Цели:
Познавательные:
- познакомить учащихся с буквой х и со звуками, которые она обозначает,
- учить различать эти звуки в словах, читать и записывать буквосочетания, слова со строчной буквой х, предложения со словами с буквой .
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики рук, способствовать развитию фонематического слуха, развитию монологической речи, навыков плавного, выразительного чтения, наблюдательности,
- развивать умение оценивать свою работу.
Воспитывающие:
- способствовать привитию культуры общения и активной жизненной позиции.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) На доске, ребята, уже знакомые вам буквы.
Давайте прочитаем сначала буквы, написанные красным цветом, а потом - синим цветом, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.
о г б р у а ч м е о н т и е е
- А нужен ли нам этот урок?
- Но ведь мы уже знаем многие буквы, а кое-кто уже умеет читать и писать слова.
- Наверно вы уже стали грамотными? (нет, мы изучили не все буквы)
- Хорошо, тогда проходите на свои места, посмотрите: всё ли вы приготовили к этому уроку?
2) Совместное целеполагание
- К нам в гости снова пришёл Звуковичок.
(на доске схема человечка без буквы в середине, в белых ботиночках)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, если у нас такой гость? (изучать новые звуки и букву, учиться читать с этой буквой и писать слова с ней)
- Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать с ней и писать новые слова.
II. Формирование новых знаний. Выделение звуков [х ], [х,]
Речевая разминка: (с использованием дыхательной гимнастики)
Глубокий вдох - выдох (повторить 3 раза)
Упражнение "Задуй свечу" (1 свечу, 2 свечи, 3 свечи)
Упражнение "33 Егорки" (на выдох считать Егорок) (2 раза)
Упражнение "Доскажи словечки":
Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)
- Вспомните, как вы смеялись?
- Какой первый звук вы произносили? ([х ], [х, ])
- Какие это звуки?
- Давайте охарактеризуем эти звуки. Поможем Звуковичку выбрать одежду.
- Подберите слова, в которых есть твёрдый звук [х ]. (хомяк, хвост, хрен, холст, мухоловка, хобот:)
- Теперь подберите слова с мягким звуком [х, ]. (хищник, стихи, мухи, хитрость, хек:)
2) Знакомство с буквой.
Ну - ка сделаем зарядку.
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем,
Три - ещё разок свернули,
На четыре - развернули.
Буква спрятана внутри
Кто догадлив?
Назови!
- Это буква Х
- А кто мне скажет на что она похожа? (ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу:)
На доске появляется наглядность с буквой Х.
- Расскажите что вы видите на иллюстрации.
Чтение буквосочетаний с буквой Х.
На доске напечатаны слоги:
ХА, ХО, ХЕ, ХИ, АХ, ОХ, УХ, ИХ, ЕХ
ПОМОГИТЕ бедному хомячку спастись от сокола и добежать до его норки.
Прочитайте слоги.
- А теперь прочитайте те слоги ГРОМКО, где звук [х ] - твёрдый
- ТИХО, где звук [х, ] - мягкий.
- Почему вы решили, что эти звуки мягкие?
Физминутка
Наш хомка благополучно добежал до своего домика.
Расскажем о хомке то, что мы уже знаем. Встали все:
"Хомка, хомка, хомячок:" Работа по учебнику с.126
Одежду нашему Звуковичку мы уже выбрали, а теперь оденьте его.
Читаем в полголоса три столбика слов.
Обозначьте красной точкой все гласные.
Разделите на слоги слова 2 и 3 столбиков.
Проверим. Читаете слова по слогам.
- Прочитайте слово, которое означает предмет одежды. (халат)
- Прочитайте слово, которое означает название рыбы. (хек)
- Прочитайте слово, которое означает аппетитный суп. (уха)
- Найдите и прочитайте слово, которое означает науку о веществах. (химия)
- Назовите количество букв в этом слове. (5)
На доске слово ХИМИЯ
- А теперь обозначьте все звуки этого слова.
У доски работает ученик.
- Сколько в слове звуков? (6)
- Почему в этом слове количество звуков больше, чем букв? (буква я обозначает 2 звука, т.к. стоит после гласного)
- А когда ещё эта буква обозначает 2 звука? (когда стоит вначале слова)
- А когда она обозначает 1 звук? (когда стоит после согласного)
- Прочитайте слова, где буква Х обозначает мягкий звук. (хек, стихи)
- Почему буква произносится мягко? (т.к. стоит после неё е, и)
III. Работа в "Прописи" стр. 17
Письмо строчной буквы х.
1) Сравнение печатной и письменной х.
- Чем отличаются буквы?
2) Сравните букву Х с буквой С
- Из каких элементов состоит буква Х? (из двух полуовалов)
- На какую букву похожи элементы буквы х? (с)
- Какой из полуовалов похож на букву с? (правый)
3) Объяснение учителя как пишется буква Х.
- Сначала пишется левый полуовал.
Затем правый.
Буква пишется с отрывом пера ручки.
4) Прогностическая оценка письма
- На полоске бумаги отметьте крестиком свой прогноз о том, научитесь ли вы писать букву или нет.
5) Письмо буквы в рамке и на первой сточке.
- Напишите два раза, сравните с образцом.
Следите, чтобы между полуовалами на было промежутка.
-Допишите самостоятельно до конца строки.
- Превратите самую лучшую букву в солнышко.
IV. Работа по "Азбуке" стр. 126
1) Знакомство с междометиями.
- Рассмотрите картинки на кубиках.
Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке?
(восторг, восхищение)
- Прочитайте предложение под кубиком, именно с интонацией восхищения и восторга.
- А какие чувства переживает другой мальчик? (недовольство, усталость)
- Прочитайте предложение, передавая голосом усталость.
- А кто из вас испытывал чувство холода, как третий мальчик?
- Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.
На доске записаны слова:
Ах, ох, ух
- Прочитайте слова.
Вывод: эти слова особые - они выражают разные чувства человека
V. Работа в "Прописи"
1) Запись буквосочетаний.
- Прочитайте буквосочетания.
- Какие из них мы можем отнести к словам? (ах, ух, ох)
- Почему вы так решили? (слова выражают чувства)
- Посмотрите как соединяется буква х с другими буквами?
- Записать аккуратно буквосочетания.
2) Запись слов с письменного образца.
- Прочитайте слова.
Поставьте ударение в словах, подчеркните опасное место.
- В каких словах 1 строки вы нашли опасное место? (хлеб, хобот)
- Запишите слова первой строчки.
- В какой строчке буква Х использует нижнее соединение с последующей буквой? (хлеб)
- В каком слове 2 строки вы нашли опасное место? (Хорошие)
- Как можно назвать опасное место? (безударная гласная, после ш пиши И)
- Запишите слова 2 строки.
VI. Физминутка для глаз.
Ах как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно. (посмотреть влево)
Ах, как небо высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (очертить глазами дугу) влево и вправо
Вверх по радуге пойдём,
Вправо, влево повернём, (движение вправо, влево)
А потом покатим вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить, открыть и поморгать)
VII. Работа по "Азбуке" стр. 126 - 127.
1) Работа над текстом "Ох и Ах".
- Прочитайте заголовок.
- Что вы узнали об этих маленьких словах? (они выражают чувства человека)
- А почему они написаны с большой буквы? (возможно имена людей)
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, о чём мы будем читать?
- Как вы думаете, одинаково ли они относятся к одному и тому же событию? (нет)
- Почему вы так решили? (по тому как они стоят)
2) Чтение текста
В полголоса самостоятельно.
Чтение вслух по предложению
3) Ответы на вопросы ко всему тексту.
- Что можно сказать про двух братьев? Какие они?
- Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?
- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?
- С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему?
4) Выразительное чтение.
VIII. Работа в прописи.
Какое слово чаще всего произносит Ах? (ХОРОШО)
- Найдите это слово в рамке.
- Назовите безударные гласные.
- Что нужно сделать, если гласная опасная.? (проверить)
- Каким словом проверим?
- А какую гласную запомним?
- Запишите слово.
IX. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому мы встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш"
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
X. Работа в "Прописи"
2) Запись предложений
- Прочитайте предложения
- Какие одинаковые слова встретились в предложениях? (храм)
- Как вы думаете одинаковое ли значение у слова храм?
(в 1 предл.- используется переносное значение слова храм - это место служения науке,
во 2 предл. - храм - церковь - т.е. само здание где служат Богу).
- Запишите любое предложение, обозначьте гласные буквы красной точкой.
XI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- На полоске бумаги отметьте крестиком место - научились ли вы писать букву Х, получилась ли она у вас?
На кружочке нарисуйте личико. Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой.