Цели:
- раскрыть перед детьми ворота в Мир прав и обязанностей;
- создание эмоционального настроя, атмосферы группового доверия, сплочённости детей.
Задачи:
- научить детей вести беседу, высказываться самим и слушать других.
- уточнить и закрепить права и обязанности учащихся.
- формировать понимание единства и целостности классной семьи.
- воспитывать такие нравственные ценности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие, заботливость, доброжелательность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог. Здравствуйте, уважаемые гости! Встречаем наших участников – учащихся 1г класса.
Под музыку входят дети.
Дети.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок хватит ли едва!
Мы вам скажем непременно:
Это класс наш – 1Г!
Класс наш в школе самый шумный,
Что кружится голова!
Мы вам скажем честно-честно:
Это класс наш – 1Г!
Класс наш в школе всех активней,
И при деле он всегда!
Мы вам скажем, без сомнений:
Это класс наш – 1Г !
А какой веселый самый?
Улыбка не сойдет с лица!
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш – 1Г!
Класс наш в школе самый лучший,
Потому что мы семья.
Мы вам скажем дружно, дружно:
Это класс наш – 1Г!
Педагог. Да, 1г – большой коллектив. Ребята, что такое коллектив? (Ответы детей). Семья – это тоже коллектив. Значит, наш 1Г – наша классная семья. Тема нашей встречи «Я, ты, он, она – наша классная семья». У каждого из нас есть права и обязанности.
– Вы знаете свои права и обязанности? Самая главная обязанность ученика – это…
Дети. Это учеба.
Педагог. Чтобы хорошо учиться, от вас требуется?
Дети.Быть терпеливым, старательным, усидчивым – ведь не все дается легко, но терпенье и труд все перетрут.
Педагог. Первое задание: «Терпенье и труд все перетрут». Составь из букв слова. Буквы можно повторять. Можно использовать не все буквы.
Дети из букв составляют слова. Раздается стук: «Кар-кар» – 2р.
Каркуша. Меня уже все ждут? Ого! Здесь полный класс ребят! Привет, мои друзья! А как я встрече с вами рада, и передать нельзя! (Показывает на педагога) Вот у неё я разузнала, что игры здесь у вас. Вот я скорей и прилетела.
Педагог. Да, сегодня собрались поиграть не просто дети, а ученики, которые знают свои права, обязанности и дружат с Букварем.
Каркуша. Кар-кар… Кого? Выходит, что…. Постойте, я торопилась зря? Вы здесь не играть и танцевать сегодня собрались, а книжки станете читать?
Педагог. Каркуша, оставайся с нами. Я думаю, тебе будет очень интересно с нашими ребятами. Я обещаю тебе, что мы будем и читать, и играть, и танцевать. «Делу время, а потехе – час». Таким образом, чтобы любое начатое вами дело приносило радость, существуют правила, которые необходимо соблюдать.
Дети рассказывают: Придерживаться режима, доводить начатое дело до конца, следуя пословице «Семь раз отмерь – один отрежь», тогда и будешь отдыхать с удовольствием.
Каркуша. А как это – отдыхать с удовольствием?
Педагог. Ребята, расскажите Каркуше, что такое отдых и каким он бывает.
Дети: Существует активный отдых
– это катание на коньках, на лыжах, санках с горы,
игра в снежки, посещение бассейна, посещение
кружков или генеральная уборка класса.
Пассивный отдых – смотреть
телевизор, смотреть на рыбок в аквариуме и
мечтать, читать, вышивать, рисовать.
Каркуша.. Ой, как интересно! Я тоже как-то видела, как ребята отдыхали на перемене. Вот. Послушайте.
– Перемена! Перемена!
Целый класс залез на стену,
Мокрые волосы,
Встрепанный вид:
Капелька пота по шее бежит.
Может быть, Саша, Настя, Лена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них, на несчастных пахали?
Или их в пасть крокодила пихали?
– Нет! В перемену они отдыхали.
Педагог. Наши ребята предпочитают на перемене в игры играть.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Каркуша. Ребята, как быть, если вы вдруг заболели рассеянностью и потеряли что-то нужное и важное?
Ответы детей. Нужно вернуться на то место, где потерял и вспомнить все. Следует помнить: важно быть собранным, внимательным всегда, хранить свои вещи в одном месте. «Каждой вещи свое место».
Игра «Каждой вещи свое место»
Педагог. В каждом из вас есть частичка доброты. Мы часто говорим: «Наши добрые дела». Кого можно назвать добрым?
Дети. Того, кто любит людей, помогает, когда кто-то заболел или попал в беду.
Педагог. Любовь чуткого человека, его помощь согревают, как нежное солнышко.
Дети.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Педагог. Я предлагаю вам, ребята, послушать басню Л. Толстого «Два товарища».
– О чем эта басня? (О дружбе).
– Что значит быть плохим другом?
– Как бы вы поступили?
– Давай те вспомним пословицы о доброте, дружбе:
Дети.
– Себялюб никому не люб.
– Худо тому, кто добра не делает никому.
– Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Каркуша. Я знаю «Советы настоящего друга». Хотите, прочитаю?
«Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
Ты ничуть не огорчен –
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Педагог. Ребята, вам понравились советы настоящего друга? Почему? (Ответы детей) Как бы вы поступили? Каркуша, послушай песенку «Настоящий друг».
Дети поют песню «Настоящий друг».
Педагог. Ребята, а у вас есть друг в классе. (Ответы детей) А вы любите слушать со своими друзьями сказки? Давайте поиграем в игру «В тридевятом царстве».
Педагог. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию? (Болтливость)
Вывод: Нужно быть скромнее, с незнакомыми не разговаривать.
– Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта? (Жадность.)
Вывод: Надо быть добрее, отзывчивее, внимательнее, быть благородным.
– Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)
Вывод: За себя нужно бороться, быть умнее, сообразительнее, хитрее.
– Из-за чего Буратино остался без золотых монет? (Из-за глупости)
Вывод: Поспешишь – людей насмешишь. Какой можно сделать вывод?
Дети. Чтобы не произошло беды, надо предвидеть неприятности заранее и ответственно относиться к происходящему.
Каркуша. А что такое ответственность? (Ответы детей) Ответственность – это умение отвечать за свои действия и поступки.
Каркуша. Я поняла: жить надо умеючи, жить надо играючи. Словом, братцы, надо жить припеваючи. Что страшнее всего на свете одиночество. Ребята, какие вы счастливые, у вас такая дружная классная семья и название есть у вашей семьи – 1Г. Ребята, я вам хочу подарить вот это солнышко, правда, оно у меня не очень получилось.
– Представьте, вашу, классную семью 1Г в виде солнца, у которого много лучей, несущих доброту, заботу, внимание всем. Давайте сделаем нашему солнышку лучи, которые нам помогут в жизни, будем любить друг друга, заботиться, помогать, не бросать в беде. Никто не одолеет нас, если знаешь права и обязанности, никто не сломает, если держаться вместе. А мне уже пора. До свидания, ребята!
Каркуша уходит, дети все прощаются с ней, а ребята затем приступают к выполнению задания Каркуши.
Творческая работа детей: вырезают из цветной бумаги ладошки приклеивают к солнышку)
Итог: видеофильм «Ты, он, она – вместе классная семья».