соприкосновения со злом и враждебными людьми. Цветным узором связанны носки, найденные при раскопках в Египте. Орнаменты возникали из представлений наших предков о мире.

Звезда – символ солнца;
Змейка – знак воды;
Крест – символизирует две палочки, которыми высекали огонь;
Символ земли – ромб;
Ромб с элементами в центре – символ засеянного поля.

У разных народов вязание имеет давление традиций. В Латвии невеста должна была одарить родню жениха варениками и чулками своей работы и продемонстрировать перед своими новыми родственниками талант и мастерство рукодельницы. Она привозила с собой короб нарядных рукавиц, которым по народным поверьям приписывалась чудодейственная сила. (Презентация. Слайд №5)

История вязания. Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, нелегко ему сохраниться тысячелетиями.

Девочки подготовили маленькие сообщения об истории некоторой одежды. При помощи загадок мы узнаем, о чем они нам расскажут.

Учитель.

На дворе мороз и стужа
Одеваться тепло нужно,
Это поймет любой невежда,
зимняя нужна (одежда).

Рассказывает ученица: Современной одежде предшествуют её прототипы: плащ из шкуры и набедренное покрытие. Одежда – искусственное покрытие тела человека. Она включает в себя: верхнюю одежду, обувь, шапки, шарфы, носки, варежки. (Презентация. Слайд №6)

Учитель.

Холодно босым стопам,
они скучают по (носкам).

Рассказывает ученица: Во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы – можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет. (Презентация. Слайд №7)

Учитель.

С неба снег валит с охапку,
на голову оденем (шапку)

Рассказывает ученица: Большую известность получил национальный головной убор
шотландцев – вязаный берет. Во Франции начиная с XIII века стали вязать шляпки, береты, фуфайки, перчатки, а в XIV–XV веках научились вязать колпаки (капюшоны). В старину, на Руси, самым распространенным убором был кокошник. Это род плотной твёрдой шапочки. Они искусно украшались речным жемчугом, перламутровыми и жемчужными поднизями, вышивались золотыми нитями
Самым современным головным убором является шапка.
Шапки бывают разных моделей: берет, капюшон-хомут, шапочка-колпачок, спортивные шапочки. (Презентация. Слайд №8)

Учитель.

А на ручки две сестрички,
согреют пальцы (рукавички.)

Рассказывает ученица: России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской,. Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. (Презентация. Слайд №9)

Учитель.

Мороз будет нипочём,
шею обмотай шарфом.

Рассказывает ученица: Шарф – это изделие из ткани или связанное из пряжи. Его носят на шее. Он нужен для укрытия шеи от холода. Маленький шарф надевают под пальто, узкий и длинный завязывают сверху вокруг воротника пальто. Большой ажурный шарф служит дополнением к платью. (Презентация. Слайд №10)

Все вещи, изготовленные своими руками, изготовлены с любовью, они излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки, мамы. В наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть. Короче говоря, совместить приятное с полезным. Ведь когда вяжешь вещь – петлю за петлёй и видишь, как появляется рисунок, игра цвета, получаешь истинное удовольствие, а потом, когда изделие готово приятно и самой полюбоваться и получить комплемент от удивленных друзей. Сегодня ручное вязание – фаворит моды. И все женщины, девушки стараются идти в ногу с ней. Только творчество помогает подчеркнуть вашу индивидуальность, а творчество это всегда радость.
Чтобы вам не пришлось носить самый обычный пуловер с прилавка магазина, чтобы вы могли блеснуть своим неповторимым обликом,
нужно овладеть приёмами вязания, изучить технологию вязания на спицах. Сегодня мы с вами попытаемся это сделать.

Рассмотрим и зарисуем в тетрадях условные обозначения, применяемые при вязании на спицах:

  • лицевая петля;
  • изнаночная петля;
  • накид;
  • снятая петля (нитка за петлёй);
  • снятая петля (нитка перед петлёй);
  • две вместе лицевой за передние стенки;
  • две вместе лицевой за задние стенки. (Презентация. Слайд №11)

Спицы

Спицы могут быть из различных материалов: пластмассовые, деревянные, бамбуковые и костяные, стальные, алюминиевые. Каждый вид спиц имеет свои преимущества и недостатки: деревянные и пластмассовые – легки и удобны в работе, но нередко гнутся и ломаются, деревянные спицы – удобнее при вязании пушистых вещей (преимущественно платков), алюминиевые – более прочны, но пачкают светлую нить, придавая ей серый оттенок, поэтому ими хорошо вязать только темную пряжу, костяные спицы легки, дают чистое вязание, но они гнутся. Лучше всего пользоваться стальными спицами, которые не гнутся и не пачкают, изделия, хотя они несколько тяжеловаты.
Для вязания нужны лёгкие, хорошо отполированные спицы. Даже малейшие шероховатости на поверхности спиц мешают скольжению нитки и затрудняют работу. Концы спиц не должны быть очень остро заточены, иначе они будут рвать нить и царапать пальцы, но и тупые спицы не следует применять, так как это замедляет процесс вязания.
По форме спицы бывают: прямые, заострённые с двух сторон; прямые, заострённые с одной стороны, круглые (кольцевые) разных диаметров, круговые спицы из гибких материалов, чаще всего из пластмассы.
Удобны металлические спицы на капроновом тросике. На таких спицах можно вывязывать широкие детали. Хранить эти спицы нужно, свернув тросик в круг. Чтобы тросик не ломался, надо при вязании, набрав на 2 спицы петли начального ряда, высвобождать одну из спиц, осторожно вытягивая её не за тросик назад, а вперёд за конец спицы. Если тростик перетёрся, его можно починить: подержите спицу над огнём, чтобы расплатившиеся остатки капрона вытекли, и тут же вставьте тросик в горячую спицу, затем место соединения отшлифуйте тонкой наждачной бумагой и шерстяной тканью.
Номер спиц соответствует диаметру спицы в миллиметрах (например, спица № 3 имеет диаметр 3 мм, № 6 – 6 мм и т. д.). Его выбирают соответственно толщине нитки: спица должна быть почти в 2 раза толще нитки. Определить это можно так: сложите нитки вдвое и слегка скрутите – толщина скрученной нитки должна равняться диаметру нужной спицы.
При выборе номера спиц надо учитывать плотность вязания: спицы должны быть на полномера меньше положенного при слабом вязании, при слишком плотном – настолько же больше. Если спицы окажутся тоньше, чем нужно, то связанное полотно получится жёстким, неэластичным, каждую петлю придется провязывать с усилием. Если спицы толще, чем требуется, то вязание будет рыхлым, бесформенным. Такой приём не редко используют при выполнении шалей и летних блузок.
Форма деталей достигается прибавлением и убавлением петель, увеличением или уменьшением плотности вязания (разность диаметра спицы и нити) и соответствии с выкройкой и расчётами.
При правильном подборе пряжи, а также спиц или крючка вязаное полотно должно получиться достаточно упругим и в меру плотным, а петли ровными. (Презентация. Слайд №12)

Пряжа

Для вязания на спицах можно использовать различные нитки: шерстяные, полушерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, кроличий и козий пух, синтетическую пряжу, нитки мохер и др.
Лучшим материалом для вязания одежды является шерстяная пряжа. Сумочку, шапочку, нарядную блузу и многое другое можно связать из шёлковых нитей. Применяют и шелковую тесьму, из которой также получаются краевые изделия. Из хлопчатобумажных нитей наиболее широко используют для вязания такие виды, как ирис или бумажный гарус. Синтетическая, так называемая объемная, пряжа обладает качеством шерстяной, но более прочная, изделия из нее мало подвержены усадке после стирки и не вытягивается. Используют для вязания не только новые, но и старые, уже бывшие в употреблении нити, которые предварительно выпрямляют.
Пряжа продается в мотках или клубках. На этикетках обычно указывается, для какого вида вязания предназначена пряжа. Для ручного вязания лучше не использовать сильноскрученную нить, потому что связанное полотно из нее будет перекашиваться. Пряжа должна быть ровной по толщине, однородной и достаточно прочной, так как неодинаковая толщина нити обязательно скажется на внешнем виде и качестве готового изделия. (Презентация. Слайд №13)

Различают вязаное полотно двух видов:

  • плоское – имеет лицевую и изнаночную стороны, его вяжут в прямом и обратном направлении и выполняют двумя спицами;
  • трубчатое – круговое вязание, вяжут только лицевыми петлями, по лицевой стороне и выполняют пятью спицами. (Презентация. Слайд №14)

На партах лежат листы с приёмами вязания. Девочки сидят по бригадам, в каждой бригаде есть консультант.

IV. Техника безопасности при вязании на спицах

1) Аккуратно обращаться со спицами.
2) Складывать спицы после работы в чехол.
3) Передавать спицы тупыми концами вперёд. (Презентация. Слайд №15)

Большое значение при вязании имеет положение рук и нити. Руки надо согнуть в локтях и держать свободно. Наиболее удобное положение, клубок нити находится внизу, рабочий конец нити зажат на ладони левой руки.
Нить проходит по указательному пальцу и петлёй обвивает большой палец. При наборе петель начального ряда две спицы складывают вместе, чтобы петли были свободнее. Это облегчает вязание первого ряда. Концы спиц вводят в петлю на большом пальце, захватывают нить, лежащую на указательном пальце и вытягивают её в петлю на большом пальце. Затем провязанную петлю с большого пальца снимают и затягивают её большим и указательным пальцами левой руки. Так у вас получилась первая петля. Вторую и последующую петли набирают в таком же порядке. Полученную петлю поддерживают указательным пальцем правой руки и оттягивают вниз на себя. Вводят спицы в петлю на большом пальце левой руки снизу и подхватывают нить с указательного пальца. Провязанную петлю снимают с большого пальца левой руки и затягивают большим и указательным пальцами. Когда нужное количество петель для начального ряда набрано, одну из спиц вынимают. (Объяснить набор на пяти спицах).
А теперь берём спицы (у каждого они есть), клубок ниток и пробуем набрать петли на спицы. (Презентация. Слайды №16, 17, 18)

Лицевые петли бывают двух видов: вязанные за задние нитки и за передние. При вязании лицевой петли за заднюю нитку конец правой спицы вводят в петлю на левой спице снизу справа налево, захватывают нить, находящуюся на указательном пальце левой руки, и вытягивают петлю, которая остается на правой спице. Так до конца ряда. При вязании лицевой петли за переднюю нитку конец правой спицы вводят слева направо в петлю на левой спице, захватывают нить, находящуюся на указательном пальце левой руки, и вытягивают петлю.
Изнаночные петли также бывают двух видов. В первом случае конец правой спицы вводят в петлю на левой спице на себя, захватывают нить, находящуюся перед спицей, и вытягивают петлю. Во втором случае конец правой спицы вводят в петлю на себя, нитью, лежащей на указательном пальце левой руки, как бы обвивают снизу вверх правую спицу и вытягивают петлю.
Следует помнить, что лицевая петля за заднюю нитку вяжется с изнаночной петлей первого вида, а лицевая петля за переднюю нитку – с изнаночной петлей второго вида.
При вязании последних рядов изделия, первую петлю всегда снимают непровязанной, последнюю вяжут изнаночной. (Презентация. Слайд №19)

V. Закрепление материала

  • Какие способы вязания вы знаете?
  • Назовите виды вязаной одежды.
  • Каковы правила подбора спиц?
  • Как правильно подобрать пряжу для вязания?
  • Какие петли для вязания используют?
  • Назовите правила техники безопасности при вязании на спицах.

(Презентация. Слайд №20)

VI. Подведение итогов урока учителем

Учитель благодарит учащихся за плодотворную совместную работу на уроке; объявляет оценку результатов их коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и дневники учащихся; сообщает тему следующего урока и дает задание учащимся на подготовку к следующему уроку.