Пояснительная записка
НТП – это результат использования фундаментальных физических исследований в различных областях нашей жизни. Главное в нашей жизни – решение глобальных экологических проблем: загрязнение атмосферы, почвы; использование новых безопасных материалов; развитие энергетики и создание альтернативных источников энергии; энергосберегающие производства; безотходные технологии и т. п. Возрастающая потребность в обеспечении сверхкомфортных условий жизни усиливает воздействие на окружающую среду, что порождает глобальные ( демографические, сырьевые, энергетические и др.) проблемы.
Цель данного курса: изучение закономерностей отношения человека с окружающей средой.
Основные задачи курса:
- Приобщение учащихся к физике через осознание практической значимости изучаемого материала;
- Развитие умения проводить физические эксперименты;
- Приобретение навыков самостоятельной работы с большим объемом информации;
- Развитие умения увидеть проблему и наметить пути её решения.
Данный курс будет полезен учащимся для совершения однозначного выбора профиля обучения в старших классах, так как предназначен тем учащимся, которые ориентированы на предметную деятельность в области “Естествознание”
Курс способствует развитию физического мышления, формированию умений
действовать в различных ситуациях.
Интегрированный характер содержания курса предполагает различные виды
и формы деятельности учащихся, поиск способов решения проблемы в результате диалога, самостоятельного добывания знаний из различных источников информации (научная литература, СМИ), выполнение практических работ, выполнение творческих заданий (составление кроссвордов, выпуск стенгазеты), работа с таблицами, их анализ и обобщение. Доля самостоятельности на занятиях должна составлять не менее 70% рабочего времени.
Ожидаемый результат: В результате изучения курса учащиеся имеют возможность научиться осуществлять перенос знаний из одной области знаний в другие, развивают свое физическое мышление, самостоятельно планируют и выполняют физический эксперимент; учащимся прививается умение обращаться с информацией, решение практических задач прикладного характера.
Итогом работы учащихся будут письменные отчеты о выполнении практических работ, устные сообщения учащихся, выпуск газет, выполнение различных творческих заданий.
Подведением общих итогов занятий всей группы станет физический вечер “Физика и экология”, где будут проведены конкурсы творческих проектов, продемонстрированы достижения учащихся.
Программа курса
1. Введение. Физика и экология
Роль физики в оценке влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и решение экологических проблем. Значение новых источников энергии и новых материалов.
2. Биосфера
Атмосфера. Состав атмосферы. Физические параметры атмосферы. Значение солнечного и космического излучения для жизни на Земле. Зависимость прозрачности атмосферы от её состава. Роль диффузии. Диапазон изменения температуры и его и влияние на живые организмы. Значение влажности воздуха. Физическая природа парникового эффекта и “озоновых дыр”.
Магнитное поле Земли. Солнечная активность и ионизация атмосферного воздуха. Влияние магнитного поля Земли на биологические объекты. Биологическое действие легких и тяжелых ионов. Приспособление организмов к магнитному полю Земли. Загрязнение атмосферы. Основные загрязняющие вещества. Влияние загрязнения на прозрачность воздуха. ”Озоновые дыры” и фреоны. “Механизмы” усиления и ослабления парникового эффекта. Загрязненность и конденсация пара. Кислотные дожди. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ. Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполётах и запусках ИСЗ.
Загрязнение воды. Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной плёнки на жизнь в водоёме. Использование законов физики при совершенствовании работы очистных сооружений. Флотация. Электрические методы очистки воды.
Физическое загрязнение окружающей среды. Влияние вибрации на состояние тел. Шумовое и инфразвуковое загрязнение окружающей среды. Звуковой резонанс и биоритмы. Экологическое влияние электро-магнитного излучения. ЛЭП, системы связи. Радиоактивное излучение. Круговорот радиоактивных элементов в природе и его влияние на живые организмы Естественный радиоационный фон и его изменение в результате антропогенного вмешательства. Загрязнение окружающей среды при использовании ядерной энергетики. Экологические последствия взрывов атомных бомб.
3. Энергетика
Тепловой баланс Земли, его влияние на климат. Фотохимические реакции в атмосфере и фотосинтез. Роль зелёных растений в экосистемах. Энергия рек, ветра, морских течений, приливов и отливов. Геотермальная энергия. Экологические проблемы передачи тепла и энергии на расстояние. “ Тепловой мусор”. Экологическое значение повышения К. П. Д. тепловых машин. Экологическая характеристика и перспективность ядерной энергетики.
4. Экология города и жилища
Экологические проблемы урбанизации, влияние на окружающую среду разных видов транспорта. Экологические проблемы, связанные с работой ДВС, ТЭС, ТЭЦ, систем отопления. “Плюсы и минусы” электротранспорта. Экологическое использование поваренной соли и других антигололёдных веществ. Энергосбережение. Роль теплоизоляции. Нагревательные и обогревательные приборы. КПД ламп накаливания. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях.
5. Экология сельского хозяйства
Требования к современной агротехнике, переуплотнение почв тяжёлой техникой. Оросительные и осушительные системы. Агротехнические приёмы уменьшения испарения влаги с поверхности почвы. Физическая природа засоления почвы и возможности его устранения.
6. Экология человека
Действие электрического поля на организм человека. Влияние статического электричества и теплового действия электрического тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния организма. Влияние на здоровье громкого звучания аудиомузыкальной техники. Человек- как теплокровный организм, его термодинамические характеристики. Биологическое действие ультра- и рентген- излучения. Особенности действия радиации на живые организмы и защита от неё. Бытовая радиация.
Учебно-тематический план
№ | Тема |
Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Введение. Физика и экология. | 1 | беседа |
2 | Биосфера. | 6 | |
Атмосфера | Беседа, практическая работа №1. | ||
Магнитное поле Земли. | Беседа, работа с таблицей. | ||
Загрязнение атмосферы | Практическая работа №2 | ||
Загрязнение воды. | Беседа, работа с таблицей, практическая работа №3,отгадывание кроссворда. | ||
Физическое загрязнение окружающей среды. | Урок-игра “Озоновый экран нашей планеты”.Экскурсия. Выпуск стенгазеты. | ||
3 | Энергетика. | 4 | Беседа, работа по таблице, экскурсия. Урок “Транспорт и экология”. |
4 | Экология города и жилища. | 2 | Беседа, работа по таблице, экскурсия, выпуск стенгазеты. |
5 | Экология сельского хозяйства | 1 | Беседа, практическая работа №4. |
6 | Экология человека | 2 | Беседа, работа по таблице, выпуск бюллетеня |
7 | Итоговое занятие. | 1 | Физический вечер “Физика и экология”. |
Практическая часть курса
Практическая работа 1. Измерение температуры воздуха в помещении.
Поставьте два термометра в классе: один на подоконник, другой в углу на пол.
Сравните их показания и сделайте выводы.
Практическая работа 2. Определить загрязнённость окружающего воздуха.
Вариант 1 (с помощью пылесоса)
Тщательно очистите пылесборник, на его дно положите влажную фильтровальную бумагу, после чего включите пылесос. Через 30-35 мин. Выключите его, выньте фильтровальную бумагу, высушите и сравните её (по цвету) с листом чистой бумаги.
Вариант 2
Чистый кусочек ваты смочите водой и протрите им оконное стекло со стороны улицы. Ватка станет грязной. Выдавите капельку воды вместе с грязью на чистый листок фильтровальной бумаги. Затем точно в середину полученного грязного пятна вводите по каплям чистую воду. (Впитается одна капля, капните другую и т.д.) Вскоре по листу бумаги начнёт расплываться красочная “хромограмма”: чем больше примесей, тем она ярче при увеличении диаметра пятна.
Вариант 3
На нижние ветви деревьев вдоль дороги развесьте влажные листочки фильтровальной бумаги. Через 5-6 ч. Снимите их, просушите, а затем исследуйте, помещая в пламя свечи и наблюдая за цветом пламени, попытайтесь выяснить, какие химические элементы преобладают и дают изменение свечения пламени.
Вариант 4
Определите количество пыли, выпавшей около вашего дома.
Приготовьте две одинаковые картонные коробки. Положите в них лист
чистой бумаги гак, чтобы он полностью покрывал дно, и поставьте на 5 сут. с двух сторон дома – рядом с дорогой и во дворе. После этого соберите пыль и сравните ее количество.
Практическая работа 3. Исследование свойств почвы.
Возьмите высокую консервную банку и отрежьте дно вместе с кантом. После этого погрузите банку острым краем в рыхлую почву на газоне, предварительно сняв траву.
В эту банку налейте стакан или полтора воды и заметьте скорость ее просачивания в почву. Повторите тоже самое на плотной почве тропинки.
Сравните скорости просачивания и сделайте выводы о плотности почвы и ее свойствах.
Возьмите образцы почвы в первом и во втором случаях, вдавив банку на определенную глубину. Замерьте размеры образцов и определите объем.
Взвесьте их, вычислите плотность и сравните полученные результаты.
Практическая работа 4. Оцените загрязненность снега в данной местности.
В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест (у дороги, в парке, в поле), и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопроводного крана или колодца. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего и почему.
Профильтруйте каждую пробу воды через фильтровальную бумагу, после чего высушите её, не стряхивая с поверхности бумаги осадки.
После высыхания бумаги, рассмотрите внимательно находящиеся на ней частицы.
Сравните осадки от талой воды на листках фильтровальной бумаги. Какова природа осадка? О чём свидетельствует его наличие?
Контроль знаний
Тест по теме: Введение. Организмы и среды их обитания.
1. Экология – наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на окружающую среду
б) влияние загрязнений на здоровье человека
в) влияние деятельности человека на окружающую среду
г) взаимоотношения организмов с окружающей средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)
3. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете, называется:
а) техносферой
б) антропосферой
в) ноосферой
г) социосферой
3. Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:
а) экосистемой
б) биотопом
в) биоценозом
г) биосферой
4. Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность современных пресмыкающихся
а) абиотические
б) биотические
в) антропогенные
г) абиотические и биотические
5. Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора.
а) абиотического
б) биотического
в) антропогенного
г) вообще не экологического
6. Толерантность – это способность организмов:
а) выдерживать изменение условий жизни
б) приспосабливаться к новым условиям жизни в)образовывать локальные формы
г) приспосабливаться к строго определённым условиям
Ответ: 1 – г; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – в; 6 – а.
Выберите правильные суждения
- Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы.
- Толерантность особи остаётся неизменной в течение всей жизни.
- Любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на организмы.
Ответ: Правильные суждения: 1 и 3
Литература
- Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Изд. Просвещение. 1996.
- Ланина И.Я. Не уроком единым...Изд. Просвещение 1991.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике Изд. Просвещение
- Гальперштейн Л. Занимательная физика. Изд. РОСМЭН 1998.
- Элыпанский И.И. Законы физики служат людям. Изд. Просвещения.
- Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. Изд. Просвещение 1985.
- Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в сельской школе.
- Физика в школе. Научно-методический журнал №3/1998, №3/2004, №4/2001, №2, №4/2003, №2/1999.
- Вронский В.А. Прикладная экология. Изд. Феникс, 1996.