Урок по МХК " Николай Фешин" - русский американец

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Урок посвящен выдающемуся художнику XX века Николаю Фешину. Николай Фешин – художник двух континентов. Он прожил долгую жизнь, которая оказалась разделенной на две половины – русскую и американскую. В России долгое время он был почти неизвестен, в Америке его картины ценились и ценятся очень высоко, и известен он там как “старый“ мастер. Его талант проявился в разных областях: в живописи, рисунке, скульптуре, резке по дереву и керамике, архитектурной работе. То, чего касались его руки, превращалось в произведение искусства.

В России творчество Николая Фешина широкому зрителю знакомо мало: его жизнь связана не со столицами Москвой и Петербургом, а с провинцией – он работал и преподавал в Казанской художественной школе. Он был единственным действительным членом императорской академии художеств, жившим не в столице. В 1923 г. он выехал в Америку, и о его творчестве старались много не говорить. Долгое время в России к творчеству Фешина подходили с односторонней меркой: оценивался только его российский период, американское же творчество называли творчеством салонного портретиста. В последнее время в исследовании творчества Фешина наметились существенные изменения.
Необходимость подготовки и проведения данного урока была вызвана введением предмета «Мировая художественная культура». В нашем распоряжении не было ни программы, ни методической литературы, ни дидактического материала. Старые методы работы, которые мы использовали при изучении вопросов развития культуры на уроках истории, как показал наш первоначальный опыт, явно не годились.

Сложным оказался вопрос отбора материала. В течении 34 часов следовало показать развитие живописи, скульптуры, архитектуры с древнейших времен до середины XXв. у разных народов, в разных странах, этапы развития русского искусства и его вклад в мировую культуру. Мы посчитали необходимым включение материалов о творчестве художников, работавших в Татарстане. При подготовке к занятиям необходимо было тщательно отбирать информацию.
Затем встал другой вопрос: как не только передать знания учащимся, но и эмоционально воздействовать на них? Комплекты репродукций картин, хранившиеся в кабинете истории, не годились, т.к. были выпущены еще в 1970-е гг.

Следующий учебный год был годом внедрения информационных технологий. Мы намеренно отказались от использования электронных пособий, т.к. на наш взгляд, они перегружены, не соответствуют программе и не позволяют строить урок по своему сценарию. Вместе с учащимися мы стали создавать свои мультимедийные презентации по творчеству отдельных художников, ретроспективные презентации: «Интерьер», «Натюрморт», «Война глазами художников», «Я помню чудное мгновение» (женский портрет).
В планах создание презентаций по истории архитектуры, скульптуры. Подобные уроки позволяют решать задачу формирования ценностного отношения к мировому культурному наследию.

Цели урока:

  • знакомство с творчеством художника – модерниста Н.Фешина, особенностями его живописного языка;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • привитие чувства прекрасного путем воздействия на эмоции;
  • интеллектуальное развитие ученика;
  • рациональное использование учебного времени.

Оснащение: полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point, которая дополнена информацией, полученной с помощью образовательных и энциклопедических ресурсов Интернет. Презентация может использоваться как с проектором – демонстрация для большой аудитории, так и отдельными пользователями на ПК. Перемещение по слайдам происходит по щелчку.
Презентация состоит из 16 слайдов, они знакомят нас с творчеством художника Николая Ивановича Фешина, рассказывают о своеобразии творческой манеры художника, основных работ в разных жанрах. Это виртуальное путешествие по залам музея художника, которого в Америке знают, к сожалению, лучше, чем на его родине.

ХОД УРОКА

Слайд № 1. Объявляется тема урока, учитель приглашает на виртуальную экскурсию по залам музея, посвященного творчеству замечательного русского художника, уроженца Татарстана Николая Фешина.

Рисунок 1

Слайд № 2. Николай Иванович Фешин родился в Казани, в семье мастера иконостасной резьбы 8 декабря 1881 г. Перенесенный в детстве менингит ограничил возможности общения с внешним миром, сделав мальчика замкнутым и одиноким. Отдушиной стало рисование. С 9-ти лет Николай ездил с отцом по деревням для выполнения заказов.

Слайд № 3. В год окончания Фешиным публичной школы (1895 г.) открылась художественная школа. Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось. А далее — Петербург, учеба в Академии художеств. В 1902 г. Н.Фешин переходит в мастерскую И.Е.Репина. Уже в студенческие годы выработал экспрессивную живописную манеру, отмеченную тонким колоритом, сочетанием мягких пластических проработок с широким нервным мазком, динамикой и эффектностью композиционных решений. Мастер недолюбливал Фешина за «манерность», но позднее назвал его наиболее талантливым в числе современных художников. Среди однокурсников Н.Фешина были будущие известные советские художники: Борис Греков, Исаак Бродский, земляк Павел Беньков, в 1930-е гг. ставший одним из основоположников живописи в Узбекистане.

Слайд № 4.Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 г., в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом», который был куплен АХ.
В 1909 г. эта работа экспонировалась в Мюнхене на международной выставке и была удостоена золотой медали.

Рисунок 2

Слайд № 5. В 1909 г. была написана конкурсная «Капустница», давшая ему право пенсионерской поездки за границу. В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина — человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры. В жанровых композициях художника привлекает буйство и безудержность бесшабашного, часто пьяного, языческого разгула почвенной России.

Рисунок 3

Слайд № 6. Еще будучи студентом Академии художеств, Николай Фешин возвращается в родную Казань и становится преподавателем художественной школы вплоть до своего отъезда из России в 1923 г. Пройденная Фешиным академическая школа не могла не сказаться на его педагогических взглядах. Как и Репин, Николай Иванович придерживался метода «показательного» обучения: он почти молча поправлял работы своих учеников. Как вспоминал один из его учеников, «вся казанская школа в этот период была, в сущности, «фешинской», все ученики подражали ему». С первых же дней стал непререкаемым авторитетом для всей школы. Среди его учеников были А.Родченко, В.Степанова.
В течение многолетней дружбы с ученицей и художницей Н. Сапожниковой Фешин написал несколько ее портретов, первый из которых появился в 1908 г. Назывался он по-разному: «Портрет Н.М.С. в шали», чаще, особенно на международных выставках, – «Портрет М-lle Сапожниковой». Фешин дебютировал с ним в Америке, где успешно конкурировал с такими мастерами, как Клод Моне, Писарро и Ренуар. Американские газеты писали: «Портрет М-lle Сапожниковой» может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный... представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению... Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик: «... И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа, среди всех других портретов этого салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера...».
В 1916 г. Фешин получил звание академика. Он был единственным действительным членом императорской Академии художеств, жившем не в столице.

Рисунок 4

Слайд № 7. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни Н.Фешина. Один из самых глубоких образов – «Портрет отца» (1918). Художник всегда с глубоким уважением относился к отцу. Иван Фешин изображен сидящим на подлокотнике массивного кресла, на нем – тулуп. Как в парадных портретах камзолы, фраки и регалии обозначали социальный статус модели, так и здесь тулуп необходим для создания образа русского мастерового. Фешин подчеркивает кряжистую крепость человека, вся жизнь которого – труд.

Рисунок 5

Шедевром, где в наиболее полной и совершенной форме воплотился образ детства, является «Портрет Вари Адоратской» (1914). Уже при первых появлениях на выставках его связывали с картиной В.А.Серова «Девочка с персиками». Предмет изображения, выразительные средства, но главное – созвучие настроений, атмосфера равновесия, гармонии и счастья, присущая детству, объединяет их.

Рисунок 6

Слайд № 8. В работах «Портрет архитектора В.С.Богатырева», «За самоваром. Портрет В.С.Ясеневой» предельно интенсифицируются эстетические переживания художника.

Слайд № 9. Мысль об эмиграции у Фешина в 1919г. возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Уже в 1921 г. к нему пришло сознание невозможности дальнейшего творческого и просто жизненного существования в советской России. Он писал своему товарищу по Академии, художнику Исааку Бродскому: «… до революции я еще мог чувствовать себя здесь более или менее сносно, но теперь, когда я потерял всякую связь с внешним миром – становится невмоготу…»

Слайд № 10. Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые три года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс, участвовал во всех выставках русского искусства, устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Первая живописная работа в США – «Негритянка с апельсином». Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, портрет дочери — «Ия с дыней».

Рисунок 7

Слайд № 11. Но главным местом в Америке для художника стал Таос. Открывшийся туберкулез требовал другого климата. Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX в. Они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая международная художественная колония, центр американского модернизма. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина.

Слайд № 12. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли».

Рисунок 8

Слайд № 13. В 1933 г. Александра Николаевна неожиданно попросила развод. Фешин был вынужден покинуть Таос. В конце 1930-х г.г. он много путешествовал. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок. Имел сенсационный успех как светский портретист. Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов.
5 октября 1955г. умирает во сне за месяц да своего 75-летия.

Слайды № 14, 15. Николай Фешин оставил после себя огромное наследие. Однако сказать точно, сколько им было написано, не может никто. Наибольшее число работ находится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан: около 180 работ. Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас – 68 работ. Полотна Фешина также хранятся в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях.

Слайд № 16. Американцы считают Николая Фешина «своим» художником. Но сам он никогда не забывал о своей родине и всегда говорил, что самое сильное и самое долговременное влияние на любого художника оказывает все то, что связано со страной, где родился. Исполняя волю отца, его дочь Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 г. привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.

Использованные источники:

Энциклопедия Кругосвет. Фешин, Николай Иванович. Биография
http://www.krugosvet.ru/articles/93/1009304/1009304a1.htm

Сайт «Старатель». Фешин, Николай Иванович. Биография
http://staratel.com/pictures/ruspaint/652.htm

Сайт «Соотечествинники». Русский дом в Таосе
http://www.rusedina.org/?id=7784

«Московские новости». Если присмотреться – волшебник.
http://www.mn.ru/issue.php?2004-23-44

Вебсайт галерии «Gallart.ru».Биография, репродукции.
http://www.gallart.ru/expozition/memory/195/

Фулбрайт.Вестник . Галина Тулузакова. Таос. Вслед за Николаем Фешиным
http://www.fulbright.ru/russian/newsletter/newslet_5/index.shtml?tuluzakova

Вебсайт «ДИНА». Галина Тулузакова.Фешин как архитектор.
http://desark.ru/show.php3?id=55

Институт «Русское зарубежье». Галина Тулузакова. Николай Фешин и Таос. Новые материалы.
http://www.inrusem.spb.ru/book_0001-4-38.htm

Институт «Русское зарубежье». Галина Тулузакова.Н.Фешин в Америке (1923 –1955).Эволюция творчества.
http://www.inrusem.spb.ru/book_0001-3-91.htm