Сейчас школьное образование, как и другие уровни российской образовательной системы, претерпевает изменения в связи с реализацией национального проекта. Одно из направлений ПНП «Образования» повышения уровня воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. В Концепции модернизации образования важнейшей задачей воспитания стоит формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Именно поэтому вопросы школьного воспитания должны всегда быть в центре внимания общества.
Свободное время подростка нередко превращается в «ничегонеделание», что ведёт к созданию того вакуума, который и заполняет молодёжь в первую очередь тем, что не требует духовных усилий, работы над собой, стремлений к самосовершенствованию. В результате чего в подростковой среде наблюдается рост агрессивности, токсикомании, наркомании, преступности, а главное, – бездуховности. Таким образом, возникла потребность в новом подходе к процессу образования и воспитания, где статус воспитания становится более значительным, так как процесс получения образования неотделим от процесса становления Личности.
Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей – индивидуального самоопределения и социального развития.
Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения – основной формы детского движения.
Детское общественное объединение – это, прежде всего, самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности – структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан не достигли 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского общественного объединения – характерная его особенность.
Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к труду и жизни в новых социально-экономических условиях. Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности; развивает адаптивные способности к социальной индивидуальности в процессе занятия социально-значимой деятельностью. Для подростка важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы он имел свободу выбора. Приобретение навыка обоснованного выбора необходимо в данном возрасте.
Поэтому для реализации подростковых устремлений оптимальными формами являются детские общественные объединения, органично входящие в воспитательную систему школы, так как именно школа является наиболее приемлемым местом для их базирования. Основной целью детских объединений является содействие выявлению, становлению и развитию лидерских качеств подростка. Одной из важнейших задач деятельности ДО (детских организаций) является формирование у членов объединения готовности к политической деятельности, культуры демократических отношений.
Сегодня рождение детских объединений – это уже не новость. А вот несколько лет назад трудно было с чего-то начать, от чего-то оттолкнуться. В школах (после пионерской и комсомольской организации) наступил период затишья: каждый классный коллектив жил сам по себе, ничто не объединяло ребят, не было общих интересных дел, не было самоуправления. Жить стало скучно, неинтересно, одиноко.
И вот, в1996 году, у самых активных ребят нашей школы возник вопрос: «Как сделать нашу жизнь интересней? Как объединить ребят и вовлечь их в совместную деятельность?» Началась работа по созданию детской организации.
Первый сбор прошел 10 сентября 1996 года, на котором был разработан и принят Устав, положение, договор с ОУ, структура д/о «Алый парус», символика, формы работы, поставлены цель и задачи объединения (см. Приложение).
В объединение входят следующие центры: «Лидер»; «Изкоры»; «ДЮПС»; «ЮИД»; «Родничок»; «Юнкор»; «Юный патриот», которые координируют инициативные учителя.
Очень важно создать позитивный образ детской организации. Лицо организации – это ее характер, культура, система презентации ценностей, методы деятельности и общения. Оно отражается как в ежедневной деятельности, так и в общем отношении к социальной среде, в котором организация функционирует. Детская организация не должна “вариться в собственном соку”, а активно взаимодействовать с различными социальными группами и государственными учреждениями, которые могут содействовать достижению целей и повышению эффективности деятельности. Схема взаимодействия д/о «Алый парус» в социуме представлена в презентации д/о «Алый парус» (см. Приложение).
Результат деятельности должен отразиться в конкретном ребёнке. Насколько успешно он сумел реализовать свои способности, приобретённые знания и умения, полученные в результате активной общественной деятельности. Д/о «Алый парус» стабильно показывает результаты активности детей, участвуя в районных, окружных, городских и областных конкурсах.
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур – создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат – ребенок как личность, творец, созидатель.