Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся при организации учебного занятия

Разделы: Общепедагогические технологии


В лицее №1 г. Иркутска в течение ряда лет учителем химии Юрковой Т.Г. делается попытка учета индивидуально-типологических особенностей учащихся и – прежде всего – особенностей их познавательной сферы. При этом в организации взаимодействия учащихся и педагога используется соционический подход.

Учителю необходимо знать, какие из каналов восприятия и запоминания информации характерны для учащихся данного класса – речевой, визуальный, аудиальный или кинестетический – и, соответственно, какой способ взаимодействия наиболее приемлем для данного класса, и при фронтальном обучении учитывать наиболее распространенный социотип, а при организации групповой работы соединять различные типы оптимальным образом.

На первом же занятии для учащихся, поступающих в 9 класс лицея, проводится несложное психологическое тестирование на определение соционического типа с помощью двух методик. Подростки с увлечением погружаются в текст анкет и быстро дают информацию о себе. Работа занимает 7-8 минут.

Учитель химии обрабатывает полученную информацию об учениках, на основании которой учащиеся класса группируются по темпераментам и ведущему каналу обработки информации. Таким образом, уже ко второму уроку учитель химии имеет так называемый паспорт группы, в котором указано наличие в группе определенных социотипов учеников и их процентное соотношение. Такой паспорт очень помогает при организации учебного занятия, дает возможность «видеть» каждого ученика, быть готовым к разным неожиданностям. Например, по паспорту можно выявить несовместимость учеников не только между собой, но и с учителем.

Традиционно на уроках любой учитель химии рассказывает, показывает, спрашивает. В нашем случае отличие заключается в том, что знание соционического состава группы позволяет своевременно помочь тем, кто по своим природным данным не может воспринять быстро рассказ учителя, кому не хватает опоры на текст учебника или кто недостаточно владеет практическими действиями. Поэтому каждую учебную тему необходимо рассмотреть в трех формах. В качестве примера рассмотрим организацию учебного занятия при изучении темы «Электролитическая диссоциация» в 9-м классе.

Урок начинается с демонстрации электропроводности твердых веществ и их растворов (ученики-кинестетики привлекаются к проведению демонстрационного опыта). После объяснения темы в целом, учащиеся приступают к записи конспекта. Тем, кому нужна опора на текст, даются ссылки к соответствующим страницам учебника. Но труднее всего воспринимают объяснение нового материала «кинестетики» и «речевики» – они легко отвлекаются. Поэтому учитель индивидуально помогает каждому такому ученику делать записи в тетради (подходит к нему, повторяет еще раз негромко уже сказанное).

Повторное объяснение всей темы проводится с помощью видеофильма «Диссоциация. Реакции в растворах электролитов». Основное преимущество показа видеофильма – учащиеся видят механизм  диссоциации (голос диктора имеет второстепенное значение). Здесь в выигрыше те, у кого главный канал восприятия визуальный. Эти ученики быстрее других успевают следить за сменой кадров, поэтому активнее участвуют в обсуждении фильма. При опросе в конце урока по новой теме отличаются «речевики», им не терпится высказаться и такая возможность им предоставляется. На следующем уроке, посвященном практической работе «Реакции в растворах электролитов», можно наблюдать смену лидеров. Теперь уже точнее, быстрее, с интересом проводят опыты «кинестетики», их успех обязательно отмечается. «Аудиторы» и «визуалы» уходят в тень – они обычно равнодушны к эксперименту.

Имея уже некоторый опыт определения социотипа, мы пытаемся  использовать эти знания для организации процесса саморазвития учащихся. В частности, этому способствуют ролевые занятия-игры, в которых каждый учащийся выбирает для себя роль в предложенном сценарии. Например, при проведении интегрированных занятий по теме «Природные и синтетические высокомолекулярные вещества» (химия – биология) или «Природные источники углеводородов»(химия – биология – география) ставятся следующие цели:

1) учебно-мировоззренческая – формировать единую картину путем объединения знаний, полученных на занятиях по различным предметам;
2) воспитательная – развивать умение учеников осознавать свои индивидуальные особенности, опираться на сильные стороны своей индивидуальности.

Сценарий занятий предусматривает разнообразные виды деятельности: это и индивидуальная работа – подготовка докладов, и групповая работа – подготовка презентаций, составление кроссвордов, и экспериментальная (например, выбор различных типов волокон и их исследование, демонстрация свойств белков, полисахаридов и др.). Некоторые учащиеся предпочитают выступлению и эксперименту оформительскую деятельность – выполнение рисунков, схем, выпуск газет, составление кроссвордов. По сложившемуся распределению ролей мы обнаруживаем, что в целом «стихийное» распределение ролей по группам бывает оптимальным с точки зрения соционики. В результате такого типа занятия проходят успешно, т.к. каждому удается  поучаствовать и максимально проявить себя.

Нами ведется работа в 2-х направлениях:
1) использование врожденных особенностей учащихся, что позволяет им проявить более явно свои природные возможности и достичь максимальной результативности в кратчайшие сроки;
2) выявление тех сторон личности, которые необходимо развивать совместными усилиями учеников и педагогов.
Работа по второму направлению значительно сложнее, так как при обучении нельзя опираться только на ведущие функции (сильные каналы восприятия), необходимо гармонизировать познавательную сферу в целом, а для этого нужно развивать и слабые стороны личности ученика, обращаясь к слабым информационным каналам. Таким образом, подросток учится делать то, что он не может делать, делает плохо или просто не любит делать.

Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся позволяет осуществить подход к обучению, наиболее полно развивающий интеллект и личность учеников и экономящий их энергетические затраты. Организуя учебную деятельность с учетом этих особенностей, мы стараемся добиться от учащихся положительного результата, создавая тем самым ситуацию успеха. Например, интересно наблюдать, как подростки, плохо справляющиеся с теорией предмета и решением задач, хорошо выполняют лабораторный опыт, получив результат лучший, чем у отличников. Конечно, нужно подчеркнуть их успех. Или другой пример. Ученик, которому не даются записи уравнений химических реакций, прекрасно рассказывает технологическую схему получения серной кислоты или аммиака, легко и свободно рисует схему на доске. В этом случае воспитательное значение ситуации состоит не только в том, что ученик, хронически имеющий «тройку» по химии, проявляет себя прекрасным докладчиком, но скорее всего в том, что вся группа наблюдает его успех.

Ситуация успеха особенно важна в работе с теми учащимися, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, когда требуется снять с них излишнюю агрессию, преодолеть изолированность или пассивность. Работа в этом направлении с группой в течение трех-четырех лет (время обучения в лицее) дает положительный результат. Переживания, возникающие при достижении успеха, а также работа в бесконфликтных или малоконфликтных микрогруппах создают благоприятный эмоциональный фон сопровождения учебного процесса, определяют темпы, направленность деятельности и усиливают социальную активность.

Знание соционической структуры группы помогает педагогу еще в одном отношении. При формировании группы по принципу будущей профессиональной ориентации достаточно часто возникает вариант в соционическом смысле внутренне конфликтный, дисгармоничный (похожая ситуация может возникнуть в любом классе общеобразовательной школы или инновационного заведения). Такие группы, как правило, недисциплинированны, трудно организовываются. Знание соционического состава группы позволяет успешнее манипулировать видами учебной деятельности как в отношении отдельного ученика, так и целой группы. В этом случае учебное занятие на этапах объяснения и закрепления нового материала проводится в разных формах: рассказ, схема-рисунок, наглядные пособия, обсуждение и т.д.

С опорой на соционический тип деятельность ученика направляется так, чтобы он имел возможность проявить себя оптимальным образом: с одной стороны, показал себя успешным, с другой – попробовал себя в непривычной роли, стимулируя собственное саморазвитие.