Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Органы пищеварения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Дать первоначальное представление об органах пищеварения и механизма переваривания пищи.
  2. Развитие речи, мыслительных способностей учащихся: умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Приучать детей к самонаблюдению и выявлению гигиенических правил.

Ход урока

Ι. Орг. момент.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся:

(Вопросы на листочках, затем взаимопроверка)

  1. Состояние мышц во время физических упражнений.
    а) расслабление,
    б) напряжение,
    в) упражнение.
  2. Мышцы прикрепляются к костям:
    а) сухожилиями,
    б) хрящами,
    в) позвонками.
  3. Состояние мышц во время отдыха:
    а) расслабление,
    б) напряжение,
    в) упражнение.
  4. Составная часть скелета:
    а) стопа,
    б) кость,
    в) череп.
  5. Когда мы делаем зарядку (они) напрягаются и им требуется больше кислорода:
    а) кости,
    б) осанка,
    в) мышцы.
  6. Как можно укреплять мышцы?
    (Ответы детей).

ΙΙΙ. Подготовка к новому материалу.

Значение пищи.

  • Что такое пища? (То, что едят, чем питаются).
  • Без пищи человек не может жить. Если человек не поест, что он чувствует? (Голод).
  • А при длительном голодании? (Слабость, а при длительном – наступает смерть).
  • Сколько раз в день должен есть школьник? (4–5 раз).
  • Какое правило мы должны всегда помнить?
    (Прежде, чем за стол мне сесть,
    Я подумаю, что съесть
    ).

  • Это какое время? Что мы должны в это время есть? (Ответы детей).

 

  • А это какое время? Что в это время мы должны есть? (Это завтрак в школе. В это время мы все вместе кушаем в школе. Повара в школе для нас всегда готовят разнообразную, полезную и вкусную пищу).

ΙV. Объяснение нового материала.

  • Если бы тебе дома мама дала кусочек сырого мяса, горсть риса и сырую картошку, тебе понравился бы такой завтрак? (Ответы детей).
  • Чтобы ты попросил приготовить:
    – из мяса?
    – из риса?
    – из картофеля?
    (Ответы детей).

Точно так же и клеткам нашего организма нужна обработанная пища. Она должна быть жидкой и легко усваиваться в крови, потому что только кровь может донести её до каждой клетки.

Как же превращаются в жидкие растворы хлеб и мясо, каша и картофель, компот и конфеты?

Этим занимаются органы пищеварения. Это тема нашего урока.

Из каких слов образовано слово пищеварение? (От слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варит).

Чем же интересно занимаются органы пищеварения?

Внутри нашего тела скрывается удивительная кухня. Её можно сравнить с очень длинным извилистым коридором. У взрослого человека он тянется целых 8 метров. Но он так ловко уложен, что помещается в небольшом пространстве. Наша внутренняя кухня состоит из нескольких отделений. Всё, что бы ты не съел, проходит через все её отделения по очереди, пока не превратится в прозрачные растворы, которые легко впитает и быстро разнесёт по клеткам кровь. И вот сегодня мы отправимся в путешествие с бутербродом.

.

Бутерброд – слово немецкого происхождения.

Бутермасло.

Брод – хлеб.

А с чем ещё бывают бутерброды? (Ответы детей).

Первое отделение – расположено во рту. Что к нему относится? (Ответы детей).

Для чего нужны зубы?

Для чего нужен язык?

Показать кусочек лимона.

Что появилось во рту?

Для чего нужна слюна?

Существует 3 пары слюнных желез. Одна находится на уровне ушей, одна под языком, одна под нижней челюстью. Когда корова пережевывает пищу, её слюнные железы выделяют около 50 литров слюны. Если она ест сухое сено, то бывает 190 литров слюны. Ведь недаром говорят: «Запахло так вкусно, что слюнки потекли». Для каждой пищи железы выделяют именно такую слюну, которая нужна для переработки этой пищи. Что могло произойти с нашим бутербродом? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, что произошло с нашим бутербродом во рту. Нам с вами поможет в этом наша волшебная лупа. (Наш бутерброд превратился в маленькие комочки).

Второе отделение – пищевод. (Дети на себе находят все органы).

Здесь бутерброд быстро проходит в следующее отделение.

Третье отделение – желудок. Это главное отделение твоей внутренней кухни. В его стенках находится особые железки. Они выделяют кислую жидкость – желудочный сок. Этот сок обладает способностью растворять большую часть веществ, из которых состоит пища. Трудится желудок старательно, но медленно. Чтобы обработать попавшую в него пищу, ему нужно сколько времени? (Ответы детей).

Заглянем в желудок. Что же произошло с бутербродом? (Просмотр через лупу).

Однако, желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в бутерброде. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник. Почему надо хорошо пережевывать пищу? (Ответы детей).

Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

А та часть бутерброда, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки. Здесь за неё принялись полезные кишечные бактерии, постоянно живущие в толстой кишке. Они переработали в прозрачные растворы последние остатки нашего бутерброда. Вы когда делаете яблочный сок, наверное, заметили, что остаются отходы. Так после переваривания бутерброда остались отходы, которые через кишечник удаляются наружу.

V. Работа по учебнику.

– Найдите в тексте, о чём я вам еще не рассказала.

VΙ. Домашнее задание. Еще много материала есть в других книгах. Прочитайте об этом и на следующем уроке нам расскажете.

VΙΙ. Отгадывание кроссворда.

 

 

 

 

1

з

у

б

ы

 

2

ж

е

л

у

д

о

к

 

 

 

 

 

3

с

о

к

 

 

 

 

 

 

 

4

р

о

т

 

 

 

 

 

 

5

о

р

г

а

н

6

п

и

щ

е

в

о

д

 

 

7

ж

е

л

ч

ь

 

 

 

 

8

 

к

и

ш

е

ч

н

и

к

  1. Чем пережевывается пища?
  2. Орган пищеварения, следующий за пищеводом.
  3. Что выделяет желудок?
  4. Где начинается обработка пищи?
  5. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение?
  6. Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи.
  7. Что выделяет печень?
  8. Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком.

Какое слово получилось по вертикали? Здоровье.

Как нужно заботиться о своём здоровье?

VΙΙ. Инсценирование по Я. Трахтману «Как надо есть?».

Что полезного вы взяли для себя?

VΙΙΙ. Итог урока.

Как надо беречь органы пищеварения. Какие гигиенические правила вы знаете?