Цель:
- Размышляя над содержанием произведения, суметь выразить своё отношение к нему, выявить мотивы поведения главного героя.
- Продолжить работу над развитием сознательного, беглого, выразительного чтения.
- Воспитывать умение выслушивать мнение своих товарищей. Развивать наблюдательность.
Оборудование: тексты предложений для зрительного диктанта, карточки с вопросами – заданиями “маленьких человечков”, рисунки детей, макет парохода.
Ход урока
I. “Пятиминутка”
(Цикл упражнений на развитие дыхания, силы голоса, интонации, памяти:)
– проговаривание скороговорки “Водовоз вёз воду из водопровода”;
– чтение в парах;
– скороговорочное чтение;
– выразительное чтение;
– зрительный диктант №7.
II. Актуализация знаний
– За кого переживали, когда читали дома рассказ? Почему?
Высказывание детей.
– Прочитайте пословицы, написанные на доске.
- Ложь человека не красит.
- И много желал, да ничего не поймал.
- Не всё сбывается, что желается.
- Любопытством не проживёшь.
– Что общего в этих пословицах?
Обсуждение в группах. Высказывания детей. Общее мнение: любопытство + желание узнать = любознательность.
– А хорошо или плохо быть любознательным?
Игра “Хорошо – плохо”. Надо суметь высказаться, что хорошего и плохого в любознательности, найти способы избавиться от плохого.
Физкультминутка
III. Первичное применение знаний
Учитель открывает доску, на ней следы маленьких человечков.
– Сюрприз! Оказывается, у нас в гостях побывали маленькие человечки. Они оставили свои следы – конверты с вопросами. Ответы на вопросы надо найти в тексте и прочесть.
Вопросы для первой группы:
- Что поразило мальчика в доме у бабушки..?
- С каким чувством он ожидал неожиданностей, происходящих на пароходе?
Вопросы для второй группы:
- Как прошла первая ночь?
- Из чего видно, что маленькие человечки очень хитрые?
Вопросы для третьей группы:
- Когда Боря решился взять пароход и посмотреть?
- Что испытывал мальчик, разбирая пароходик? С каким чувством вы прочтёте этот отрывок?
Обсуждение с детьми правильность ответов.
IV. Вторичное применение знаний
Составление плана краткого пересказа с опорой на рисунки детей.
Работа в группах. По окончанию обсуждения заслушать планы пересказов, оценить работу детей.
Физминутка “Смени место”
V. Рефлексия
– Ребята, а что было бы, если бы Боря нашёл в пароходике маленьких человечков? Давайте придумаем новое окончание истории.
Работа в парах. Заслушать рассказы нескольких пар. Оценить работу детей на уроке.
VI. Домашнее задание
- Придумать новое продолжение рассказа.
- Подготовить краткий пересказ рассказа.