Урок математики в 1-м классе по теме "Состав числа 9. Кубик Рубика"

Разделы: Начальная школа


Тема: Состав числа 9. Кубик  Рубика.

Цель: 1. Закрепить  знание состава числа 9,  взаимосвязь между целым и частью, навыки вычислений  в пределах 9, познакомить с головоломкой «кубик Рубика»,
2. Развивать логическое мышление, оперативную память, речь учащихся.
3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к чтению

Оборудование: учебник Л.Г.Петерсон «Математика. 1класс» часть 2, кубик Рубика, таблицы для устного счёта, рисунки шаров с примерами, игра «Пчёлка», персонажи сказки «Винни-Пух и все-все-все», образцы граней кубика

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Настрой

Повернулся к соседу сосед,
Улыбнулся, сказал тот в ответ:
«Пусть день принесёт только радости!
А на уроке –  забудь про шалости».

Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в Страну литературных героев. Вместе с нашим гостем повторим пройденный материал, подготовимся к проверочной работе и узнаем что-то новое.  Узнайте этого литературного героя.

Я весёлый медвежонок
У меня друзей не счесть
И всегда бочонок мёда
Я готов до капли съесть.  

Дети: Винни-Пух

2. Актуализация знаний

1)  1) Упражнение в прямом и обратном счёте

У:  С чего начинается утро медвежонка?
Д: Со считалки.
У:  Посчитаем от 0 до 10 (счёт прямой и обратный)
В книжке о Вини-Пухе, которую написал сказочник Алан Милн, иллюстрация есть на каждой второй странице. Назовите эти страницы.
Д:  2. 4. 6, 8, 10…
У:  Максим прочитал историю о смешном медвежонке от 3 стр. до 13. Назовите эти страницы.

Рита пролистала книгу от 17-й страницы до 9-й. Назовите их.
Какая страница находится между 5 и 7? Между 18 и 20?
Какая страница находится перед 10?  Следует за 8?

2) Разбиение предметов на группы

У: Прежде чем взяться  за дело, медвежонок Винни-Пух должен основательно подкрепиться. Заглянем, что стоит у него на полочке в шкафу.
Дети: Горшочки с мёдом.
У: По какому признаку можно разбить эти горшочки с мёдом на группы?
Д:  По размеру, по цвету, по форме
У:  Разбейте на части по размеру горшков и составьте равенства

У: Что означают первые два равенства? 
Д: Находим целое сложением двух частей
У: Что означают последние два равенства?
Д: Находим часть, вычитая другую часть из целого
У: Прочитайте по-разному первое и последнее числовые равенства,  используя математическую терминологию  
У: Какому разбиению соответствует числовое выражение 4 + 5? 
Д: Предметы сгруппированы по цвету.
У: Найдите на рисунке другие способы получения числа 9.
Д:  7 + 2 – соответствует разбиению по форме, т.е. два горшочка с ручкой, остальные – без неё.

3. Сообщение темы урока

– Сколько всего горшочков с мёдом? Состав какого числа повторили? Сформулируйте сами тему сегодняшнего урока.

4.  Отработка вычислительных навыков с опорой на состав числа 9

У: Однажды Винни-Пух решил полакомиться мёдом и, чтобы подняться на вершину дуба к пчёлам, надул много воздушных шариков.
– Что произошло дальше?
– Чтобы помочь ему спуститься на землю, нужно лопнуть шарик, а для этого правильно решить пример, который написан на шарике.

(Решение примеров на сложение и вычитание вида 9 – 2; 1 + 8 и т.д.)

Физминутка

Мы считали и устали,
Дружно все тихонько встали.
Ручками похлопали раз-два-три
Ножками потопали раз-два-три
Сели – встали, встали – сели, и соседа не задели
Мы немножко отдохнём и опять считать начнём.

5. Упражнение в пространственном ориентировании

У: «Это неправильные пчёлы. Ведут они себя неправильно», – решил медвежонок.
– Проверим, правильно или неправильно ведут себя пчёлы?

Игра «Пчёлка»

Игровое поле  у каждого ученика на парте. В центре – пчёлка. Учителем указывается направление движения в быстром темпе: Вверх, вправо, вниз, вниз, влево.  Влево, вниз, вправо, вправо, вверх. Вправо, вверх, влево, вниз, влево. Дети называют цвет клетки,
в которой пчёлка остановилась.

– Нет, Винни-Пух не прав. Просто ему не удалось полакомиться мёдом

6. Закрепление состава числа 9 и решение задач

У: Не попробовав мёду, Винни-Пух отправился в гости к Кролику. 
Трудолюбивый Кролик заготовил на зиму вишнёвое и клубничное варенье в 9-ти банках. Вишнёвого варенья больше, чем клубничного.
– Сколько банок вишнёвого и клубничного варенья может быть у Кролика? (Повторение состава числа 9 по таблице)
Д: Возможные варианты:  5 и 4;     6 и 3;    7 и 2;      8 и 1
У: Составить задачу по выражениям:

7 + 2
7 – 2 
9 – 2
9 – 9

Физминутка

Маленький кролик по имени Кролик
Всех нас смеяться заставил до колик:
Прыгал за белкой, за уткой скакал,
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал,
Ах, как смешно его уши торчали!
Мы хохотали, души в нём не чая,
Но на опушке заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

7. После сытного обеда Винни-Пух заглянул к своему другу Тигре. Тигра – весельчак и затейник.  Он любитель разных игр и головоломок.   Вот и сейчас Тигра решает непростую задачу. Он ломает голову над тем, как называются эти геометрические фигуры? 

У: Какая фигура лишняя?
Д: Круг – т.к. это плоская фигура,   куб – все грани одинаковые, имеют прямые углы, не содержит круга и т.д.
У: Какие любимые вами игрушки имеют форму куба?
(Демонстрация игр)
У: Одна из замечательных игрушек нашего времени – кубик Рубика.  Эта головоломка  получила широкое распространение с 1978 года, когда с ней познакомились математики на международном конгрессе в Хельсинки.
– В чём заключается смысл игры?
Д: У кубика 6 граней, каждая из которых имеет определённый цвет; вращая  грани, мы можем менять их цвет (показ)
У:  Придумайте сами  задания – игры с гранью кубика 
Д:  Составить узор, запомнить расположение клеток, повторить его самостоятельно и т. д.
У:  А теперь поиграем в игры, которые придумали авторы нашего учебника

8. Работа по учебнику

а)  с. 34 урок 18   № 1

У:  Рассмотрите грань кубика. Что можете сказать?
Д:  Грань кубика разбита на 2 части: красную и синюю.
У:  Составьте буквенные равенства, используя рисунок.
Поясните, что обозначает выражение:

(

вся грань кубика)

У:  Какое свойство сложения использовали при составлении второго равенства (от перестановки слагаемых сумма не изменится)
У:  Что означает запись

– Что искали в первых двух равенствах?
– Каким действием?
– Что искали в последних двух равенствах? Каким действием?

б) Учебник с. 34 урок 18   № 2

У: Сколько всего клеток содержит одна грань кубика?
Д: 9
У: Объясните, почему по первому рисунку составили  выражение 6 + 3
Д: 6 клеток жёлтого цвета, 3 – зелёного – соответствует разбиению по цвету
У: Самостоятельно составьте выражения по каждому рисунку    
(проверка)
У: Объяснить, что значит выражение 9–3 к первому рисунку
Д: Количество оставшихся жёлтых клеток
У: Объяснить, что значит выражение 9–6
Д: Количество оставшихся зелёных клеток

Физминутка

Присесть столько раз, сколько клеток жёлтого цвета. Подпрыгнуть столько раз, сколько клеток зелёного цвета.

в) Ослик Иа-Иа загрустил. Жизнь кажется ему скучной и серой. Винни-Пух предлагает развеселить друга –  составить яркие  узоры на гранях кубика

Задание: раскрасить грани в соответствии с указанными соотношениями между цветом и цифрой.

г)  №3 с.34 – выполняется по рядам, проверка по образцу на доске.

 У: Понравилось составлять узоры? Их можно составить и из цифр.

 №5 с.35 (найти закономерность и продолжить заданную последовательность)

 (Взаимопроверка)

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши нежные цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

9. Работа с логическими таблицами

У: Подарим героям сказочной повести «Винни-Пух и все-все-все» нежный цветок.
Какой цветок должен быть нарисован в пустой клетке?
Д: Горшочек квадратной формы синего цвета, стебель с наклоном вправо, цветок имеет форму шара
У: Попрощаемся с нашими героями

10. Итоги урока

– Какими знаниями бы вы хотели поделиться?
– Что показалось трудным? Самым интересным?
– Что запомнили?
– Оцените свою работу на уроке.