Перогорские узоры- урок по ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомить детей с Пермогорскими узорами и научить выполнять их.

Задачи:

  • познакомить детей с историей Пермогорской росписи и ее ролью в жизни северных народов. Рассказать об особенностях росписи; изучить элементы росписи и виды композиций; научить детей составлять композицию из элементов росписи;
  • продолжить развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус;
  • воспитывать у детей интерес к народному искусству.

Оборудование: компьютерная презентация (методические разработки по выполнению росписи, элементы росписи, эскизы изделий расписанных данной росписью)
Для учеников: альбом, карандаш, резинка, краски, кисть.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

– Вы знакомитесь с декоративно-прикладным искусством. Что такое ДПИ?

– ДПИ – это декоративный (фр. – украшать), служащий для украшения, картинный, живописный, внешне эффектный. (Приложение, слайды 1, 2)

– Предметы, окружающие человека всегда видоизменялись со временем, постепенно приобретали мастерство – народное ДПИ – это результат творчества многих поколений мастеров.

– На предыдущем уроке вы начали изучение росписи Севера. Одну из них вы уже знаете – это Мезенская роспись. (Приложение, слайд 3)

3. Закрепление

– Давайте сейчас сделаем выставку ваших работ и вспомним происхождение росписи и ее особенности.

Беседа по вопросам: (Приложение, слайды 4, 5)

1. Где зародилась Мезенская роспись?
2. Что расписывали мастера?
3. Назовите характеристики, особенности росписи.
4. Какие цвета использовали мастера?
5. Что изображали мастера?
6. Какие мелкие элементы характерны для Мезенской росписи?

Примерные ответы учащихся:

Мезенская роспись зародилась (в селе Палощелье, Мезенского района Архангельской области в конце XIX в). Она носила бытовую направленность: северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия, украшали избы.

  • Характерные особенности росписи:
    • графичность;
    • фризовость;
    • многоярустность;
    • скупость изобразительных средств;
    • художественное немногословие;
    • цветовая сдержанность.
  • Цвет:
    • красно-коричневый;
    • черный.
  • Изображения:
    • кони;
    • олени;
    • птицы;
    • геометрический орнамент.
  • Мелкие элементы:
    • спиральки;
    • черточки;
    • кружочки;
    • крестики;
    • звездочки и т.д.
  • Семьи мастера:
    • Аксеновы;
    • Новиковы;
    • Шишовы;
    • Федотовы;
    • Кузьмины.

Анализ работ прошлого урока и выставление оценок.

Требования к работе:

  • Композиция;
  • Соблюдение особенностей росписи;
  • Техника росписи;
  • Аккуратность.

4. Объяснение нового материала

Рассказ учителя (Приложение, слайды 6, 7, 8)

История Пермогорской росписи

Пермогорская роспись – это роспись с Северной Двины. А почему же роспись названа именно так? Т.к место, где она зародилась (Архангельская область) – это горы, а на станции Пермогорье горы «первые по высоте». Если подняться на самый верх горы, то все краски северной природы становятся ще ярче. Алый свет зори, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо. Вот откуда взялись яркие узоры росписи.
Расписывались предметы быта, в том числе и прялки. В старину считалось, что жених должен подарить своей невесте расписную прялку. И чем прялка будет красивее расписана, тем сильнее е любит жених.

  • Элементы росписи: (Приложение, слайды 9-15)
    • бордюры-ленточки;
    • округлые листочки и ягодки;
    • древа;
    • трилистники;
    • тюльпановые цветы;
    • петушки;
    • птица Сирин;
  • Композиции:
    • в круге – птица Сирин
    • в квадрате – птица Сирин, петушки;
    • в полосе – сюжетная композиция – сценки из повседневной жизни; птица Сирин, петушки и т.д.
  • Цвет:
    • желтый;
    • красный;
    • зеленый;
    • контур, оживка – черный.

Роспись прялки разбивается на две части. Верхняя большая часть – всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирии в ветвях древа. Птица Сирии заключена в круг и расположена в середине древа. В нижней части прялки помещается сюжетная композиция: катании, чаепитие, посиделки и т.д. обрамление прялки выполняется поясами бордюров. (слайд 17)

5. Педагогический рисунок

На доске выполняются различные элементы росписи: листочки, ягодки, цветы, трилистники и поэтапное выполнение птицы Сирин.

Задание: выполнить упражнение по росписи элементов. (Приложение, слайд 16)

6. Практическая работа – задание: составить композицию верхней части прялки с птицей Сирин, используя элементы росписи. Выполнить рисунок композиции. (Приложение, слайд 18)

7. Анализ работ и выставление оценок

После окончания работы, делаем выставку и анализируем работы детей.

Требования к работе: (Приложение, слайд 19)

  • Композиция;
  • Соблюдение особенностей росписи;
  • Аккуратность.

8. Подведение итогов

– Сегодня вы познакомились с еще одной росписью Севера. Вам понравилось? Какая из двух росписей (Мезенская или Пермогорская) вам понравилась больше? Чем заинтересовала вас эта роспись? Что вы можете рассказать об этой росписи?

9. Рефлексия

– Оцените сами свои работы, свою деятельность на уроке.

10. Домашнее задание: выполнить роспись в цвете, используя только характерные для росписи цвета: желтый, красный, зеленый, черный.