Тема урока: «Как построить новый дом?»
Цели урока:
- познакомить учащихся с профессией «строитель»;
- расширить представления детей о разных жилищах, строительных материалах и строительных машинах;
- развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом;
- совершенствовать навыки самостоятельной групповой работы;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А., рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация (Приложение 1), видеомагнитофон, видеофильм, карточки-задания для групповой работы
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.
– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Расскажите:
- как глина превращается в разные изделия;
- как рождается книга;
- как делают шерстяные вещи (с.105-107 учебника).
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы совершим с вами очередное путешествие. (Приложение 1. Слайд 2.)
Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?
– Сформулируйте цель нашего урока. (Ответить на вопрос: «Как построить новый дом?»).
3. Актуализация знаний детей
– А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей)
Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.
– А что же было стройматериалом? Из чего строили дома? (Приложение 1. Слайды 3-11.)
4. Знакомство с новым материалом
– Дома бывают разные. В домах люди живут, в
домах работают. Издавна они строились по обычаю
предков. На Руси, например, человек начинал с
того, что тщательно выбирал место для
строительства дома. Порой, чтобы найти
подходящее место, строитель проходил по берегу
реки много километров. Нередко делали так:
пускали бревно по воде, и там, где оно приставало
к берегу, основывали поселение.
Ещё в те времена считали, что строить дом можно
только с помощью топора. Пилой пользоваться было
нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину,
место сруба получается гладким, а поры, которые
есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в
них, и они не начинают гнить раньше времени, как
это случалось с теми брёвнами и досками, которые
обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал
мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся,
прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по
нужде великой пришёл».
Начиная строить, планировали, куда встанет
фундамент печи, а постройку возводили вокруг
этого места. Отсюда выражение – «плясать от
печки», значит, начинать сначала. В основание
дома клали монетку – к богатству. Брёвна
соединяли с помощью специальных выемок – пазов.
Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство
дома напоминало плетение венка. Конец – делу
венец. Венчали дом крышей. Окна защищали
ставнями, украшали росписью, резными
наличниками.
Самые высокие, красивые места отводились для
церквей и храмов. Строили их из камня, украшали
каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола
возводили, используя специальные подъёмные
устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы
такой подъёмник работал, использовали лошадей. И
взмывали ввысь купола соборов и церквей.
5. Работа с учебником
– А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы.
– Откройте учебник на странице 112. Прочитаем текст «На стройке». (Чтение текста.)
– Какие машины облегчают труд строителей? (Ответы детей. Приложение 1. Слайд 12.)
– Рассмотрите рисунки на странице 111. Назовите стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего они служат? (Ответы детей. Приложение 1. Слайд 13.)
– В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса. На крышах городских домов часто используют листы жести.
6. Физкультминутка
– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.
Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)Красить и белить пора –
Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)
7. Продолжение работы над новой темой
– На стройке строители выполняют разную работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и расстилает землю, потому что бульдозерист – мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран так велик, что кабину, где сидит рабочий – крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники устанавливают рамы и двери, маляры красят стены, паркетчики укладывают паркет. Но очень важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно. (Слайд 14.)
– А теперь посмотрите видеофильм «Кто построил этот дом?» (Просмотр видеофильма.)
8. Закрепление изученного
Работа проводится в группах.
– Давайте попробуем построить новый дом сами.
Разделим класс на две группы. Вы теперь
строительные бригады. Первая бригада будет
строить городской дом, а вторая – сельский.
Всё необходимое – на карточках. Определите
последовательность работ , дополняя предложения
словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша
стройка.
Бригада 1.
Городской дом
Последовательность работ | Словарик |
– Закладывают бетонное основание –
… – Крышу кроют … и … – Роют большую яму – … – Кладут стены из … – Для ускорения строительства используют … – Для скрепления материалов используют … и… |
кирпичи котлован цемент бетон черепица бетонные блоки жесть |
Бригада 2.
Сельский дом
Последовательность работ | Словарик |
– Окна защищают …, – украшают … – На основании с помощью пазов скрепляют … – Обивают брёвна … – Крышу кроют …или … – Закладывают кирпичное основание… |
брёвна доски ставни шифер фундамент черепица наличники |
Представление результатов работы бригад. Проверка, оценивание работ. (Приложение 1. Слайды 14-15.)
– Человек научился строить. Он стал Великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почёте.
9. Итог урока
– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?
10. Домашнее задание
– Выполнить задания № 1-3 на странице 41 тетради.
Использованная литература:
1. Зубков Б.В.От колеса до робота. –
«Малыш», 1988.
2. Ярославцева А. Что нам стоит дом построить.
– «Весёлые уроки», 2005, № 4, с.26.
3. «Весёлые уроки», 2005, №2, с.14.
4. Семёнова М. Мы – славяне! – СПб. «Азбука»,
1998.
5. Ефимовский Е. Мудрые науки – без
назидания и скуки: Карусель изобретений. – СПб.:
ТИТ «Комета», 1994.