Вот и прошёл очередной педсовет, подведены итоги первого полугодия текущего учебного года. И на душе неспокойно.
На самом деле, ставя ученику отметку «3» при отсутствии у него минимальных знаний, мы обманываем его, пропуская на следующую ступень обучения, прекрасно знаем, что учиться ему дальше будет очень трудно. Принцип «три пишем – два в уме» – это мнимая доброта. И этот принцип из старой школы было спокойно перенесено в ЕГЭ. И те учащиеся, получившие (условно) «неудов» (по России), которые даёт строго проведенный экзамен в 9-м классе, тем не менее, перешагивают в старшую школу, где они, совершенно объективно, обучаться математике просто не в состоянии, даже при самом своём горячем желании.
Математика, особенно в своей базовой части, кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний и умений. Например: если вы не освоили, скажем, раскрытия скобок при действиях с многочленами, то дальнейшее изучение алгебры бессмысленно. Специалисты (психологи, дефектологи, психиатры) говорят, что от 3 до 9% детей, поступающих в первый класс, имеют существенные задержки в развитии, ослабленную память и т.д. Это дети, которые принципиально не могут быть обучены по общей программе, они требуют особой программы, специальных педагогов и специальных методик. Все это существует, давно и основательно апробировано, но работает – в единичных экземплярах. И почти все дети из этого числа идут в общеобразовательные школы. Появилась и категория социально незащищенных детей, которые хотят учиться, но в силу сложившихся обстоятельств не могут. За последнее время очень изменилось и мировоззрение родителей и учеников. Изменились духовные ценности. И это никто не хочет учитывать. С детьми трудными, медленно осваивающими базовую программу, необходима непрерывная, кропотливая и тяжёлая работа преподавателей.
Начальная школа в четвёртом классе проводит свои испытания и переводит своих выпускников средней школе. Следующая аттестация ждёт этих учащихся только после окончания 9-го класса, т.е. только через пять лет. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена.
Учитывая то, что готовить учащихся к ЕГЭ необходимо заранее, учителям приходится самим составлять работы по структуре ЕГЭ на разных ступенях обучения для проведения промежуточного контроля знаний на уроках математики. Анализ проблем, которые фиксируют ИГА и ЕГЭ в 9-х и 11-х классах показывает, что пробелы в изучении математики в начальной школе и в 5–6-х классах (действия с дробями, арифметика, раскрытие скобок, действия с отрицательными числами, вычисление процентов) сказываются на уровне выполнения экзаменационных работ. Проблемы, возникающие при изучении арифметики, зафиксированные при выходе из 6-го класса, приводят к существенным трудностям в изучении алгебры и геометрии 7-го класса и практически к непреодолимым в 9–11-х классах. Неусвоенный материал 6-го, 7-го классов невозможно восполнить в 11-м классе никакими элективными курсами.
Учитывая всё это, нам учителям необходимо подобрать и составить такой учебный материал для повторения и подготовки к промежуточным испытаниям, который бы вовремя выявил и устранил эти пробелы в знаниях и умениях в начальном и среднем звене.
В своей практике я провожу рубежный контроль по математике в 6 классе. Текст данной работы состоит из 8 – 9 заданий, например:
1. Выполнение действий (даются 2 задания а, б)
2. Уравнение: 3(5 – х) – 2(х + 9) = – 4
3. Решение задач:
а) Одна ручка стоит 4 р. 50 к. Сколько можно купить ручек на 25 р.?
б) Коля не смог сделать 2 примера на деление, что составила треть домашнего задания. Сколько всего примеров было задано на дом?
в)В киоск поступило 140 коробок печенья. После 2 ч продажи количество печенья уменьшилось на 20%. Сколько коробок печенья осталось?
4. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Первый прошёл 18 км, а второй в 1,5 раза больше. Найдите расстояние между городами, если поезда встретились через 2 часа.
5. От угла прямоугольного листа картона со сторонами 10 см и 13 см отрезали прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите площадь оставшейся части картона.
Этот контроль необходим, прежде всего, для диагностики математической компетентности выпускников 6-го класса и для прогнозирования дальнейшего обучения. Рубежный контроль позволяет выявить общие проблемы – провалы при выполнении действий с отрицательными числами, с дробями, при работе с процентами, при решении текстовых задач. Основная причина, на которую мы учителя указываем – это нехватка времени для выработки навыков. Эти пробелы в знаниях придётся ликвидировать при изучении курса математики 7–9-х классов, а для этого необходимо учебное время, поэтому напрашивается вывод: неразумно экономить на математике в начальной школе и в 5–6-х классах, чтобы потом ликвидировать последствия этой экономии.