Цели урока:
- изучать социально-экономическое развитие России в 20–50-е годы XIX в.;
- показать неэффективность феодально-крепостнической экономики;
- сравнить российское помещичье землевладение с американским землевладением на Юге страны;
- дать сравнительную характеристику российского помещика и американского плантатора-рабовладельца;
- учить овладению методами исторического познания, развивать умение работать с различными источниками исторической информации;
- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями;
- формировать толерантное отношение к представителям других народов и стран;
- воспитывать бережное отношение к историческому наследию;
- воспитывать патриотов России, обладающих высокой нравственностью, национальной терпимостью, уважительным отношением к культуре своего и других народов.
(Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока обоснованы и даны с опорой на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по истории)
Оборудование и материалы к уроку:
- настенная карта «Экономическое развитие России в первой половине XIX века»,
- атласы по истории для учащихся,
- иллюстрации к уроку: «Труд и быт крепостных крестьян в России», «Быт и развлечения помещиков»,
- документы к уроку:
- «Из указа Николая I от 2 апреля 1842г. Об «обязанных» крестьянах»;
- «Из работы наемного управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837г.»;
- «Из статьи помещика А.И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847г.»;
- научно-популярный текст «Вишневый сад и Тара» (газета «История» 2006г. № 22);
- ксерокопии текста для учащихся,
- рабочая тетрадь по истории для учащихся;
- контурные карты для учащихся.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя (Целевая установка)
– Социально-экономическое развитие России в изучаемый период сложно и противоречиво: имелись позитивные тенденции и много негатива, на уроке мы проведем параллель между Россией и американским Югом на материале научно-популярной статьи, текстов учебника, документов, изучим, почему развитие России шло именно так и могло ли быть иначе.
II. Работа по теме
А) Рассказ учителя: Социально-экономическое развитие России, его позитивные стороны, отставание от передовых стран Европы и США.
Б) Закрепление: чтение учебника стр. 63-67
В) Беседа по вопросам: (Вопросы и задания многоуровневого комплекса)
1. Каково социально-экономическое развитие
России в первой половине XIX века?
2. Какие положительные тенденции в экономическом
развитии вы можете отметить?
3. Назовите ряд особенностей промышленного
переворота в России, начавшегося в 30–40-е гг. XIX
века.
4. Как финансовая политика Е.Ф. Канкрина
способствовала развитию отечественной
промышленности и торговли?
5. Покажите на карте и отметьте на контурных
картах города – центры промышленного
производства и новые города (4-5). Подумайте,
почему города создавались в основном по
периметру страны?
6. В чем вы увидели противоречия хозяйственного
развития России в первой половине XIX века?
7. Что, по-вашему, тормозило развитие страны?
8. Могла ли Россия развиваться иначе? При каких
условиях?
Г) составление кластера «Социально-экономического развития России в 20–50-е гг.»
Социально-экономическое развитие России в 20–50-е годы XIX века. |
1. Развитие промышленности |
А. Особенности промышленного переворота | |
Б. Бурно развивающиеся отрасли | |
В. Железнодорожное строительство | |
Г. Отставание России от передовых стран Европы и США | |
2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина |
|
А. Политика покровительства развитию отечественной промышленности и торговли | |
Б. Денежная реформа | |
В. Политика Канкрина способствовала росту экономики | |
3. Торговля |
|
А. Слабость внутренней торговли | |
Б. Рост внешней торговли | |
4. Города |
|
А. Города – центры промышленного производства | |
Б. Новые города | |
Вывод: Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а, напротив, – ее упадок. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России. |
Д) Помещичье и крестьянское хозяйство: 1. слово учителя;
2. Выступление подготовленных учеников (3 чел.): труд и быт крестьян в России в изучаемый период; жизнь помещиков в России; предпринимательская деятельность плантаторов-рабовладельцев на Юге Америки;
3. Выборочное чтение научно-популярной статьи «Вишневый сад и Тара» (ксерокопии статьи у учащихся)
Е) Работа в группах:
Работа с иллюстрациями «Труд и быт крепостных крестьян в России», «Быт и развлечения помещиков», обсуждение увиденного, услышанного и прочитанного, поиск ответов на вопросы: (вопросы и задания многоуровневого комплекса)
1. Кто изображен на этих иллюстрациях? Легко ли
определить их социальное положение? Объективны
ли эти изображения, являются ли они
свидетельством эпохи? Как вы думаете, в чем
ценность информации, которую они в себе несут?
2. Как жили и трудились крепостные крестьяне в
России?
3. Как думаете, почему большинство помещиков не
стремились вести хозяйство по-новому?
4. Почему в России было мало помещиков, похожих на
А.А. Фета?
5. Какие ценности ставились во главу угла среди
американских плантаторов?
6. Российские помещики-крепостники и
плантаторы-рабовладельцы американского Юга, в
чем их сходство и различие?
7. Что нового помогла узнать вам
научно-популярная статья «Вишневый сад и Тара» о
различиях между помещиками и плантаторами?
Ж) Ответы и свободные высказывания учащихся по вопросам.
З) Работа с документами (работа в группах) чтение, ответы на вопросы:
1. Каково было положение «обязанных» крестьян?
2. Чем вы можете объяснить рекомендованную У.
Карповичем необходимость «чаще смотреть» за
работниками?
3. В чем вы видите принципиальные отличительные
черты крепостного и наемного труда по примерам,
приведенным в статье А.И.Кошелева?
4. Что нового вы узнали из документов о жизни
крестьян в России?
5. Что, по-вашему, могло изменить жизнь крестьян к
лучшему?
И) Индивидуальная работа (решение тестов в рабочей тетради)
1. Выберите неправильный ответ:
Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стали:
А) неэффективность феодальной экономики;
Б) быстрое развитие капиталистического уклада
хозяйства
В) стремление помещиков к отмене крепостнической
системы;
Г) тормозящее воздействие на развитие хозяйства
существующей экономической и политической
системы.
2. Укажите неверный ответ.
Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай I предпринял следующие шаги:
А) запретил продавать крепостных за долги;
Б) принял указ об «обязанных» крестьянах;
В) разрешил помещикам освобождать крестьян с
землей;
Г) разрешил помещикам освобождать крестьян без
земли.
К) Проверка.
III. Подведение итогов. Обобщающая беседа
1. Можно ли однозначно определить
социально-экономическое развитие России в 20–50-е
годы XIX века?
2. Какие позитивные стороны в хозяйственном
развитии вы могли бы назвать?
3. Опираясь на материалы учебника и документов,
объясните, произошли ли изменения в жизни
крестьян?
4. Используя материал научно-популярной статьи
«Вишневый сад и Тара», расскажите, чем российский
помещик отличался от американского
плантатора-рабовладельца?
5. В чем неэффективность
феодально-крепостнической экономики в 20–50-е
годы XIX века? В чем вы видите выход из
создавшегося кризиса?
IV. Домашнее задание
1. Проработать материал учебника на стр. 63-68,
ответить на вопросы.
2. Составить кластер на тему
«Помещики-крепостники и
плантаторы-рабовладельцы» по материалам
научно-популярной статьи «Вишневый сад и Тара»
3. По желанию: прочитать произведения, которые
использовались на уроке.