Тема: «Таблица умножения и деления. Решение задач».
План урока:
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний. Работа в парах. Создание
эмоционально-познавательной мотивации.
Погружение в игровую ситуацию.
3. «Молчанка». Работа с числовым рядом.
Расшифровка слова.
4. Составление и решение АЗ по вариантам. Работа в
парах.
5. Физпауза.
6. Составление графа.
7. Составление и решение АЗ.
8. Решение примеров по группам.
(Дифференцированное задание)
9. Составление числового ряда. Разгадывание
слова.
10. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
– Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей и больше не отвлекайтесь.
2. Введение в игровую ситуацию. Индуктор (создание эмоционально-познавательной мотивации).
– Ребята, взгляните в окно и послушайте:
Уж тает снег,
Бегут ручьи,
В окно повеяло весною …
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою …
– Какие прекрасные строки о весне, правда,
ребята? Как точно они передают состояние нашей
природы!
– Какие же изменения происходят в окружающем
мире весной? (Тает снег, бегут ручьи и т.д.)
– А что интересного в жизни животных и птиц?
Почему засвищут скоро соловьи? (Они
скоро вернутся из теплых стран к нам на родину)
– А какие еще птицы возвращаются весной из
дальних стран? (Ласточки, скворцы, грачи,
соловьи и т.д.)
– В какую группу можно объединить всех птиц,
прилетающих весной на Родину? (Перелетные
птицы)
– Почему их так называют? (Перелетают из одних
стран в другие)
– Правильно, ребята! Труден и долог их перелет из
теплых стран в родные края. Но, ни разу не сбились
они с пути и ни разу не ошиблись в очередности
своего прилета, ведь наши пернатые друзья
возвращаются не все сразу и не в одно время, а
постепенно, по очереди.
– Может, вы знаете, какие птицы возвращаются
одними из первых?
Что там за черная птица на поле
Важно гуляет весенним раздольем?
Кто это солнышко катит, как мяч?
Это … (грач).
– Грачи прилетают 17 марта, и ровно через месяц сходит весь снег. А может они и в наш класс залетели, заглянули? Ну-ка, поищите!
(Дети находят на партах бумажные фигурки грачей с примерами на обратной стороне)
– Целая стая грачей! Да не простых, а
математических! Посмотрим внимательно на
примеры. Что это за примеры? (На умножение и
деление)
– Как вы думаете, какие знания мы будем
повторять и закреплять сегодня? (Знание
таблицы умножения и деления)
– Молодцы! Несите скорее птиц ко мне! Какое
задание вам предстоит выполнить? (Решить
примеры на умножение и деление»)
– А чтобы успешно справиться с заданием,
повторите таблицу, поработайте в парах.
(Дети работают в парах)
3. «Молчанка». Упражнение в преобразовании числового ряда и разгадывании слова.
– Итак, откройте тетради, запишите число. Сформулируйте задание.
(Учитель будет показывать примеры, а мы будем записывать только ответы)
– Приступаем:
35 : 7 7 х 8 42 : 6 9 х 7 27 : 9 8 х 4 72 : 8 6 х 7 5 х 4 48 : 6
– Проверим: (Да/нет)
– Кто справился без ошибок?
– Оцените себя.
– На какие 2 группы можно поделить все числа
этого ряда? (На однозначные и двузначные)
– Какие числа мы называем однозначными?
Зачитайте.
– А какие двузначными? Назовите.
– А чем число отличается от цифры? (Число мы
говорим, а цифру пишем.)
(Правило хором)
– Расположите эти числа в порядке возрастания, и
вы сможете прочитать название еще одной
перелетной птицы.
(Дети располагают числа в порядке возрастания, один работает у доски)
5 7 8 9 20 32 42 56 63
Т Р Я С О Г У З К А
Показать на доске иллюстрацию.
С ледоходом прилетает
Черным хвостиком мотает
Черный с белым хвостик узкий
У изящной … (трясогузки)
Трясогузка – это маленькая, изящная птичка, которая большую часть жизни проводит на земле, бегает по ней очень быстро, подергивая хвостиком. Возвращается она тоже в марте, в начале весны.
4. Составление и решение АЗ. Работа в парах, по вариантам
– Ребята, давайте сравним трясогузку и грача.
Они совсем разные. Какая птица, на ваш взгляд,
крупнее по размерам? (Грач)
– Действительно, известно, что грач весит 500 г, а
трясогузка всего 17 г. Еще известно, что длина
трясогузки– 9 см, а длина грача – 45 см.
Посмотрите на эту запись еще раз. Можно ли её
считать задачей? Почему? (Нет. Нет вопроса.)
– Какие составные части задачи вы знаете?
- Условие
- Вопрос
- Решение
- Ответ
– Обсудите в парах, какой вопрос нужно поставить, чтоб задача решалась делением, а какой – вычитанием.
(Дети работают в парах)
– Итак, какие вопросы нужно поставить?
– На сколько грач длиннее трясогузки?
– Во сколько раз грач длиннее трясогузки?
– Молодцы! Работаем по вариантам:
1 вариант – решает задачу вычитанием
2 вариант – решает задачу делением
(Двое – у доски, остальные – в тетради)
45 – 9 = 36 (см)
45
: 9 = 5 (р.)
Ответ:
Ответ:
– Проверим. Оцените себя.
5. Физпауза
6. Упражнение в восстановлении числового ряда. Повторение таблицы умножения и деления на 6. Разгадывание слова.
– Ребята, перелетным птицам очень сложно
возвращаться домой. Они пролетают тысячи км, их
путь лежит через моря и леса, через реки и
горы. Много невзгод и неприятностей
подстерегает их на пути.
– Посмотрите, каким сложным и длинным может быть
путь наших птиц на родину. Давайте «избавим» их
от трудностей и восстановим числовой ряд. Если мы
правильно выполним задание, то сможем прочитать
название еще одной перелетной птицы.
6 ? 18 ? ? 36 ? ? 54 ?
– Дети, восстановите числовой ряд. (Ученики
восстанавливают числовой ряд, под каждым
вопросом находят букву.)
– Какую таблицу умножения мы сейчас повторили? (На
6).
– А теперь попробуем сложить слово из этих
букв: Я И Б К Л З
– Эта птичка улетает осенью в холодное зяблое
время, а прилетает весной, в начале апреля.
З Я Б Л И К (Показать).
– Эти птички считаются самыми многочисленными
пернатыми обитателями наших лесов и имеют очень
красивое оперение. Но настоящее произведение
искусства – это гнездо зяблика. (Учитель
показывает иллюстрацию) Оно похоже на
небольшую чашечку, внутри которой лежит обычно 5
голубовато-серых яиц с пятнышками. Уже летом из
этих яиц вылупляются крохотные птенцы зяблика.
7. Составление и решение АЗ
– А теперь еще раз посмотрите на иллюстрацию. Поработайте в парах – составьте задачу. Сформулируйте условие и вопрос задачи.
(Дети работают в парах, получают задачу:
В одном гнезде – 5 яиц
Сколько яиц в 3-х таких гнездах?)
– Давайте решим задачу
(Один у доски, остальные в тетради)
1 гнездо – 5 яиц
3 гнезда – ? яиц
5 х 3 = 15 (яиц)
Ответ: 15 яиц в 3-х гнездах.
– Почему мы 5 умножили на 3? Изменится ли
ответ, если мы переставим множители? (Хором:
Нет, от перестановки множителей произведение не
меняется.)
– Молодцы.
8. Составление графа
– Какие числа мы использовали в задаче? (5, 3, 15)
– Выпишите их и составьте граф
1 вариант – больше
2 вариант – меньше
9. Решение примеров по группам. Дифференцированное задание
– Ребята большинство пернатых возвращается на
родину в начале и в середине весны.
– А знаете, какие птицы возвращаются самыми
последними?
Разгадайте загадку:
Воздух режут без усилья, как серпы, кривые
крылья,
Промелькнет, не разглядишь
Так летает только … (стриж)
(Показать)
Стрижи – непревзойденные воздушные
акробаты. У них длинные узкие крылья, благодаря
которым они большую часть дня проводят в воздухе,
вылавливая насекомых.
Поэтому и возвращаются они на родину самыми
последними – 20-25 мая.
Птицы никогда не пускаются в перелет поодиночке,
только многочисленными, дружными стаями.
Давайте и мы сейчас, подобно птицам, разделимся
на группы – стаи:
1- я
стая:
2-я стая:
важные,
медлительные
быстрые, стремительные
грачи
стрижи
и выполним задание: решим примеры, а затем проверим.
(Дети работают самостоятельно, в тетради, проверяют по цепочке)
4 примера 6 примеров
6 х 5 : 3 = 10
Г
(12 – 3) х 4 = 36 Е
2 х 9 : 6 =
3
Ц
(15 – 7) х 6 = 48 Р
3 х 8 : 4 =
6
Т
(24 + 4) : 4 = 7 П
6 х 6 : 4 =
9
И
(39 + 6) : 9 = 5 И
(13 – 5) х 8 = 64 Е
(16 – 7) х 9 = 81 Б
– Проверим. Оцените себя.
– А теперь, расположите ответы в порядке
убывания и расшифруйте фразу.
81 64 48 36
10 9
7 6 5 3
Б Е
Р Е Г
И
П Т И Ц
– Почему же нужно беречь птиц, наших пернатых
друзей? (Они приносят огромную пользу и радуют
нас своими песнями).
10. Подведение итогов урока.
– Молодцы, ребята!
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Многие получат пятерки.
– Урок окончен.