Цель занятия: формирование толерантных отношений друг к другу.
Задачи:
- Воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям.
- Показать детям значимость отношений между людьми.
- Дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Знакомство:
– Здравствуйте, меня зовут Эльвира Шардиновна.
Я рада видеть вас здесь. И предлагаю начать
нашу работу. Возьмите, пожалуйста, листки бумаги
и напишите на них крупно (чтобы было видно всем)
свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели,
чтобы вас называли.
Сегодня мы проведем тренинг и будем работать
в группах. У меня в руках листочки разных цветов,
возьмите, пожалуйста, по одному, кому какой цвет
нравится. А теперь садитесь так, чтобы взявшие
одинаковый цвет были в одной группе.
Сначала вспомним правила тренинга, они
на экране. Прочитайте их, и все будем
придерживаться этих правил: (Приложение
1. Слайд 1)
- Доверительный стиль общения.
- Оценивается действие, поведение человека, но не он сам.
- Активное участие. Быть внимательным к другим.
- Уважение к говорящему.
- Каждый имеет право на личное мнение и на поддержку.
2. Определение темы занятия:
– А теперь, ребята. Давайте послушаем сказку и попытаемся ответить на вопрос, почему Психея не смогла найти жениха среди смертных?
(Звучит сказка о Психее)
– Скажите, пожалуйста, почему Психея не смогла
найти жениха среди смертных? (Она была другой,
не похожей на простых смертных, её считали
богиней)
– Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить
сегодня? («Я и другие», человек среди людей.)
– Давайте, мы с вами определим тему очень
коротко: «Я и другие». (Приложение
1. Слайд 2)
3. Работа с эпиграфом
– Как вы понимаете слова французского писателя Француа де Ларошфуко: «Тот, кто думает, что можно обойтись без других, - заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»?
4. Работа в группах
– Человек существует среди других людей. Он «питается» открытиями и продуктами человечества. Поэтому его связь с людьми всегда существует. И можно сказать, что другие всегда рядом, а он всегда среди людей.
Задание 1.
– Я и другие. Какие проблемы могут возникнуть в этом взаимоотношении и почему? На листочках напишите проблему такого взаимоотношения, причину возникновения проблемы и пути её решения.
(Работа в группах, обсуждение)
Вывод: (Приложение 1. Слайд 3)
«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». (Д.Карнеги, американский писатель, автор книги «Как завоевывать друзей и влиять на людях»).
Задание 2.
Продолжите предложения:
- Если бы не другие люди, я бы никогда…
- Если бы люди не научились строить дома, я бы...
- Если бы другой человек не появился мне навстречу, я бы не смог…
- Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное, …
(Работа в группах, обсуждение)
Читает 1 группа. Другие группы читают только то, что не было ещё произнесено.
Вывод: (Приложение 1.
Слайд 4)
«Обособленный от других человек никогда не
достигнет цели». (И.Гёте, немецкий писатель,
мыслитель).
– Человек без других людей не может жить. Даже Робинзон Крузо не выжил бы один. Он не был одинок на самом деле, потому что он нес в себе знания, умения, достижения других людей. Если бы не другие люди, он бы погиб на этом острове.
Задание 3.
– А каково расположение других людей для вас? Где вы находитесь среди людей? Нарисуем схематические рисунки: круг обозначает группу «других», где же располагается ваше «я» среди них? Не обсуждайте ваши рисунки, пусть они останутся вашей тайной. (Приложение 1. Слайд 5)
- «Я» в центре круга;
- «Я» вне круга;
- «Я» на краю круга;
- «Я» где-то в кругу;
- «Я» вдвоем с кем-то в этом кругу.
Задание 4.
– А теперь определим, как выстраивать свои отношения с другими, если они всё время рядом с нами. Задание «Волшебные пятерки».
У каждой группы будет свое задание:
1-я группа – 5 «надо» для других;
2-ая группа – 5 «нужно» для себя;
3-я группа – 5 правил общения с другими.
(Работа в группах, обсуждение)
Вывод: (Приложение 1.
Слайд 6)
«Человеческая сущность налицо только в общении,
в единстве человека с человеком». (Л.Фейербах,
немецкий философ).
Задание 5.
Вы уже учитесь в 10 классе. Через год вы окажетесь вдали от близких вам людей. Как вы будете вести себя среди чужих, незнакомых вам людей, они ведь тоже другие?
(Работа в группах, обсуждение)
Вывод: (Приложение 1.
Слайд 7)
«В жизни есть только одно несомненное счастье –
жить для другого». (Л.Н.Толстой)
Задание 6:
Тест «Удается ли тебе ладить с людьми?»
– Что вы думаете об окружающих вас людях? Хорошо ли относитесь к ним? Считают ли вас общительным, уживчивым? Проверьте себя на этом психологическом тесте.
5. Рефлексия
– Сегодня на классном часу мы опирались на мудрые мысли известных людей. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого классного часа, к чему вы пришли, что решили для себя. Постарайтесь так, чтобы я могла использовать ваше высказывание при встречах с другими учащимися.
Вывод: (Приложение 1.
Слайд 8)
Помни, что кроме тебя на свете существует Другой.
Ты для него – тоже Другой. Так помогите друг
другу жить хорошо.
6. Заключение
– Классный час хочу закончить стихотворением Б.Окуджавы:
Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого.
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого –
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех.
– 2009 год – год молодежи в нашей стране, ваш год, давайте же покажем себя достойными гражданами своей страны и будем добры друг к другу. Желаю вам счастья, удачи, любви, чтобы все у вас было хорошо.