Цели:
- создать условия для формирования знаний о правильном питании;
- показать учащимся, в чём заключается польза и вред жевательной резинки на здоровье;
- способствовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
- углублять знания детей о рациональном питании, вреде переедания;
- учить выбирать продукты полезные для питания, поддерживать режим дня.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
– Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте, загадку и подумайте о ком идёт речь? (Презентация. Слайд 2)
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек)
– Подумайте и назовите, в чём отличие человека от животного?
(Выводы и предположения детей)
Учитель: Если мы обратимся к словарю
С.И.Ожегова то, найдём следующее толкование слова
– «человек». (Презентация.
Слайд 3)
ЧЕЛОВЕК – это живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью создавать орудия и
пользоваться ими в процессе труда.
– Человек, появившийся на свет, ещё не умеет ни
ходить, ни говорить, и даже видит всё вверх
ногами.
– Что умеет делать новорождённый человек?
– Что необходимо для жизни этому маленькому
человеку?
Дети: Человек умеет дышать, питаться, издавать звуки.
Учитель: Питание – один из важнейших
процессов в жизни любого организма.
– Ребята, как вы считаете, правильно ли это
утверждение.
– Какой должна быть пища человека?
Дети: Пища должна быть питательной, полезной. Содержать в себе витамины, жиры, углеводы, белки.
Учитель: Тема нашего внеклассного занятия так и звучит: (Презентация. Слайд 4) «Здоровое питание».
– Объясните, как вы понимаете тему внеклассного занятия. О чём пойдёт речь дальше? (Высказывания детей)
Учитель: Вас, ребята, называют школьниками. Вы находитесь в школе от 4-8 часов. Поэтому очень важно, чтобы питание школьника было полноценным и правильным. Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психологическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому, ещё с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом вашего здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так и качественное, отрицательно влияет на здоровье. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребёнка. «Пища» должна употребляться в одно, и тоже время.
– Как вы думаете, для чего, человек должен соблюдать режим приёма пищи?
(Дети высказывают своё мнение).
Учитель: Орган пищеварения – желудок. В желудке пища взбалтывается и смешивается с желудочным соком. Желудочный сок участвует в переработке пищи. Пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.
Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте: – 7-11 лет – от 2250 до 2550 калорий в сутки.
– Какая же пища нужна учащемуся?
Задание: Возьмите лист «Моё питание» (Приложение 1), запишите своё Ф.И. и под цифрой 1, заполните строчки:
– «Какие у тебя самые любимые блюда?»
– «Пища, которую я не люблю».
Учитель: Отложите листок в сторону, мы ещё к нему вернёмся. Прочитайте, хором на экране девиз нашего занятия.
ДЕВИЗ: «Каждый – кузнец собственного здоровья». (Презентация. Слайд 5)
– Объясните, значение этих строк.
– Все продукты, которыми питается человек,
полезны для здоровья?
– Что получает человек от правильного, здорового
питания?
– К чему приводит неправильное питание?
Дети: Неправильное питание приводит к болезням. (Презентация. Слайд 6)
Игра «Полезно или нет?»
Учитель: Поиграем в игру. Если вы считаете, что продукты полезны – хлопаем в ладошки, не согласны – объясните почему?
(Выходит мальчик, жуёт жевательную резинку, надувает пузыри).
Мальчик: Я хочу вам сказать, что жвачка
просто класс!
Ученица: Ребята, а мне бабушка
рассказала сказку о девочке, которая очень
любила жевательную резинку.
Мальчик (перебивает): Какая она
вкусная, какие большие пузыри можно надуть, как
долго её можно жевать.
Ученица: Нет. Какая беда случилась с
этой девочкой.
Учитель: Ребята, что могло случиться?
(Дети высказывают своё мнение).
И вот сейчас, ученики расскажут вам о том, в чём польза и вред жевательной резинки.
Ученик 1:
Мы жуём жевачку дружно.
А всегда ли это нужно?
Польза будет или вред?
Кто же даст нам всем ответ?
Ученик 2:
Если щётки нет зубной,
Можно жвачку взять с собой.
И тогда скорей – скорей,
Зубы будут, побелей.
Ученик 3:
Пять минут после еды,
Пожуём жевачку мы.
Нам дыханье освежит,
Зубной кариес победит!
Ученик 4:
Вот рекламу посмотри –
Надувают пузыри,
Зелёные и синие,
С виду-то красивые.
«Хуба-Буба» называется,
Руки от неё не отмываются.
Ученик 5:
Если в волосы попала,
«Караул!» – кричи тогда.
Отстригать придётся пряди!
То-то будет красота!
Ученик 6:
От жвачки вред большой:
Разрушает зубы.
А бывает даже так:
Облезают губы!
Ученик 7:
Жевать – не жевать
Решайте сами!
Мы рассказали,
А выбор за вами!
Учитель: Я надеюсь, из этих слов вы сделаете для себя правильный вывод.
– Какой вывод сделал для себя …? (Опрос 4-5
учеников).
– Можно ли отнести жевательную резинку к
здоровому питанию?
– Что происходим в желудке, когда мы жуём?
– Попадает ли пища в желудок от жевательной
резинки?
– К чему это может привести?
(Вывод делают дети, сравнить со слайдом 8)
(Презентация. Слайд 7)
Если жвачку долго жуёшь,
Язву в желудке сразу найдёшь.
– Так, что за беда могла произойти с девочкой, которая любила жевательную резинку?
Дети: Девочка могла заработать для себя заболевание – язву желудка.
Учитель: Человек не обращает внимание,
что болезнь его подстерегает на каждом шагу. И
всё зависит от него самого. Еда всухомятку, на
бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо
влияет на твой желудок. Может развиваться ещё
одно заболевание желудка – гастрит. Порой он
возникает у школьников, которые пропускают
завтрак, обед, перекусывая в школе, лишь
бутербродами.
Приём пищи урывками, во время посторонних
занятий – отвлекают желудок от правильной
работы. Питаться лучше в одно и то же время,
несколько раз в сутки. При этом желудок будет
работать чётко, как по графику.
(Презентация. Слайд 8)
– Вспомните известную поговорку: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу». Эта поговорка верна для взрослых. Как вы считаете, почему?
Дети: Детям положено есть 4 раза в день, ужин должен быть обильнее завтрака и составлять 1/4 часть дневного рациона.
Учитель: В чём содержится очень много полезных веществ для детского организма? Овощи очень вкусны и содержат все нужные для здоровья вещества. Вот однажды овощи спор завели. Кто из них вкусней? Кто из них важней? Давайте попробуем разобраться.
Перец:
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Горох:
Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свёкла:
Дай сказать, хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты, уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные,
Пироги капустные!
Редиска:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко – низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец:
Очень будите довольны,
Съев огурчик молосольный.
А уж свежий огуречик,
Всем понравиться, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук:
Я – приправа в каждом блюде,
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я простой зелёный лук!
Картошка:
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна,
И большим, и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра –
Так полезна, так вкусна.
Учитель:
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.
(Раздаётся стук в дверь)
Овощи: Кто-то кажется, стучит…
(Входит мальчик в костюме доктора Айболита).
Все овощи: Это, доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?
Репа:
Кто из нас, из овощей,
Всех важней, и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Учитель: Выслушав, спор овощей, можем
сказать, что каждый овощ важен и полезен
по-своему.
– В чём, ребята, польза овощей и фруктов?
Дети: В овощах и фруктах содержатся витамины необходимые для роста организма.
Учитель: Это интересно! Слово
«витамин» придумал американский учёный Казимир
Функ. Он открыл, что вещество («амин»),
содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно
необходимо людям. Соединив латинское слово vita
(«жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
Детям 6-7 лет необходимо съедать в день 500-600 г
овощей и фруктов.
– Давайте, послушаем, где же живут витамины.
(Выходят дети в костюмах «витаминок»).
Витаминки (все вместе):
Каша – это хорошо,
а с витамином – лучше.
Как поесть и что поесть,
Вас сейчас поучим.
Мы, сестрички-витаминки – А, В, С и Е, и Д,
Очень многие продукты есть советуем тебе.
(Дети «Витаминки» читают стихотворения. На фоне чтецов идёт смена слайдов. Девочки рассказывают, в каких продуктах находится витамин А, В,С, Д, Е).
(Презентация. Слайды 9-11)
Витамины А, В, С (хором):
Витамины А, В, С – так мы называемся.
Быть здоровыми всем вам, мы помочь стараемся.
Витамин А: Витамин А – содержится в яйцах, жирной рыбе, в свежих зелёных овощах. Он улучшает зрение и делает кожу здоровой.
Витамин В: Витамин В – содержится в рыбе, печени, белом хлебе. Этот витамин способствует сохранению энергии в нашем организме. Нормализует работу сердца, мышц, нервных клеток.
Витамин С: Витамин С – содержится в фруктах, картофеле, в свежих зелёных овощах. Он необходим всем клеткам человеческого организма, помогает быстро восстановить силы после болезни.
(Презентация. Слайды 12-14)
Витамины Е, Д (хором):
Витамины Е и Д, мы советуем тебе,
Чтоб и рос ты, и жил, не о чём бы ни тужил.
Витамин Д: Витамин Д – можно встретить в молоке, рыбе, яйцах, масле. Это витамин роста, он также необходим для образования костной ткани.
Витамин Е: Витамин Е находится в белом хлебе, рисе, растительном масле, зелёных овощах. Этот витамин помогает переносить кислород из лёгких в ткани и органы, укрепляет клетки организма.
Витамины В, А (хором):
Ешьте печень и желток, и морковь, и рыбу,
Чтоб вы вырасти могли, видеть всё могли бы.
Витамины В, С (хором):
Чёрная смородина, и шиповник, и лимон –
Всё полно С витамина,
Как полезен нам всем он!
Витамин В:
Витамины группы В мы советуем тебе,
Они в гречневой крупе, чёрном хлебе обитают,
Укрепляют аппетит, памяти нам добавляют.
Витамины В, Д (хором):
Ну, а я всегда в бобах, рыбьем жире, молоке,
В масле, сыре, рыбе, чтоб вы съесть могли бы.
Учитель: Ребята, так нужны нашему организму Витамины? Будем с ними дружить?
(Дети становятся с Витаминами в круг и поют песню «Дружба»).
Учитель: С самого рождения маленький
гражданин питается молоком. Материнское,
коровье, козье молоко – замечательный, вкусный и
полезный напиток, настоящий эликсир роста. Этот
напиток придумала сама природа. В нём есть все
полезные и питательные вещества, необходимые
детскому организму, чтобы быстрее расти и
правильно развиваться. Это белки, жиры, молочный
сахар, витамины, ферменты, минеральные вещества
– и всё содержится в молоке. (Презентация.
Слайд 15)
– Вам всем с детства известны строки песни:
«Пейте дети молоко, будете здоровы».
– А какие не менее полезные продукты можно
получить из молока?
Дети: Из молока можно получить творог, кефир, варенец, сыр, ряженка, сметана, масло. Все эти продукты полезны для нашего питания.
Учитель: Мы говорим о здоровом питании. И вот доктор Айболит решил проверить, как вы будете выбирать для себя продукты, которые укрепляют ваше здоровье.
Игра «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»
(На прилавке лежат продукты – карточки. Дети подходят к прилавку и выбирают полезные продукты, кладут их в корзину. Когда все продукты выбраны, доктор Айболит проверяет в корзине правильность полезных продуктов).
Айболит: Молодцы, правильно выбрали продукты. А, скажите, какое питание можно считать здоровым? (Презентация. Слайд 16-17)
Учитель: Мы познакомимся с «Золотыми правилами питания»: вы должны выбрать верное правило, поставить рядом «V» и объяснить его. (Работа на листке «Моё питание» – Приложение 1.)
- Главное – не переедайте.
- Ешьте в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- Перед сном старайся есть чипсы, кириешки, запивая Пепси Колой.
- Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
- Очень полезно принимать пищу на ходу или у компьютера, телевизора.
- Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
(Проверяется выбранный вариант с доказательством).
– Какие правила, мы будем считать ЗОЛОТЫМИ? (Презентация. Слайды 18-19)
– Дома вы на листке составите «Своё меню». Необходимо пользоваться «Золотыми правилами питания». (Презентация. Слайд 20)
Учитель: Знаете ли вы, что каждый
человек съедает в год около 500 кг пищи. Это
примерно половина веса легкового автомобиля. (Презентация. Слайд 21)
– Пусть пища, которую вы употребляете, приносит
пользу вашему здоровью. Здоровье даётся человеку
один раз и на всю жизнь. Берегите его с самого
детства!
– Наше внеклассное занятие подошло к концу.
Отметьте в своём листочке – результат «V», какое
у вас осталось настроение от нашего занятия.