Урок по окружающему миру в 4-м классе "Черная смерть"

Разделы: Начальная школа


Основание: развитие ума, чувств, воли.

Цели:

  • выделение существенных особенностей жизни в средневековой Европе;
  • поиск причин, вызывающих эпидемии;
  • построение собственной мысли о понятии “эпидемия”;
  • формирование умения добывать недостающие знания.

Форма организации: учебный диалог

Оборудование: слайды, пазлы, учебник, словарь, ТПО.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

Работа в группах.

– Вскройте конверты, соберите из частей предмет.

– Что у вас получилось?

– Фиксация на доске:

щит,
меч,
копьё,
шлем,
кольчуга,
латы,
топорик.

– Кому принадлежат эти доспехи?

– В какой период времени жили рыцари?

– Вспомните, что вы знаете о жизни сеньоров-рыцарей?

3. Выход на проблему

– Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили это время?

– Действительно, тема урока связана со средневековой Европой.

На доске запись: “Чёрная смерть”

– Как вы думаете, что такое “Черная смерть”? (Наша задача по ходу урока, выяснить что же это такое.)

– Сейчас мы побываем на улицах крупного города того времени-Парижа, узнаем, какими были города Средневековья. (Просмотр слайда с изображением Парижа)

– Что вы можете сказать о жизни людей в этом городе.

– К чему ведёт опасное соседство с грызунами?

– Как называются эти болезни?

Работа в группах.

– Определите причины, вызывавшие болезни.

(Идёт обсуждение вариантов ответов.)

Учитель фиксирует на доске:

……….

……….

……….

……….

……….

– А теперь предлагаю вам прочитать текст со стр. 51– 52 (со 2 до 4 абзаца)

– Теперь добавьте те причины, которые вы не указали.

Фиксация на доске:

……….

……….

Одна из причин инфекционных болезней – бактерии, вирусы. Трудно было найти место на земле, где не было бы этих мельчайших существ. Их находили в струях гейзеров, в сверх солёных озёрах, в вечной мерзлоте, где они пробыли 2-3 млн. лет.

– Кто был разносчиком болезни? (Просмотр слайда с изображением крыс.)

– Как грызуны распространяли болезни, нам расскажет Снежана. (Слайд с брожением блохи).

– Рассказ Снежаны: Люди заражаются чумой чаще всего при укусах блох. Происходит это следующим образом. В пищеварительный тракт блох, живущих на больных грызунах, при кровососании попадают возбудители.

При их размножении в просвете пищеварительного тракта насекомого образуются скопления, блокирующие просвет преджелудочка - чумной блок. (Показ на слайде, см. Приложение.) Поскольку блохи могут переходить на хозяев разных видов, то они осуществляют межвидовую передачу инфекции.

– Почему болезнь быстро передавалась?

– Как вы думаете, люди пытались бороться с инфекцией? (Обсудите в парах). Идёт сравнение версий.

– Какой вред она приносила людям?

– А каким, словом можно назвать такое страшное бедствие?

Работа в группах: Обсудите, что такое “эпидемия”. (Во время обсуждения ученик получает толковый словарь и ищет научное толкование слова “эпидемия”).

Идёт озвучивание предположений групп учащихся. Сравнение с культурным аналогом.

– Совпало ли ваше представление с толкованием словаря?

– Запишите определение в словарик (ТПО стр.43)

– Перечислите инфекционные заболевания, которые называли “эпидемией”?

В 6 веке погибли 100 млн. человек. Византия почти полностью обезлюдела.

– А, вы знаете, когда чума была занесена на Русь?

– А как?

В 1347 году, когда 12 кораблей вернулись из Италии, был обнаружен первый случай заболеваний чумой. В Смоленске тогда остались в живых 5 человек. В 16 веке в Италии был издан указ, запрещавший кораблям 40 суток подходить к берегу.

– Как вы думаете, почему? Обсудите в парах. (Далее сравниваются высказывания)

Кто не слушался, был сурово наказан.

– Как?

Современные правила предписывают 2 раза в год производить дезинфекцию судов.

– Как вы думаете, для чего?

– Неужели и сейчас есть эпидемии?

– Какие?

– Чем они вызваны? Обсудите в парах.

Работа в группах.

– Подумайте, какие рекомендации вы можете предложить людям, чтобы избежать заражений. (Зачитываются варианты.)

4. Рефлексия

– Какие факты и события из жизни людей в средневековой Европе вас потрясли?

– Что интересного, нового узнали?

– О чём бы ещё хотели узнать?

5. Домашнее задание

Найдите интересные сведения о современных эпидемиях.

Литература

“Окружающий мир” (поурочные планы) по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Автор Е.М. Елизарова.