Тема: Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Цели:
- Познакомить учащихся с нарицательными и собственными именами существительными, их правописанием.
- Развивать умение употреблять большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов, рек и деревень.
- Развивать умение различать название животного и его кличку.
- Способствовать развитию речи учащихся, мышления и интереса к предмету.
- Совершенствовать каллиграфию письма.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность и память учащихся.
- Расширять и обогащать словарный запас учеников.
- Создавать благоприятный психологический климат в классе, предупреждать утомляемость детей.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, школьная доска.
ХОД УРОКА
I. Мозговой штурм:
- От кого ушел колобок?
- Что бросают утопающим?
- Двенадцать месяцев – это один…
- Предложение состоит из…
- Как называется предмет, под которым укрываются от дождя?
- Сумма 8 и 6 равна . . .
- Назовите имена детей, которые спрятались в названии цветка ромашка.
II. Минутка чистописания:
Цель: развивать умение определять
закономерность и продолжить ряд букв.
______________________________________________________________________________
мм___________________________________________________________________________
– Определите порядок написания букв в данном
ряду:
_____________________________________________________________________________
мом момм____________________________________________________________________
(Количество строчных м в каждом звене данного ряда увеличивается на одну букву).
III. Объявление темы урока:
– Сегодня на уроке мы узнаем, как пишутся имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, сел, деревень и рек.
– А сейчас, я попрошу вас отгадать загадку: Мягкие лапки, на лапках царапки.(Кот)
кот
– А как звать кота, вы узнаете, составив из букв его кличку.
а м и Т к
– С какой буквы напишем кличку кота?
кот Тимка
– Что вы знаете о котах?
Жил кот у хозяина, который был таким же ласковым и добрым, а звали хозяина:
мальчик Юра
Фамилия у него была Никулин.
Никулин Юра
С детских лет мечтал Юра стать артистом. Окончив школу, он поехал учиться. (Показ фотографий г. Москва)
город Москва
– Фотографии, какого города я вам показываю?
– Что вы можете рассказать об этом городе?
Окончив цирковое училище, стал Юра работать в цирке. Вырос мальчик, выросло и его имя. Уважительно стали называть нашего Юру
Юрий Владимирович
Долгие годы он проработал в цирке клоуном, был его директором.
– А кого мы называем клоуном?
– Чем еще занимался Юрий Владимирович Никулин?
(Снимался в кино)
– Назовите фильмы с его участием?
Цирк находился на улице, которая носи название:
улица Цветной Бульвар
– А теперь давайте прочитаем слова, которые мы
записали.
– Какие слова пишутся с маленькой буквы?
– Какие слова написали с большой, заглавной
буквы?
Вывод: слова: кот, мальчик, река, город – пишем с маленькой буквы.
Клички животных, имена, фамилии, названия сел, городов, рек, улиц, деревень – пишем с большой буквы.
IV. Составление предложений:
Мы живем в городе … .
Наша школа находится по улице ...
У бабушки (Д,д)арьи есть (К,к)оза … .
У Саши была ручная (С,с)орока … .
У нас живет (С,с)обака … .
На лугу пасется (К,к)орова … .
На печи спит (К,к)от ...
Слова для справок: Шарик, Зинка, Воронок, Рыжик, Тамарова, Каркуша, Енисейск.
V. Физминутка:
– Зарядку выполним следующим образом. Если вы услышите слово, которое пишется с большой буквы, встаньте и поднимите руки. Если названное слово не будет именем, то опустите руки. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена, которые будут названы.
Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семенова, Татьяна, тетрадь, Ольга.
– Сколько было названо женских имен? А сколько мужских?
Учебник с. 156, правило.
Упражнение 2.
VI. Групповая работа с текстом:
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя сережка!
– Найдите слова, которые произносятся
одинаково, но пишутся по-разному. (Поля – с
поля, Сережка – сережку)
– Почему в одном случае слова пишутся с большой
буквы, а в другом с маленькой?
– Напишите ответы на вопросы:
1 группа – Откуда возвращалась Поля? (Поля
возвращалась с поля)
2 группа – Что она потеряла? (Поля потеряла
сережку)
3 группа – Кто нашел сережку? (Сережку нашел
мальчик Сережа.)
Вывод: Имена пишем с большой буквы.
VII. Работа по карточкам:
Напиши:
Мое имя __________________________________
Моя фамилия _____________________________
Моя улица ________________________________
VIII. Итог урока:
– Что должны знать о правописании имен,
фамилий, рек, городов и т.д.
– Давайте вспомним, кем был по профессии Ю. В.
Никулин?
– У вас на спинках стульев есть забавные
мордашки клоунов. Нарисуйте каждый своему
клоуну, ту улыбку, какое у вас сейчас настроение.
IX. Домашнее задание: с. 156, упражнение 1.