Программа элективного курса по английскому языку: "Урал – опорный край державы"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Одна из целей изучения иностранного языка состоит в том, чтобы получать информацию о своем крае; изучать традиции и обычаи не только стран изучаемого языка, но и народов, которые живут на Урале. Изучение природы, культуры, традиций, истории Уральского региона является и требованием национально-регионального компонента государственного стандарта. И это довольно актуально на сегодняшний день, т.к. по предмету «Иностранный язык» в государственных учебниках представлено очень мало информации о стране, в которой мы живем. Об Урале такой информации вообще нет. Иностранный язык является не только средством развития интеллектуальных способностей детей, но и служит средством познания окружающего мира. А наш окружающий мир – это Урал.

Сущностьданного курса состоит в изучении жизни уральского региона по разным направлениям: географическое положение, индустрия, история, культура, образование и многое другое. Т. е. для изучения включаются темы из предметов гуманитарного цикла: история, география, художественная культура и т.д.

Спецификакурса состоит в том, что каждую работу с текстом предваряет рефлексивная деятельность, чего нет в учебниках по английскому языку. Курс сопровождается избыточным наглядным материалом.

Цель данного курса состоит в том, чтобы дети научились рефлексировать свои знания на основе работы по данной программе.

Задачи:

  • Увеличение активного и пассивного словарного запаса по английскому языку.
  • Овладение способом самостоятельной добычи знаний из литературных источников.
  • Научиться видеть прекрасное и уникальное в мире, в котором мы живем.

Способ развертывания учебного материала – спиралевидный. Это отвечает требованиям разноуровневого обучения, т.е. дети имеют возможность непрерывно  и постепенно расширять свои знания по конкретной теме или программе, не смотря на уровень владения программным материалом. Специфика курса (занятия только по субботам) позволяет работать «сильным» школьникам в режиме углубленного изучения; дети, которые не сильны в английском языке, могут позаниматься дополнительно.

Методы работы: семинар, практикум, творческая мастерская, лаборатория.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Разнообразие форм и методов работы позволяет работать в собственном индивидуальном режиме детям разного темперамента и уровня подготовки по предмету Английский язык, что отвечает требованиям дифференцированного подхода.

Каждый раздел включает текст, знакомящий школьников с изучаемой темой, а также пред- и послетекстовые упражнения, предназначенные для закрепления новых знаний. Задания творческого характера способствуют формированию у обучающихся навыков устной речи, дают возможность школьникам не только выражать собственное отношение к актуальным проблемам экологии, культуры и быта Урала, но и рассказывать о своем регионе на английском языке.

Данная программа элективного курса рассчитана на 30 часов занятий. Тематическое планирование подходит для изучения языка по учебникам «Счастливый английский. ру» (авторы Кауфман, Кауфман), «Английский с удовольствием» (автор Биболетова). Данные учебники используются в изучении английского языка в ОУ «Березовская ООШ». Универсальность программы заключается в том, что программа элективного курса «Урал – наш общий дом» может быть использована также и при изучении английского языка по учебникам «Тысячелетие» и «Английский язык нового тысячелетия».

В содержании курса прослеживается логика изучения тем: от географического положения к минеральным ресурсам и полезным ископаемым, от истории заселения и развития Урала к изучению темы «Города и достопримечательности» и т.д.

Результаты, которые должны быть достигнуты по окончании изучения данного курса:

  • Уметь выражать собственное отношение к актуальным проблемам экологии, культуры и быта Урала.
  • Уметь рассказывать о своем регионе на английском языке.
  • Уметь рефлексировать свои знания и свою деятельность.

Средства достижения данного результата:

  • Тексты, соответствующие содержанию программы.
  • Предтекстовые и послетекстовые упражнения, направленные на понимание содержания текста, изучение лексического материала, закрепление знаний.
  • Наглядные пособия, соответствующие содержанию текстов.
  • Рефлексивные карты детей.
  • Физическая карта России, Урала.
  • Дополнительная литература (на русском языке) по экологии, культуре и достопримечательностям Урала.
  • Творческие работы детей.

Контрольно-измерительные материалы: КИМы данной программы – это рефлексивные карточки детей, которые они заполняют по мере изучения программного содержания. На основе данных этих карточек дети отслеживают свою деятельность и свои результаты. Параметры оценивания обозначены в учебном пособии «Урал» (Издательство «Титул», 2007 год), которое является основным методическим пособием для преподавателя при составлении программы данного курса.

Требования к уровню освоения курса: знать   географическое положение уральского региона, индустрию и промышленность Урала, историю освоения, культурные и исторические особенности населения региона, экологические проблемы Урала; уметь рефлексировать свою деятельность и свои знания, т.е. владеть способами и приемами деятельностью данного вида; уметь рассказать о регионе, в котором мы живем, о его культуре, истории, национальных особенностях уральцев; знать достопримечательности Урала и уметь рассказать о них на английском языке.

Тематическое планирование

№ п\п Тема Кол-во часов
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Географическое положение Урала. Промышленность и природные ресурсы Урала.

История Урала: освоение и развитие региона в XVII – XX веках.

Города, достопримечательности и люди на Урале.

Политическая система.

Образование на Урале. Образовательные программы. Новые технологические проекты.

Экология Урала.

Экологическая культура: экологические проблемы и рациональное природопользование.

Выдающиеся художественные памятники искусства, творчество наиболее ярких представителей искусства на Урале.
Архитектурное наследие Урала – Верхотурье, Невьянск.

Уральский сказ как жанр рабочего фольклора. Сюжеты Уральских сказов. Дом – музей П. П. Бажова.

Православие на Урале. Проблемы взаимоотношений церкви и государства.

Итоговое мероприятие.

Итого:

3 часа

3 часа

3 часа

2 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

3 часа

1 час

30 часов

Содержание тем элективного курса

1. Географическое положение Урала. Промышленность и природные ресурсы Урала. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Географическое положение Урала: Уральские горы, Южный Урал, Средний Урал, Северный Урал, Приполярный Урал, Полярный Урал. Граница Европы и Азии. Климат Уральского региона. Байкало-Амурская магистраль. Сысертский завод «Гидромаш». Канал Иртыш – Караганда. Города – Кировград, Красноуральск, Верхняя Пышма. Минеральные ресурсы Урала. Железнодорожное движение. Транспорт.  Индустрия Урала. Рефлексия.

2. История Урала: освоение и развитие региона в XVII – XX веках. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Первые поселения на Урале. Племена коми, удмуртов, ханты, манси и башкиров. Появление русских на Урале. Значение слова «Урал». Поход Ермака. Роль купцов Строгановых в колонизации Урала. Основание городов в 16 веке. Развитие региона. Машиностроение. Разработка месторождений драгоценных камней. Основание Екатеринбурга. Роль Татищева в индустриальном развитии Урала. Развитие Урала в 18 веке. Роль жителей уральского региона во время Великой Отечественной войны. Рефлексивная деятельность.

3.  Города, достопримечательности и люди на Урале.  (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Города: Туринск, Верхотурье, Невьянск, Ирбит, Тюмень, Североуральск, Краснотурьинск, Алапаевск. Ссылка декабристов. Знаменитые люди Урала: Д. Н. Мамин – Сибиряк, П. П. Бажов, А. П. Карпинский, Н. К. Чупин. Столица региона – Екатеринбург. Население Екатеринбурга. Архитектура Екатеринбурга. Достопримечательности Екатеринбурга. Рефлексивная деятельность.

4. Политическая система. (2 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Флаг и герб Свердловской области и Урала. Политическая система Урала. Правительство области. Городская администрация. Законодательная, исполнительная власть. Политическая жизнь Урала. Рефлексивная деятельность.

5. Образование на Урале. Образовательные программы. Новые технологические проекты. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Школьное образование в уральском регионе. Информационные технологии в школах. Уральское научное отделение Российской Академии Наук. Молодежь, молодежные организации на Урале. Создание молодежной газеты “Newsletter” на английском языке. Программа молодежного трудового обмена. Военный комплекс на Урале, производство военного и гражданского оборудования. Педагогический университет. Уральский государственный технический университет. Уральская государственная медицинская академия. Уральская государственная горно – геологическая академия. Рефлексивная деятельность.

6. Экология Урала. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Экологическое состояние региона. Экологический кризис. Природное загрязнение на Среднем Урале. Загрязнение индустрией в Свердловской области. Причины опасной ситуации. Центры тяжелой индустрии нашей страны – на Урале. Предприятия химического машиностроения. Медеплавильные заводы. Предприятия цветной металлургии. Химические удобрения. Промышленная эрозия. Нижний Тагил – один из самых загрязненных городов Урала. Заболевания людей. Заражение радиацией. Рефлексивная деятельность.

7. Экологическая культура: экологические проблемы и рациональное природопользование. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Жизнь людей в гармонии с природой. Противоречия между людьми и природой. Загрязнение от сталелитейных заводов. Влияние коксового производства на здоровье людей и природу. Загрязнения от силикатных заводов. Пороговый уровень плотности вредных веществ в атмосфере. Внимание ученых на проблему загрязнения окружающей среды. Проект экологического восстановления. Заповедники Урала. Преимущества и недостатки технологической революции. Рефлексивная деятельность.

8. Выдающиеся художественные памятники искусства, творчество наиболее ярких представителей искусства на Урале. Архитектурное наследие Урала – Верхотурье, Невьянск.  (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Эстетические ценности. Уральская филармония. Литературное наследие. Уральский фольклор. Местные ремесла. Виды декоративного и прикладного искусства. Этнографические музеи. Верхотурье – один из старейших городов Урала. Невьянская падающая башня. Рефлексивная деятельность.

9. Уральский сказ как жанр рабочего фольклора. Сюжеты Уральских сказов. Дом – музей П. П. Бажова. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Основатель специфического Уральского литературного жанра – сказа. Детство П. П. Бажова. Образование, работа журналиста, первые книги. Знаменитые сказы Бажова – «Уральские были», «Уральские сказы», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок». Дом – музей Бажова на улице Чапаева в г. Екатеринбурге. Музей Бажова в г. Сысерть. Работа с текстами сказов Бажова на английском языке (сокращенный вариант). Рефлексивная деятельность.

10. Православие на Урале. Проблемы взаимоотношений церкви и государства. (3 часа)

Изучение лексического материала по изучаемой теме. Рефлексия. Заполнение рефлексивных карточек.
Основание Христианства на Урале. Православная церковь. Великое княжество Московское. Золотая Орда. Великая Пермская епархия. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Основание монастырей. Роль монастырей в Первой Мировой войне. Время безбожия. Репрессии священнослужителей. Роль церкви во время Второй Мировой войны. 

Литература:

  1. Гопаненко В.Л. Организация исследовательской деятельности школьников. –Орск: ОГТИ, 2005.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: вербум - М, 2001.
  3. Коммуникативная методика. Ежедневный помощник учителя иностранного языка. №№ 1-6, 2002. Издательство НОУ «Интерлингва», Воронеж.
  4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышейшая школа, 1999.
  5. Ставрати Б.В., Засыпкина Ф.Н., Большенкова М.В., Колясникова Е.В. Урал. Учебное пособие для 7 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2007.
  6. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.: Академия, 2003.
  7. Черемнова Н.В., Черемнов В.С. Технология освоения иностранных языков НЕОС. – Минск: Современное слово, 2004.