Урок математики во 2-м классе по теме "Таблица умножения и деления. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Таблица умножения и деления. Решение задач».

План урока:

1. Организация класса.
2. Актуализация знаний. Работа в парах. Создание эмоционально-познавательной мотивации. Погружение в игровую ситуацию.
3. «Молчанка». Работа с числовым рядом. Расшифровка слова.
4. Составление и решение АЗ по вариантам. Работа в парах.
5. Физпауза.
6. Составление графа.
7. Составление и решение АЗ.
8. Решение примеров по группам. (Дифференцированное задание)
9. Составление числового ряда. Разгадывание слова.
10. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

– Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей и больше не отвлекайтесь.

2. Введение в игровую ситуацию. Индуктор (создание эмоционально-познавательной мотивации).

– Ребята, взгляните в окно и послушайте:

Уж тает снег,
Бегут ручьи,
В окно повеяло весною …
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою …

– Какие прекрасные строки о весне, правда, ребята? Как точно они передают состояние нашей природы!
– Какие же изменения происходят в окружающем мире весной? (Тает снег, бегут ручьи и т.д.)
– А что интересного в жизни животных и птиц?  Почему  засвищут скоро соловьи? (Они скоро вернутся из теплых стран к нам на родину)
– А какие еще птицы возвращаются весной из дальних стран? (Ласточки, скворцы, грачи, соловьи и т.д.)
– В какую группу можно объединить  всех птиц, прилетающих весной на Родину? (Перелетные птицы)
– Почему их так называют? (Перелетают из одних стран в другие)
– Правильно, ребята! Труден и долог их перелет из теплых стран в родные края. Но, ни разу не сбились они с пути и ни разу не ошиблись в очередности своего прилета, ведь наши пернатые друзья возвращаются не все сразу и не в одно время, а постепенно, по очереди.
– Может, вы знаете, какие птицы возвращаются одними из первых?

Что там за черная птица на поле
Важно гуляет весенним раздольем?
Кто это солнышко катит, как мяч?
Это … (грач).

– Грачи прилетают 17 марта, и ровно через месяц сходит весь снег. А может они и в наш класс залетели, заглянули? Ну-ка, поищите!

(Дети находят на партах бумажные фигурки грачей с примерами на обратной стороне)

– Целая стая грачей! Да не простых, а математических! Посмотрим внимательно на примеры. Что это за примеры? (На умножение и деление)
– Как вы думаете,  какие знания мы будем повторять и закреплять сегодня? (Знание таблицы умножения и деления)
– Молодцы! Несите скорее птиц ко мне! Какое задание вам предстоит выполнить? (Решить примеры на умножение и деление»)
– А чтобы успешно справиться с заданием, повторите таблицу, поработайте в парах.

(Дети работают в парах)

3. «Молчанка». Упражнение в преобразовании числового ряда и разгадывании слова.

– Итак, откройте тетради, запишите число. Сформулируйте задание.

(Учитель будет показывать примеры, а мы будем записывать только ответы)

– Приступаем:

35 : 7   7 х 8    42 : 6     9 х 7   27 : 9   8 х 4    72 : 8   6 х 7    5 х 4    48 : 6

– Проверим:   (Да/нет)
– Кто справился без ошибок?
– Оцените себя.
– На какие 2 группы можно поделить все числа этого ряда? (На однозначные и двузначные)
– Какие числа мы называем однозначными? Зачитайте.
– А какие двузначными? Назовите.
– А чем число отличается от цифры? (Число мы говорим, а цифру пишем.)

(Правило хором)
– Расположите эти числа в порядке возрастания, и вы сможете прочитать название еще одной перелетной птицы.

(Дети располагают числа в порядке возрастания, один работает у доски)

5    7    8    9    20   32   42  56  63

Т   Р  Я  С  О  Г   У    З    К   А

Показать на доске иллюстрацию.

С ледоходом прилетает
Черным хвостиком мотает
Черный с белым хвостик узкий
У изящной …  (трясогузки)

Трясогузка – это маленькая, изящная птичка, которая большую часть жизни проводит на земле, бегает по ней очень быстро, подергивая хвостиком. Возвращается она тоже в марте, в начале весны.

4. Составление и решение АЗ. Работа в парах, по вариантам

– Ребята, давайте сравним трясогузку и грача. Они совсем разные. Какая птица, на ваш взгляд, крупнее по размерам? (Грач)
– Действительно, известно, что грач весит 500 г, а трясогузка всего 17 г. Еще известно, что длина трясогузки–  9 см, а длина грача – 45 см. Посмотрите на эту запись еще раз. Можно ли её считать задачей? Почему? (Нет. Нет вопроса.)
– Какие составные части задачи вы знаете?

  • Условие
  • Вопрос
  • Решение
  • Ответ

– Обсудите в парах, какой вопрос нужно поставить, чтоб задача решалась делением, а какой – вычитанием.

(Дети работают в парах)

– Итак, какие вопросы нужно поставить?
– На сколько грач длиннее трясогузки?
– Во сколько раз грач длиннее трясогузки?
– Молодцы! Работаем по вариантам:

1 вариант – решает задачу вычитанием
2 вариант – решает задачу делением

(Двое – у доски, остальные – в тетради)

45 – 9 = 36 (см)                                 45 : 9 = 5 (р.)
Ответ:                                                Ответ:

– Проверим. Оцените себя.

5. Физпауза

6. Упражнение в восстановлении числового ряда. Повторение таблицы умножения и деления на 6. Разгадывание слова.

– Ребята, перелетным птицам очень сложно возвращаться домой. Они пролетают тысячи км, их путь лежит через моря и леса, через реки и горы.  Много невзгод и неприятностей подстерегает их на пути.
– Посмотрите, каким сложным и длинным может быть путь наших птиц на родину. Давайте «избавим» их от трудностей и восстановим числовой ряд. Если мы правильно выполним задание, то сможем прочитать название еще одной перелетной птицы.

6      ?      18      ?      ?      36      ?      ?      54      ?

– Дети, восстановите числовой ряд. (Ученики восстанавливают числовой ряд, под каждым вопросом находят букву.)
– Какую таблицу умножения мы сейчас повторили? (На 6).
– А теперь попробуем сложить слово из этих букв:  Я  И  Б  К  Л  З
– Эта птичка улетает осенью в холодное зяблое время, а прилетает весной, в начале апреля.
З  Я  Б  Л  И  К   (Показать).
– Эти птички считаются самыми многочисленными пернатыми обитателями наших лесов и имеют очень красивое оперение. Но настоящее произведение искусства – это гнездо зяблика. (Учитель показывает иллюстрацию) Оно похоже на небольшую чашечку, внутри которой лежит обычно 5 голубовато-серых яиц с пятнышками. Уже летом из этих яиц вылупляются крохотные птенцы зяблика.

7. Составление и решение АЗ

– А теперь еще раз посмотрите на иллюстрацию. Поработайте в парах – составьте задачу. Сформулируйте условие и вопрос задачи.

(Дети работают в парах, получают задачу:

В одном гнезде – 5 яиц
Сколько яиц в 3-х таких гнездах?)

– Давайте решим задачу

(Один у доски, остальные в тетради)

1 гнездо – 5 яиц
3 гнезда – ?  яиц
5 х 3 = 15 (яиц)

Ответ: 15 яиц в 3-х гнездах.

– Почему мы 5 умножили на 3?  Изменится ли ответ, если мы переставим множители? (Хором: Нет, от перестановки множителей произведение не меняется.)
– Молодцы.

8. Составление графа

– Какие числа мы использовали в задаче? (5, 3, 15)
– Выпишите  их и составьте граф

1 вариант – больше
2 вариант – меньше

9. Решение примеров по группам. Дифференцированное задание

– Ребята большинство пернатых возвращается на родину в начале и в середине весны.
– А знаете, какие птицы возвращаются самыми последними?

Разгадайте загадку:

Воздух режут без усилья, как серпы, кривые крылья,
Промелькнет, не разглядишь
Так летает только … (стриж)

(Показать)

Стрижи  –  непревзойденные воздушные акробаты. У них длинные узкие крылья, благодаря которым они большую часть дня проводят в воздухе, вылавливая насекомых.
Поэтому и возвращаются они на родину самыми последними – 20-25 мая.
Птицы никогда не пускаются в перелет поодиночке, только многочисленными, дружными стаями.
Давайте и мы сейчас, подобно птицам, разделимся на группы – стаи:

       1- я стая:                                                                                    2-я стая:
важные, медлительные                                                      быстрые, стремительные
грачи                                                                                                  стрижи

и выполним задание: решим примеры, а затем проверим.

(Дети работают самостоятельно, в тетради, проверяют по цепочке)

            4 примера                                                            6 примеров

6 х 5 : 3 = 10              Г                                             (12 – 3) х 4 = 36         Е
2 х 9 : 6 = 3                 Ц                                            (15 – 7) х 6 = 48         Р
3 х 8 : 4 = 6                 Т                                             (24 + 4) : 4 = 7            П
6 х 6 : 4 = 9                 И                                            (39 + 6) : 9 = 5            И
(13 – 5) х 8 = 64         Е
(16 – 7) х 9 = 81         Б

– Проверим. Оцените себя.
– А теперь, расположите ответы в порядке убывания и расшифруйте фразу.

81    64    48    36    10    9                 7   6    5    3
Б      Е      Р      Е     Г     И                 П   Т   И   Ц
– Почему же нужно беречь птиц, наших пернатых друзей? (Они приносят огромную пользу и радуют нас своими песнями).

10. Подведение итогов урока.

– Молодцы, ребята!
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Многие получат пятерки.
– Урок окончен.