Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • изучать социально-экономическое развитие России в 20–50-е годы XIX в.;
  • показать неэффективность феодально-крепостнической экономики;
  • сравнить российское помещичье землевладение с американским землевладением на Юге страны;
  • дать сравнительную характеристику российского помещика и американского плантатора-рабовладельца;
  • учить овладению методами исторического познания, развивать умение работать с различными источниками исторической информации;
  • формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями;
  • формировать толерантное отношение к представителям других народов и стран;
  • воспитывать бережное отношение к историческому наследию;
  • воспитывать патриотов России, обладающих высокой нравственностью, национальной терпимостью, уважительным отношением к культуре своего и других народов.

(Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока обоснованы и даны с опорой на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по истории)

Оборудование и материалы к уроку:

  • настенная карта «Экономическое развитие России в первой половине XIX века»,
  • атласы по истории для учащихся, 
  • иллюстрации к уроку: «Труд и быт крепостных крестьян в России», «Быт и развлечения помещиков»,
  • документы к уроку:
  • «Из указа Николая I от 2 апреля 1842г. Об «обязанных» крестьянах»;
  • «Из работы наемного управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837г.»;
  • «Из статьи помещика А.И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847г.»;
  • научно-популярный текст «Вишневый сад и Тара» (газета «История» 2006г. № 22);
  • ксерокопии текста для учащихся,
  • рабочая тетрадь по истории для учащихся;
  • контурные карты для учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Целевая установка)

– Социально-экономическое развитие России в изучаемый период сложно и противоречиво: имелись позитивные тенденции и много негатива, на уроке мы проведем параллель между Россией и американским Югом на материале научно-популярной статьи, текстов учебника, документов, изучим, почему развитие России шло именно так и могло ли быть иначе.

II. Работа по теме

 А) Рассказ учителя: Социально-экономическое развитие России, его позитивные стороны, отставание от передовых стран Европы и США.

 Б) Закрепление: чтение учебника стр. 63-67

 В) Беседа по вопросам: (Вопросы и задания многоуровневого комплекса)

1. Каково социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века?
2. Какие положительные тенденции в экономическом развитии вы можете отметить?
3. Назовите ряд особенностей промышленного переворота в России, начавшегося в 30–40-е гг. XIX века.
4. Как финансовая политика Е.Ф. Канкрина способствовала развитию отечественной промышленности и торговли?
5. Покажите на карте и отметьте на контурных картах города – центры промышленного производства и новые города (4-5). Подумайте, почему города создавались в основном по периметру страны?
6. В чем вы увидели противоречия хозяйственного развития России в первой половине XIX века?
7. Что, по-вашему, тормозило развитие страны?
8. Могла ли Россия развиваться иначе? При каких условиях?

Г) составление кластера «Социально-экономического развития России в 20–50-е гг.»

Социально-экономическое развитие
России в 20–50-е годы XIX века.

1. Развитие промышленности

А. Особенности промышленного переворота
Б. Бурно развивающиеся отрасли
В. Железнодорожное строительство
Г. Отставание России от передовых стран Европы и США

2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина

А. Политика покровительства развитию отечественной промышленности и торговли
Б. Денежная реформа
В. Политика Канкрина способствовала росту экономики

3. Торговля

А. Слабость внутренней торговли
Б. Рост внешней торговли

4. Города

А. Города – центры промышленного производства
Б. Новые города
Вывод: Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а, напротив, – ее упадок. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России.

Д) Помещичье и крестьянское хозяйство: 1. слово учителя;

2. Выступление подготовленных учеников (3 чел.): труд и быт крестьян в России в изучаемый период; жизнь помещиков в России; предпринимательская деятельность плантаторов-рабовладельцев на Юге Америки;

3. Выборочное чтение научно-популярной статьи «Вишневый сад и Тара» (ксерокопии статьи у учащихся)

Е) Работа в группах:

Работа с иллюстрациями «Труд и быт крепостных крестьян в России», «Быт и развлечения помещиков», обсуждение увиденного, услышанного и прочитанного, поиск ответов на вопросы: (вопросы и задания многоуровневого комплекса)

1. Кто изображен на этих иллюстрациях? Легко ли определить их социальное положение? Объективны ли эти изображения, являются ли они свидетельством эпохи? Как вы думаете, в чем ценность информации, которую они в себе несут?
2. Как жили и трудились крепостные крестьяне в России?
3. Как думаете, почему большинство помещиков не стремились вести хозяйство по-новому?
4. Почему в России было мало помещиков, похожих на А.А. Фета?
5. Какие ценности ставились во главу угла среди американских плантаторов?
6. Российские помещики-крепостники и плантаторы-рабовладельцы американского Юга, в чем их сходство и различие?
7. Что нового помогла узнать вам научно-популярная статья «Вишневый сад и Тара» о различиях между помещиками и плантаторами?

Ж) Ответы и свободные высказывания учащихся по вопросам.

З) Работа с документами (работа в группах) чтение, ответы на вопросы:

1. Каково было положение «обязанных» крестьян?
2. Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками?
3. В чем вы видите принципиальные отличительные черты крепостного и наемного труда по примерам, приведенным в статье А.И.Кошелева?
4. Что нового вы узнали из документов о жизни крестьян в России?
5. Что, по-вашему, могло изменить жизнь крестьян к лучшему?

И) Индивидуальная работа (решение тестов в рабочей тетради)

1. Выберите неправильный ответ:

Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стали:

А) неэффективность феодальной экономики;
Б) быстрое развитие капиталистического уклада хозяйства
В) стремление помещиков к отмене крепостнической системы;
Г) тормозящее воздействие на развитие хозяйства существующей экономической и политической системы.

2. Укажите неверный ответ.

Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай I предпринял следующие шаги:

А) запретил продавать крепостных за долги;
Б) принял указ об «обязанных» крестьянах;
В) разрешил помещикам освобождать крестьян с землей;
Г) разрешил помещикам освобождать крестьян без земли.

К) Проверка.

III. Подведение итогов. Обобщающая беседа

1. Можно ли однозначно определить социально-экономическое развитие России в 20–50-е годы XIX века?
2. Какие позитивные стороны в хозяйственном развитии вы могли бы назвать?
3. Опираясь на материалы учебника и документов, объясните, произошли ли изменения в жизни крестьян?
4. Используя материал научно-популярной статьи «Вишневый сад и Тара», расскажите, чем российский помещик отличался от американского плантатора-рабовладельца?
5. В чем неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20–50-е годы XIX века? В чем вы видите выход из создавшегося кризиса?

IV. Домашнее задание

1. Проработать материал учебника на стр. 63-68, ответить на вопросы.
2. Составить кластер на тему «Помещики-крепостники и плантаторы-рабовладельцы» по материалам научно-популярной статьи «Вишневый сад и Тара»
3. По желанию: прочитать произведения, которые использовались на уроке.