Цели урока:
- закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Площади фигур».
- закрепить навыки заполнения и редактирования электронных таблиц, работы с простыми формулами;
- показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по геометрии.
Задачи урока:
- Образовательные:
- проверка умений учащихся в решении геометрических задач;
- закрепление навыков заполнения и редактирования электронных таблиц, работы с формулами;
- формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
- пропедевтика информационного моделирования;
- применение полученных знаний на практике.
- Развивающие:
- развитие логического мышления, умения делать выводы;
- развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач в соответствии с современными требованиями.
- Воспитательные:
- воспитание информационной культуры;
- стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий;
- воспитание умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Знать:
- правила записи формул в ЭТ Excel;
- формулы нахождения площадей фигур.
Уметь:
- решать задачи по теме «Площади фигур» с помощью ЭТ EXCEL;
- использовать программу MS WORD для изображения геометрических фигур;
- использовать программу MS OFFICE POWER POINT для создания презентаций.
Тип урока: интегрированный урок по геометрии и информатике – деловая игра.
Комплексно-методическое обеспечение: карточки – задания, интерактивная доска, ПК.
Методы обучения:
- словесные
- наглядные
- практические
- проблемные (задачи)
Межпредметные связи:
- информатика
- математика
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
“Мало иметь хороший ум, важно уметь применять его”
Рене Декарт
На интерактивной доске слайд (первый в Презентации 4):
Преподаватель информатики: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок: применение информационных технологий при решении задач по геометрии.
II. Повторение (15 мин.)
Преподаватель математики:На этом уроке мы подведём итоги изучения темы «Площади фигур», закрепим умение решать задачи по данной теме. Давайте повторим, площади каких фигур вы умеете находить? (Презентация 1 на интерактивной доске о площадях фигур – подготовлена одним из учащихся).
Учитель математики загадывает загадки (сочинены учителем математики), учитель информатики открывает соответствующий кадр презентации и ответ ученика проверяется.
Она красавица толстобокая.
Ее особенность лишь в том,
Что параллельны не все стороны,
А только парочка сторон. (Трапеция)У ромба стороны равны,
Но я не так-то прост.
Добавьте к этому мои углы –
Они по девяносто. (Квадрат)Я – четырехугольник.
И это знает каждый школьник.
Ведь стороны попарно параллельны –
Скажите моё имя дети. (Параллелограмм)Я параллелограмм, но я особый.
Стою с подружками диагоналями всегда.
Их вид ужасно перпендикулярный,
Но с ними правильно смотрюсь и я. (Ромб)Бывает он с углом тупым и острым,
Бывают стороны его подчас равны,
Но если в нем есть угол девяносто,
То теорему Пифагора применяем мы. (Треугольник)
Преподаватель математики:Какие же
практические задачи подвигли ученых на
изучение этих вопросов?
В древнем Египте о площадях знали очень много,
потому что развивалось земледелие, нужно было
орошать поля (площади участков), строительство
(площади залов и дворцовых комнат).
С помощью свойств площадей фигур открыты такие
теоремы, как теорема Пифагора, площади подобных
фигур и др.
В нашем современном мире площади также занимают
немалое место. Сегодня на уроке мы попробуем
использовать площади фигур при ремонте
помещений.
Мы предлагаем вам деловую игру. Вы
работаете в ремонтно-строительной компании в
проектно-расчётном отделе. В вашу компанию
поступил заказ на ремонт помещения. Необходимо
на стены наклеить обои, окно и дверь покрасить, на
потолок поклеить потолочную плитку, а на пол
уложить паркет. (Клиенту можно предложить два
способа укладки паркета).
Не все знают, как выглядит паркет. Сейчас мы
посмотрим презентации и узнаем, как
изготавливают паркет, и каким он может быть. (Презентация 2 и Презентация 3 на
интерактивной доске – подготовлены
учащимися, комментируют учащиеся).
А теперь каждая группа расчётчиков получает
задание и решает свои задачи с помощью
электронных таблиц. Вид укладки паркета можете
выбрать самостоятельно. Результаты сдаются
начальнику отдела, который составляет сводную
ведомость для клиента. (Задача 6)
Учащиеся работают в группах по двое (один – в ЭТ делает расчёты, другой – с помощью автофигур изображает соответствующую фигуру и её размеры в MS Word).
III. Решение задач с помощью ЭТ «Excel» (15 мин.)
Преподаватель информатики: Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ.
- Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
- Как ввести в ячейку формулу?
- Как задать формат ячейки?
А теперь пройдите за ПК и выполните задание по карточкам. (Приложение 1) Обратите внимание на единицы измерения и форматы ячеек.
(Решение задач дано в Приложении 2)
Задача 1.
Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 4,73 м и шириной 5,94 м, если паркетная плита 5 см x 6см, 5 см x 11 см. См. рисунок. Стоимость квадратной плитки 3 руб., трапецеидальной – 5 руб. 50 коп.
Задача 2.
Вычислите стоимость ремонта потолка, если 1 кв. м плитки стоит 68 руб. и размеры потолка 4,73 м x 5,94 м.
Задача 3.
Вычислите стоимость обоев, которыми необходимо оклеить стены комнаты. Стоимость 1 рулона 650 руб., в рулоне10 м, ширина 1,06 м. Длина комнаты 5,94 м, ширина 4,73 м и высота 2,8 м. Кроме того, есть окно 2,43 м x 1,75 м, входная дверь 2,1 м x 1,1 м. и батарея размером 0,5 м x 1 м.
Задача 4.
Вычислите стоимость материалов для покраски дверей и окон, если дверь размером 2,1 м и 1,1 м, а окно 2,43 м и 1,75 м, в нем три стекла размером 1,45 м и 0,55 м. Расход краски 180 г/м2, стоимость 1 кг –160 руб.
Задача 5.
Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 5,94 м и шириной 4,73 м. По требованию заказчика пол укладывается ромбами, диагонали которого 11 см и 6 см. Стоимость одной ромбовидной плитки 3 руб. 80 коп.
Задача 6.
Общая стоимость ремонта комнаты: 32 508 руб.+ 1911
руб.+ 3250 руб.+ 373 руб. 32 коп. = 38042 руб 32 коп.
Или 32 353 руб. 20 коп. + 1911 руб. + 3250
руб.+ 186 руб. 62 коп. = 37887 руб. 52 коп.
IV. Итог урока
1. Сообщение оценок (5 мин.)
Критерии оценивания:
- четкость и правильность формулировок;
- четкость и правильность чертежей;
- правильность решения практической задачи;
- рациональность использования ИКТ.
2. Домашнее задание: сделать расчёты для ремонта своей комнаты.
V. Рефлексия (3 мин.)
Ф.И.
Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям
после сегодняшнего занятия.
1. Я все знаю, понял и могу объяснить другим!
2. Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу
объяснить другому.
3. Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
4. У меня остались некоторые вопросы.
Отрази свое настроение после занятия, написав
три слова.
Листочки сдаются.