Интегрированный урок (математика + информатика) в 8-м классе по теме "Применение информационных технологий при решение задач по геометрии по теме «Площади фигур»"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока:

  • закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Площади фигур».
  • закрепить навыки заполнения и редактирования электронных таблиц, работы с простыми формулами;
  • показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по геометрии.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • проверка умений учащихся в решении геометрических задач;
    • закрепление навыков заполнения и редактирования электронных таблиц,  работы с формулами;
    • формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
    • пропедевтика информационного моделирования;
    • применение полученных  знаний на практике.
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления, умения делать выводы;
    • развитие умения применять информационные технологии для оформления работ и решения задач в соответствии с современными требованиями.
  • Воспитательные:
    • воспитание информационной культуры;
    • стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий;
    • воспитание  умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Знать:

  • правила записи формул  в ЭТ Excel;
  • формулы нахождения площадей фигур.

Уметь:

  • решать задачи по теме «Площади фигур» с помощью ЭТ  EXCEL;
  • использовать программу MS WORD для изображения геометрических фигур;
  • использовать программу MS OFFICE POWER POINT для создания презентаций.

Тип урока: интегрированный урок по геометрии и информатике – деловая игра.

Комплексно-методическое обеспечение: карточки – задания, интерактивная доска,  ПК.

Методы обучения:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • проблемные (задачи)

Межпредметные связи:

  • информатика
  • математика

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

“Мало иметь хороший ум, важно уметь применять его”

Рене Декарт

На интерактивной доске слайд (первый в  Презентации 4):

Преподаватель информатики: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный  урок: применение информационных технологий при решении задач по геометрии.

II. Повторение (15 мин.)

Преподаватель математики:На этом уроке мы подведём итоги изучения темы «Площади фигур», закрепим умение решать задачи по данной теме. Давайте повторим,  площади каких фигур вы умеете находить? (Презентация 1 на интерактивной доске о площадях фигур – подготовлена одним из учащихся).

Учитель математики загадывает загадки (сочинены учителем математики), учитель информатики открывает соответствующий кадр презентации и ответ ученика проверяется.

Она красавица толстобокая.
Ее особенность лишь в том,
Что параллельны не все стороны,
А только парочка сторон. (Трапеция)

У ромба стороны равны,
Но я не так-то прост.
Добавьте к этому мои углы –
Они по девяносто. (Квадрат)

Я –  четырехугольник.
И это знает каждый школьник.
Ведь стороны попарно параллельны –
Скажите моё имя дети. (Параллелограмм)

Я параллелограмм, но я особый.
Стою с подружками диагоналями всегда.
Их вид ужасно перпендикулярный,
Но с ними правильно смотрюсь и я. (Ромб)

Бывает он с углом тупым и острым,
Бывают стороны его подчас равны,
Но если в нем есть угол девяносто,
То теорему Пифагора применяем мы. (Треугольник)

Преподаватель математики:Какие же практические задачи подвигли  ученых на изучение этих вопросов?
В древнем Египте о площадях знали очень много, потому что развивалось земледелие, нужно было орошать поля (площади участков), строительство (площади залов и дворцовых комнат).
С помощью свойств площадей фигур открыты такие теоремы, как теорема Пифагора, площади подобных фигур и др.
В нашем современном мире площади также занимают немалое место. Сегодня на уроке мы попробуем использовать площади фигур при ремонте помещений.
Мы предлагаем вам  деловую игру.  Вы  работаете в ремонтно-строительной компании в проектно-расчётном отделе. В вашу компанию поступил заказ на ремонт помещения. Необходимо на стены наклеить обои, окно и дверь покрасить, на потолок поклеить потолочную плитку, а на пол уложить паркет. (Клиенту можно предложить два способа укладки паркета).
Не все знают, как выглядит паркет. Сейчас мы посмотрим презентации и узнаем, как изготавливают паркет, и каким он может быть. (Презентация 2 и Презентация 3 на интерактивной доске   –  подготовлены учащимися, комментируют учащиеся).
А теперь каждая группа расчётчиков получает задание и решает свои задачи с помощью электронных таблиц. Вид укладки паркета можете выбрать самостоятельно. Результаты сдаются начальнику отдела, который составляет сводную ведомость для клиента. (Задача 6)

Учащиеся работают в группах по двое (один – в ЭТ  делает расчёты, другой – с помощью автофигур  изображает соответствующую фигуру и её размеры в MS Word).

III. Решение задач с помощью ЭТ «Excel» (15 мин.)

Преподаватель информатики: Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ.

  • Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
  • Как ввести в ячейку формулу?
  • Как задать формат ячейки?

А теперь пройдите за ПК и выполните задание по карточкам. (Приложение 1) Обратите внимание на единицы измерения и форматы ячеек.

(Решение задач дано в Приложении 2)

Задача 1.

Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 4,73 м и шириной 5,94 м, если паркетная плита 5 см x 6см, 5 см x 11 см. См. рисунок. Стоимость квадратной плитки 3 руб., трапецеидальной –  5 руб. 50 коп.

Задача 2.

Вычислите стоимость ремонта потолка, если 1 кв. м плитки стоит 68 руб. и размеры  потолка 4,73 м x 5,94 м.

Задача 3.

Вычислите стоимость обоев, которыми необходимо оклеить стены комнаты. Стоимость  1 рулона 650 руб., в рулоне10 м, ширина 1,06 м.  Длина комнаты 5,94 м, ширина 4,73 м и высота 2,8 м. Кроме того, есть окно 2,43 м x 1,75 м,  входная дверь 2,1 м x 1,1 м. и батарея размером 0,5 м x 1 м.

Задача 4.

Вычислите стоимость материалов для покраски дверей и окон, если дверь размером 2,1 м и 1,1 м, а окно 2,43 м и 1,75 м, в нем три стекла размером 1,45 м и 0,55 м. Расход краски 180 г/м2, стоимость 1 кг –160 руб.

Задача 5.

Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 5,94 м и шириной 4,73 м. По требованию заказчика пол укладывается ромбами, диагонали которого 11 см и 6 см. Стоимость одной ромбовидной плитки 3 руб. 80 коп.

Задача 6.

Общая стоимость ремонта комнаты: 32 508 руб.+ 1911 руб.+ 3250 руб.+ 373 руб. 32 коп. = 38042 руб 32 коп.
Или  32 353 руб. 20 коп. + 1911 руб. + 3250 руб.+ 186 руб. 62 коп. = 37887 руб. 52 коп.

IV. Итог урока

1. Сообщение оценок (5 мин.)

Критерии оценивания:

  • четкость и правильность формулировок;
  • четкость и правильность чертежей;
  • правильность решения практической задачи;
  • рациональность использования ИКТ.

2. Домашнее задание: сделать расчёты для ремонта своей комнаты.

V. Рефлексия (3 мин.)

Ф.И.
Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия.
1. Я все знаю, понял и могу объяснить другим!
2. Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.
3. Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
4. У меня остались некоторые вопросы.
Отрази свое настроение после занятия, написав три слова.

Листочки сдаются.