Классный час в 10-м классе на тему "Я и другие"

Разделы: Классное руководство


Цель занятия: формирование толерантных отношений друг к другу.

Задачи:

  • Воспитание в детях уважения, внимательности по отношению к окружающим людям.
  • Показать детям значимость отношений между людьми.
  • Дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство:

– Здравствуйте, меня зовут Эльвира Шардиновна. Я рада видеть вас здесь. И предлагаю начать нашу работу. Возьмите, пожалуйста, листки бумаги и напишите на них крупно (чтобы было видно всем) свое имя. Напишите то имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли.
Сегодня мы проведем тренинг и будем работать в группах. У меня в руках листочки разных цветов, возьмите, пожалуйста, по одному, кому какой цвет нравится. А теперь садитесь так, чтобы взявшие одинаковый цвет были в одной группе.
Сначала вспомним правила тренинга, они на экране. Прочитайте их, и все будем придерживаться этих правил: (Приложение 1. Слайд 1)

  • Доверительный стиль общения.
  • Оценивается действие, поведение человека, но не он сам.
  • Активное участие. Быть внимательным к другим.
  • Уважение к говорящему.
  • Каждый имеет право на личное мнение и на поддержку.

2. Определение темы занятия:

– А теперь, ребята. Давайте послушаем сказку и попытаемся ответить на вопрос, почему Психея не смогла найти жениха среди смертных?

(Звучит сказка о Психее)

– Скажите, пожалуйста, почему Психея не смогла найти жениха среди смертных? (Она была другой, не похожей на простых смертных, её считали богиней)
– Итак, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? («Я и другие», человек среди людей.)
– Давайте, мы с вами определим тему очень коротко: «Я и другие». (Приложение 1. Слайд 2)

3. Работа с эпиграфом

– Как вы понимаете слова французского писателя Француа де Ларошфуко: «Тот, кто думает, что можно обойтись без других, - заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»?

4. Работа в группах

– Человек существует среди других людей. Он «питается» открытиями и продуктами человечества. Поэтому его связь с людьми всегда существует. И можно сказать, что другие всегда рядом, а он всегда среди людей.

Задание 1.

– Я и другие. Какие проблемы могут возникнуть в этом взаимоотношении и почему? На листочках напишите проблему такого взаимоотношения, причину возникновения проблемы и пути её решения.

(Работа в группах, обсуждение)

Вывод: (Приложение 1. Слайд 3)

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними». (Д.Карнеги, американский писатель, автор книги «Как завоевывать друзей и влиять на людях»).

Задание 2.

Продолжите предложения:

  • Если бы не другие люди, я бы никогда…
  • Если бы люди не научились строить дома, я бы...
  • Если бы другой человек не появился мне навстречу, я бы не смог…
  • Если бы меня не окружали добрые люди, я бы, наверное, …

(Работа в группах, обсуждение)

Читает 1 группа. Другие группы читают только то, что не было ещё произнесено.

Вывод: (Приложение 1. Слайд 4)
«Обособленный от других человек никогда не достигнет цели». (И.Гёте, немецкий писатель, мыслитель).

– Человек без других людей не может жить. Даже Робинзон Крузо не выжил бы один. Он не был одинок на самом деле, потому что он нес в себе знания, умения, достижения других людей. Если бы не другие люди, он бы погиб на этом острове.

Задание 3.

– А каково расположение других людей для вас? Где вы находитесь среди людей? Нарисуем схематические рисунки: круг обозначает группу «других», где же располагается ваше «я» среди них? Не обсуждайте ваши рисунки, пусть они останутся вашей тайной. (Приложение 1. Слайд 5)

  • «Я» в центре круга;
  • «Я» вне круга;
  • «Я» на краю круга;
  • «Я» где-то в кругу;
  • «Я» вдвоем с кем-то в этом кругу.

Задание 4.

– А теперь определим, как выстраивать свои отношения с другими, если они всё время рядом с нами. Задание «Волшебные пятерки».

У каждой группы будет свое задание:
1-я группа – 5 «надо» для других;
2-ая группа – 5 «нужно» для себя;
3-я группа – 5 правил общения с другими.

(Работа в группах, обсуждение)

Вывод: (Приложение 1. Слайд 6)
«Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». (Л.Фейербах, немецкий философ).

Задание 5.

Вы уже учитесь в 10 классе. Через год вы окажетесь вдали от близких вам людей. Как вы будете вести себя среди чужих, незнакомых вам людей, они ведь тоже другие?

(Работа в группах, обсуждение)

Вывод: (Приложение 1. Слайд 7)
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». (Л.Н.Толстой)

Задание 6:

Тест «Удается ли тебе ладить с людьми?»

– Что вы думаете об окружающих вас людях? Хорошо ли относитесь к ним? Считают ли вас общительным, уживчивым? Проверьте себя на этом психологическом тесте.

5. Рефлексия

– Сегодня на классном часу мы опирались на мудрые мысли известных людей. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого классного часа, к чему вы пришли, что решили для себя. Постарайтесь так, чтобы я могла использовать ваше высказывание при встречах с другими учащимися.

Вывод: (Приложение 1. Слайд 8)
Помни, что кроме тебя на свете существует Другой. Ты для него – тоже Другой. Так помогите друг другу жить хорошо.

6. Заключение

– Классный час хочу закончить стихотворением Б.Окуджавы:

Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого.
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого –
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех.

– 2009 год – год молодежи в нашей стране, ваш год, давайте же покажем себя достойными гражданами своей страны и будем добры друг к другу. Желаю вам счастья, удачи, любви, чтобы все у вас было хорошо.