Урок русского языка в 3-м классе коррекционной школы (VIII вид). Тема: "Большая буква в именах, фамилиях, названиях улиц, городов, рек

Разделы: Начальная школа


Тема: Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Цели:

  • Познакомить учащихся с нарицательными и собственными именами существительными, их правописанием.
  • Развивать умение употреблять большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов, рек и деревень.
  • Развивать умение различать название животного и его кличку.
  • Способствовать развитию речи учащихся, мышления и интереса к предмету.
  • Совершенствовать каллиграфию письма.
  • Развивать мышление, внимание, наблюдательность и память учащихся.
  • Расширять и обогащать словарный запас учеников.
  • Создавать благоприятный психологический климат в классе, предупреждать утомляемость детей.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, школьная доска.

ХОД УРОКА

I. Мозговой штурм:

  1. От кого ушел колобок?
  2. Что бросают утопающим?
  3. Двенадцать месяцев – это один…
  4. Предложение состоит из…
  5. Как называется предмет, под которым укрываются от дождя?
  6. Сумма 8 и 6 равна . . .
  7. Назовите имена детей, которые спрятались в названии цветка ромашка.

II. Минутка чистописания:

Цель: развивать умение определять закономерность и продолжить ряд букв.
______________________________________________________________________________
мм___________________________________________________________________________

– Определите порядок написания букв в данном ряду:
_____________________________________________________________________________
мом  момм____________________________________________________________________

(Количество строчных м в каждом звене данного ряда увеличивается на одну букву).

III. Объявление темы урока:

– Сегодня на уроке мы узнаем, как пишутся имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, сел, деревень и рек.

– А сейчас, я попрошу вас отгадать загадку: Мягкие лапки, на лапках царапки.(Кот)

кот

– А как звать кота, вы узнаете, составив из букв его кличку.

а м и Т к

– С какой буквы напишем кличку кота?

кот Тимка

– Что вы знаете о котах?

Жил кот у хозяина, который был таким же ласковым и добрым, а звали хозяина:

мальчик Юра

Фамилия у него была Никулин.

Никулин Юра

С детских лет мечтал Юра стать артистом. Окончив школу, он поехал учиться. (Показ фотографий г. Москва)

город Москва

(Приложение 5, Приложение 6)

– Фотографии, какого города я вам показываю?
– Что вы можете рассказать об этом городе?

Окончив цирковое училище, стал Юра работать в цирке. Вырос мальчик, выросло и его имя. Уважительно стали называть нашего Юру

Юрий Владимирович

(Приложение 3, Приложение 4)

Долгие годы он проработал в цирке клоуном, был его директором.

– А кого мы называем клоуном?

(Приложение 1, Приложение 2)

– Чем еще занимался Юрий Владимирович Никулин? (Снимался в кино)
– Назовите фильмы с его участием?

Цирк находился на улице, которая носи название:

улица Цветной Бульвар

– А теперь давайте прочитаем слова, которые мы записали.
– Какие слова пишутся с маленькой буквы?
– Какие слова написали с большой, заглавной буквы?

Вывод: слова: кот, мальчик, река, город – пишем с маленькой буквы.

Клички животных, имена, фамилии, названия сел, городов, рек, улиц, деревень – пишем с большой буквы.

IV. Составление предложений:

Мы живем в городе … .
Наша школа находится по улице ...
У бабушки (Д,д)арьи есть (К,к)оза … .
У Саши была ручная (С,с)орока … .
У нас живет (С,с)обака … .
На лугу пасется (К,к)орова … .
На печи спит (К,к)от ...

Слова для справок: Шарик, Зинка, Воронок, Рыжик, Тамарова, Каркуша, Енисейск.

V. Физминутка:

– Зарядку выполним следующим образом. Если вы услышите слово, которое пишется с большой буквы, встаньте и поднимите руки. Если названное слово не будет именем, то опустите руки. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена, которые будут названы.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семенова, Татьяна, тетрадь, Ольга.

– Сколько было названо женских имен? А сколько мужских?

Учебник с. 156, правило.

Упражнение 2.

VI. Групповая работа с текстом:

Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя сережка!

– Найдите слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. (Поля – с поля, Сережка – сережку)
– Почему в одном случае слова пишутся с большой буквы, а в другом с маленькой?
– Напишите ответы на вопросы:

1 группа – Откуда возвращалась Поля? (Поля возвращалась с поля)
2 группа – Что она потеряла? (Поля потеряла сережку)
3 группа – Кто нашел сережку? (Сережку нашел мальчик Сережа.)

Вывод: Имена пишем с большой буквы.

VII. Работа по карточкам:

Напиши:

Мое имя __________________________________
Моя фамилия _____________________________
Моя улица ________________________________

VIII. Итог урока:

– Что должны знать о правописании имен, фамилий, рек, городов и т.д.
– Давайте вспомним, кем был по профессии Ю. В. Никулин?
– У вас на спинках стульев есть забавные мордашки клоунов. Нарисуйте каждый своему клоуну, ту улыбку, какое у вас сейчас настроение.

IX. Домашнее задание: с. 156, упражнение 1.