Цели урока:познакомить с манерой росписи павлопасадских мастеров. Научить правильно пользоваться полученными знаниями, отработать умение применять орнаменты при оформлении работы: строить ритмичный рисунок, находить верное цветовое сочетание, создавать композицию в едином стиле.
Оборудование:
- экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку;
- выставка платков и шалей;
- набор узоров, завитушек, полосок для моделирования у доски;
- гуашевые краски, кисточки, тряпочки, баночки для воды;
ХОД УРОКА
I.
Учитель: Доброе утро, дети! Какие вы сегодня нарядные! А русская пословица говорит, что по одёжке встречают, а по уму провожают. Одёжка, одежда….. Интересно, сколько лет существует это слово? Скорее всего, с тех самых пор, как человек разумный стал создавать свой собственный мир вещей и предметов. За тысячи лет, одежда, шитая из звериных шкур, преобразилась до неузнаваемости. Но, как и раньше она выполняет две функции. Назовите самое важное и прямое назначение одежды?
Дети: Защищает человека от неблагоприятных погодных условий (жары, холода, ветра, дождя и т.д.)
Учитель: Причём для каждой части человеческого организма придумана соответствующая защита. Продолжите смысловой ряд:
голова – шляпа, кепка …
туловище-платье, пальто ...
стопы ног – ботинки, сапоги ...
кисти рук – варежки, ….
Учитель: Что можно определить по одежде человека?
Дети:
- Профессию (врач, пожарный, судья…)
- национальность (сарафан, сари, кимано…)
- возраст (шортики, халат…)
- пол (платье, брюки…)
- социальное положение (дешёвая, дорогая одежда)
- характер (вычурная, строгая, неряшливая, аккуратная и т.д. …)
Учитель: Сделайте вывод, какую вторую функцию выполняет одежда?
Дети: Является выражением собственного «Я», характера , стиля поведения, вкуса и т.д.
II.
Учитель: Отгадайте загадку. У меня в
коробочке лежит «предмет одежды – кусок ткани,
обычно квадратный или вязаное изделие такой
формы». (Словарь C. Ожегова).
Ещё одна подсказка: «Лоскут равносторонний,
шёлковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими
повязывают голову, мужчины шею, а женщины
накидывают на плечи, носят в руках или кармане».
(Словарь В. Даля).
Дети: Платок.
Учитель: Платок, платочек, платьишка, платчишка и платища, платица – все это названия одного и того же головного убора. Большие, маленькие, шерстяные и шёлковые, простые и нарядные – русский платок издавна связан с представлением о женском национальном наряде.
Ученик:Историческая справка: обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову кусочком ткани – платком, платом. Его носила она поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник (шёлковая шапочка замужних русских женщин), а затем и прямо на волосы.
Учитель: Приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею для знакомства с произведениями великих русских художников.
Демонстрируют репродукции картин А.Г.Венецианова: Приложение, слайды 1-6)
Учитель: Что можно сказать о девушках, которых изобразил художник? Обоснуете свой ответ.
Дети: Героини картин одеты в русские сарафаны, рубахи, на голове платки без рисунков и вышивок, в руках кувшин с молоком, серп или букет васильков. Можно сделать вывод, что А.Г. Венецианов на своих картинах изобразил русских девушек-крестьянок. В такой одежде удобно работать.
Учитель: Действительно всю свою творческую жизнь с особой любовью и нежностью А.Г Венецианов рисовал крестьян. Вы сделали правильные выводы. Наша экскурсия продолжается.
(Демонстрируются репродукции картин Б.М.Кустодиева: Приложение, слайды 7-10)
Учитель: А что вы скажете об этих красавицах? Похожи ли они на предыдущих героинь, чем отличаются?
Дети: Сразу видно, что эти женщины из других социальных слов – боярыни, купчихи. На них платья из дорогих атласных материалов, на плечах или в руках мы видим очень красивые платки, которые являются нарядным дополнением и предметом гордости хозяек. В этой одежде хорошо ходить на гулянья, праздники.
Учитель: Б.М.Кустодиев очень яркий художник, все его картины излучают свет, заставляют радоваться жизни, поют гимн женской красоте.
Учитель: Ребята, вы смогли сделать правильные выводы , т.е. «встретили по одежке», нашли главные отличия, одним из которых является платок: или простой домотканый, или нарядный дорогой, который могла себе позволить не каждая женщина.
Ученик: Историческая справка: до появления фабрик крестьяне ткали платки, дома на простых самодельных станках. Украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили. В XVIII веке в большом ходу был продолговатый платок из шёлка, который мог стоить от семи до сорока пяти рублей. В конце XVIII веке в России была создана текстильная промышленность. Трёхгорная мануфактура в Москве выпускала до сорока видов платков. Их выделки освоили фабрики Подмосковья особенно славились платки, которые делались в селе Охна на Клязме и в прилегающих к нему деревнях, слившихся в одно поселение, в 1844 году названное Павловским Посадом. Добро пожаловать в Павловский посад.
(Демонстрируются слайды 11-19, Приложение)
Учитель: Внимательно рассмотрите посадские платки, обратите внимание на растительные узоры, выбор цвета, кайму, композиционное решение, всё то, что является изюминкой павлопасадских мастеров.
III.
Учитель: Всю четверть вы как художники
работали в доме: украшали игрушки, расписывали
обои и посуду. Сегодня вам предстоит поработать
над созданием и декорацией женского головного
убора – платка.
Но сначала попробуем , опираясь на полученные
знания, смоделировать платки , составить
оригинальную композицию из ряда цветов, полосок,
завитков и т.д.
(Ученик на доске моделирует платок, дети обсуждают правильность выбора цветовой гаммы, ритмичность рисунка)
Учитель: А сейчас, каждый из вас подумает над композицией рисунка, сочетанием цвета и самостоятельно распишет бумажный «платок».
(Самостоятельная работа детей)
IV.
По окончании росписи организуется выставка работ. Дети выделяют наиболее удачные рисунки, разбирают недочёты и ошибки, дают советы по их исправлению.
Учитель: Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный привычный нам всем платок. К нам в гости сегодня заглянул стилист, он продемонстрирует вам, как следует завязывать платок, чтобы подчеркнуть свою привлекательность и неповторимость.
(Работа «стилиста и моделей»)
Учитель: Сегодня мы много внимания уделяли одежде, «встречали по одёжке», но провожать я вам всё же советую по уму, проверено веками!!!