Основание: развитие ума, чувств, воли.
Цели:
- выделение существенных особенностей жизни в средневековой Европе;
- поиск причин, вызывающих эпидемии;
- построение собственной мысли о понятии “эпидемия”;
- формирование умения добывать недостающие знания.
Форма организации: учебный диалог
Оборудование: слайды, пазлы, учебник, словарь, ТПО.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка проблемы
Работа в группах.
– Вскройте конверты, соберите из частей предмет.
– Что у вас получилось?
– Фиксация на доске:
щит,
меч,
копьё,
шлем,
кольчуга,
латы,
топорик.
– Кому принадлежат эти доспехи?
– В какой период времени жили рыцари?
– Вспомните, что вы знаете о жизни сеньоров-рыцарей?
3. Выход на проблему
– Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили это время?
– Действительно, тема урока связана со средневековой Европой.
На доске запись: “Чёрная смерть”
– Как вы думаете, что такое “Черная смерть”? (Наша задача по ходу урока, выяснить что же это такое.)
– Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени-Парижа, узнаем, какими были города Средневековья. (Просмотр слайда с изображением Парижа)
– Что вы можете сказать о жизни людей в этом городе.
– К чему ведёт опасное соседство с грызунами?
– Как называются эти болезни?
Работа в группах.
– Определите причины, вызывавшие болезни.
(Идёт обсуждение вариантов ответов.)
Учитель фиксирует на доске:
……….
……….
……….
……….
……….
– А теперь предлагаю вам прочитать текст со стр. 51– 52 (со 2 до 4 абзаца)
– Теперь добавьте те причины, которые вы не указали.
Фиксация на доске:
……….
……….
Одна из причин инфекционных болезней – бактерии, вирусы. Трудно было найти место на земле, где не было бы этих мельчайших существ. Их находили в струях гейзеров, в сверх солёных озёрах, в вечной мерзлоте, где они пробыли 2-3 млн. лет.
– Кто был разносчиком болезни? (Просмотр слайда с изображением крыс.)
– Как грызуны распространяли болезни, нам расскажет Снежана. (Слайд с брожением блохи).
– Рассказ Снежаны: Люди заражаются чумой чаще всего при укусах блох. Происходит это следующим образом. В пищеварительный тракт блох, живущих на больных грызунах, при кровососании попадают возбудители.
При их размножении в просвете пищеварительного тракта насекомого образуются скопления, блокирующие просвет преджелудочка - чумной блок. (Показ на слайде, см. Приложение.) Поскольку блохи могут переходить на хозяев разных видов, то они осуществляют межвидовую передачу инфекции.
– Почему болезнь быстро передавалась?
– Как вы думаете, люди пытались бороться с инфекцией? (Обсудите в парах). Идёт сравнение версий.
– Какой вред она приносила людям?
– А каким, словом можно назвать такое страшное бедствие?
Работа в группах: Обсудите, что такое “эпидемия”. (Во время обсуждения ученик получает толковый словарь и ищет научное толкование слова “эпидемия”).
Идёт озвучивание предположений групп учащихся. Сравнение с культурным аналогом.
– Совпало ли ваше представление с толкованием словаря?
– Запишите определение в словарик (ТПО стр.43)
– Перечислите инфекционные заболевания, которые называли “эпидемией”?
В 6 веке погибли 100 млн. человек. Византия почти полностью обезлюдела.
– А, вы знаете, когда чума была занесена на Русь?
– А как?
В 1347 году, когда 12 кораблей вернулись из Италии, был обнаружен первый случай заболеваний чумой. В Смоленске тогда остались в живых 5 человек. В 16 веке в Италии был издан указ, запрещавший кораблям 40 суток подходить к берегу.
– Как вы думаете, почему? Обсудите в парах. (Далее сравниваются высказывания)
Кто не слушался, был сурово наказан.
– Как?
Современные правила предписывают 2 раза в год производить дезинфекцию судов.
– Как вы думаете, для чего?
– Неужели и сейчас есть эпидемии?
– Какие?
– Чем они вызваны? Обсудите в парах.
Работа в группах.
– Подумайте, какие рекомендации вы можете предложить людям, чтобы избежать заражений. (Зачитываются варианты.)
4. Рефлексия
– Какие факты и события из жизни людей в средневековой Европе вас потрясли?
– Что интересного, нового узнали?
– О чём бы ещё хотели узнать?
5. Домашнее задание
Найдите интересные сведения о современных эпидемиях.
Литература
“Окружающий мир” (поурочные планы) по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Автор Е.М. Елизарова.