Открытый урок по русскому языку по теме "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с наречием как частью речи,
  • формировать умение ставить вопросы к наречиям, употреблять наречия,
  • углублять представления об антонимах,
  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • таблица букв и слогов
  • таблица «Гимнастика для глаз»
  • опорные таблицы по теме «Наречие»
  • музыка для релаксации «Коралловый риф»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

– Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой «Б»
– Продолжите закономерность: Б б Б               б       б Б б                б б
– Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.
– Спишите, подчеркните орфограммы

III. Работа по теме урока

1. Наблюдение над ролью наречия

    Вдоль опушки растут пышные елочки.
    Скоро они украсят любимый детский праздник.

– Разберите по членам предложения и частям речи
– У какого слова не могли определить часть речи?
– Эта часть речи называется наречием, с сегодня на уроке мы подробно поговорим о нем.
– С каким словом связано? Выпишите словосочетание. (Бежал (как?) весело)
– Какую работу оно выполняет? (Поясняет глагол)

2. Гимнастика для глаз по таблице

3. Наречия

Стр. 108, упр. 175.

– Что вы заметили? (Наречия не изменяются)
– Как подчеркиваются наречия? (Пунктиром с точкой)

4. Работа над правилом. Стр. 110

– Что такое наречие?
– Какие части речи поясняют?
– На какие вопросы отвечают?

IV. Физминутка

На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
приглашал нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
убегаем мы от всех.

V. Закрепление изученного

1. Беседа о наречии.

В отличие от имен сущ. и глаголов, наречие не изменяется. У него нет таких грамматических значений, с помощью которых оно присоединяется к другим словам. Слово «наречие» очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне назвали эту часть речи «приглаголием».

2. Подберите наречия противоположного значения.

Вперед, рано, высоко, быстро, далеко, часто, направо, впереди, вблизи, потом, вверх, внизу.

3. Творческая работа (Упр. 179.)

– Прочитайте свои предложения.
– Назовите наречия. Подчеркните их.

4. Игра «Чей ряд лучше»

– Подберите к каждому глаголу соответствующее наречие.

  • Ряд – как?
  • Ряд – когда?
  • Ряд – где?

Прыгал, играл, пел, шел, писал.

VI. Домашнее задание: упр. 180.

VII. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Что такое наречие?