Тема: Решение задач и примеров.
Цели урока:
- Закреплять знание устных и письменных случаев сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 1000.
- Закреплять умения решать задачи.
- Развивать навыки устных вычислений, внимание, логическое мышление, упорство.
- Воспитывать стремление к экономии времени.
- Повышать уровень математической культуры мышления.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, аудиокассета с записью П.И.Чайковского «Времена года»
- электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»
- демонстрационно-раздаточный материал: карточки с заданиями (решение числовых выражений, задачи на смекалку, головоломки), цветные карандаши.
- рабочая тетрадь по математике 3кл. №2 (1-4).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок:
Спинка прямая и голова
Глазки все смотрят уже на меня.
Все ли готовы к уроку? (Да)
2. Объявление темы урока (1мин.) (Приложение 1, слайд 1)
– Математика – точная наука. Часто язык
математики лаконичен, т.е. мы говорим быстро,
чётко, кратко. Вот и сегодня на уроке мы с вами
будем:
Закреплять знание устных и письменных
случаев сложения, вычитания, умножения и деления
в пределах 1000.
Закреплять умения решать задачи.
Развивать навыки устных вычислений, внимание,
логическое мышление, упорство.
Воспитывать стремление к экономии времени.
Повышение уровня математической культуры
мышления.
3. Устный счёт (7 мин.)
1) Гимнастика ума. (Приложение 1, слайд 2)
2) Работа с числом 16.
– Что вы можете рассказать об этом числе? (Двузначное,
потому что пишется в двух клетках, при помощи
двух цифр 1 и 6, в нём 6 ед. и 1 дес.)
– Какие можно поставить математические знаки
между этими цифрами? Прочитайте, что у вас
получилось.
1 + 6 = 7 (слагаемое – слагаемое – сумма)
1 х 6 = 6 (множитель – множитель – произведение)
Умножение на 11 (Приложение 1, слайд 3)
24 x 11= 264 95 x 11 = 1045
63 x 11= 693 84 x 11 = 924
52 x 11= 572 78 x 11 = 858
– Как мы умножали? (Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.)
24 x 11 = 2 (2 + 4) 4 = 264
(Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю ( третью) оставить без изменения.)
95 x 11 = 9 (9 + 5) 5 = 9 (14) 5 = ( 9 + 1) 45 = 1045
– Устно решите задачи. Откройте рабочие тетради на стр. 77. Около каждой задачи запиши в кружок знак действия, с помощью которого она решается. (Молодцы)
5. Самостоятельная работа (10 мин.)
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
– Какое время года сейчас? (Весна)
(Приложение 1, слайд 4)
Из слов, записанных справа от числовых
выражений, можно составить два отрывка из
стихотворений Ф. Тютчева и И.Никитина,
посвящённых весне. Все строки, в которых записаны
слова одного стихотворения (вместе с числовыми
выражениями), подчеркните красным карандашом, а
другого – синим.
Тютчев больше любил весну и лето, чаще посвящал
им свои стихи. Он умел наблюдать первые признаки
времени года: первые грозы, первые зелёные
листья. Поэт почти по-детски восторженно делится
своей радостью первооткрывателя.
(Приложение 1, слайд 5)
(12 : 6 + 18) . 3 =
60 Люблю
грозу
(63 : 9 + 93) . 8 =
800 в
начале мая
(41 + 72 : 8) . 2 =
100 Когда
весенний,
(40 + 5 . 16) : 3 =
40 первый
гром
9 . (49 : 7 + 43) =
450 Как
бы резвяся
61 + 81 : 9) х 8 = 560
и играя,
(64 : 8 + 7) х 10 =
150 Грохочет в
небе
810 : (18 . 3 – 45) =
90 Голубом
15 х 2 + 66) :16 =
6
Полюбуйся
240 : (28 . 3 + 36) = 2
весна наступает
(40 х 2 + 80) : 2 =
8
Журавли караваном
360 : (18 + 24 . 3) = 4
летят.
630 : (34 + 3 . 12) = 9
В ярком золоте
(54 : 6 + 26) : 5 =
7
день утопает
100 : (34 : 17 + 18) =5
И ручьи по оврагам
(100 + 16 . 5) : 60
=3
шумят
1) Объясните, по какому признаку оказались
разбиты на две группы числовые выражения
2) Найдите пару выражений, в которых значение
одного в 10 раз больше значения другого.
6. Физкультминутка (2 мин.)
Гимнастика для глаз
7. Решение задач (18 мин).
– А теперь решите задачу на смекалку (3 мин.)
(Приложение 1, слайд )
Дети издали увидели из-за загородки страусов и жирафов. Всего было 7 голов. Когда ребята подошли поближе, они сосчитали ноги. Их оказалось 20. Сколько было жирафов и сколько было страусов?
– Как вы рассуждали? (У страуса – 2 ноги, у жирафа – 4, поэтому страусов было 4, а жирафов – 3)
– Разгадайте головоломку (5 мин.)
(Приложение 1, слайды 7-8)
7– 7 + 7 : 7 = 1 (7 х 7 – 7) : 7 =
6
7 : 7 + 7 : 7 = 2 (7 – 7) х 7 + 7 = 7
(7 + 7 + 7):7 = 3 (7 х 7 + 7) : 7 = 8
77 : 7 – 7 = 4 (7 + 7)
: 7 + 7 = 9
7 – (7 + 7) : 7 = 5 (77 – 7) : 7 = 10
– Решите задачу Л.Н.Толстого (10 мин.)
(Приложение 1, слайд 9)
5 братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было 3 дома. Так как 3 дома разделить нельзя было на 5 частей, то их взяли 3 старших брата, а меньшим за то выделили деньги. Каждый из трёх братьев заплатил по 800 рублей. Меньшие братья разделили эти деньги между собой, и тогда у всех стало поровну. Много ли стоит один дом?
(Приложение 1, слайд 10)
1) 800 х 3 = 2400 (р.) – заплатили 3 брата
2) 2400 : 2 = 1200 (р.) – каждый меньший брат
3)1200 х 5 = 6000 (р.) – стоимость всего наследства
4) 6000 : 3 = 2000 (р.) – стоимость каждого дома.
Ответ: 2000 рублей
8. Итог урока (1 мин.)