Воспитательная программа "Ступени успешной учебы"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Пояснительная записка

“Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны” – сказано в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года

Именно поэтому все большее значение приобретает ориентация на развитие умений самостоятельной работы обучающихся, на умение учиться самому. Умения учить себя самого помогут в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.

На ранних этапах обучения успехам ребенка способствуют мотивы обучения, обучаемость и способность принимать учебную задачу, логическое и образное мышление, вербальная механическая память, произвольность регуляции деятельности, графический и другие навыки. На более старших этапах повышается престиж знаний, грамотность в широком смысле слова, общая культура подростков, совершенствуются навыки учебной работы, развивается личность ученика, формируется системность и глубина знаний, критическое мышление.

Успех ученика, конечно же, зависит от того объема предметных знаний, которым этот ученик владеет. Но только одни знания – факты, даты, теории не могут обеспечить настоящий успех в учении.

Существуют факторы, которые влияют на успешность в учебе:

  • Организация деятельности. Характеристиками успешной учебной деятельности можно назвать такие, как умение правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии цели, собранность, настойчивость в достижении этой цели, чувство ответственности за выполняемую работу и стремление сделать ее хорошо, уверенность в себе и в правильности выполненной работы, адекватная самооценка (Приложение 3, Приложение 7).
  • Способность к самостоятельной организации и управлению ею. Кроме того, залогом успешной учебы является овладение умениями и навыками самостоятельной работы. Под самостоятельной работой понимается умение без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослого самостоятельно работать в учебном заведении (уроки, лекции, практические занятия), дома, в библиотеке, умение организовать отдельные формы работы и всю учебную деятельность в целом.
  • Умения планировать время трудно переоценить. Соблюдение режима дня является важной для школьников и их родителей в любом школьном возрасте. Ребенок, соблюдающий тот или иной режим дня, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется.
  • Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности (Приложение 1, Приложение 5 ).

Основные задачи при организации деятельности:

  • научить четко ставить цель деятельности и добиваться ее выполнения;
  • организовать деятельность по развитию самостоятельности, контроля и саморегуляции у обучающихся (Приложение 2);
  • создать доброжелательную обстановку, способствующую развитию обучающегося;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии, вовлекать их в научно-исследовательскую работу;
  • формировать умение добиваться поставленных целей;
  • формировать культуру умственного труда;

Организация домашней работы.

Одним из путей совершенствования процесса обучения является организация домашних заданий, выполнение которых требует четкой организации труда. Её целью является не только расширение и углубление знаний, умений, полученных в процессе уроков, но и развитие индивидуальных склонностей, способностей обучающихся в разных предметных областях, а главное познавательных интересов и положительных мотивов к какой-то конкретной дисциплине или предмету (Приложение 4, Приложение 6).

К.Д. Ушинский определял домашнюю работу как одну из форм самостоятельной работы, придавая при этом большое значение умению ученика самостоятельно учиться.

Домашняя учебная работа является важной и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Она активизирует мыслительную деятельность, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности (Приложение 8).

Основные задачи при организации домашней работы:

  • обосновать востребовательность полученных знаний на уроке в жизненной практике;
  • показать значимость домашнего задания в учебной деятельности и самообразовании школьника;
  • показать обучающимся роль домашнего задания как путь повышения эффективности учебных занятий.

Работа с различными источниками информации.

За время обучения в школе обучающиеся должны овладеть умениями и навыками в работе с учебником (уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; делать анализ содержания рисунков; составлять словарь по теме; самостоятельно изучать отдельную тему учебника; составлять план по тексту учебника; уметь составлять задачи, используя текст учебника; писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике).

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у обучающихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем.

В современных условиях большой популярностью пользуются “школьные медиатеки”, подразумевающие не только применение новых информационных технологий поиска, передачи и организации информации, но и обучение навыкам их использования. Коллекции медиатек обычно включают материалы в аудиовизуальных форматах, базы данных и энциклопедии на CD, и DVD-ROMах, образовательные программы на видеодисках и т.д. Основные задачи при организации работы с различными источниками информации:

  • привить навык бережного отношения к книгам;
  • формировать умения добывать необходимую информацию из различных справочников, словарей, пособий, периодических изданий;
  • научить использовать возможности библиотеки и медиатеки в организации учебной и досуговой деятельности;
  • научить пользоваться сетью Интернет для получения необходимой информации.

Успех на уроке. Одна из важных задач школы сегодня – одновременно с обучением ученика сформировать его личность как гражданина страны – так, чтобы, выйдя из ее стен, он мог объяснить происходящие вокруг него события, стремился к здоровому образу жизни, старался применить свои знания с пользой для себя и общества. В связи с этим необходимо создать на уроках такую атмосферу, при которой ребенок чувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания, ощущают себя участниками (а не сторонними наблюдателями) происходящего. Чтобы этого достичь, необходимо убедить каждого ученика поверить в свои силы и возможности, познать изучаемый материал так, чтобы у него появилось желание изучать более сложные вопросы, самостоятельно искать выход из затруднительной ситуации и не стесняться просить помощи у учителя.

Система поощрения ученика. Всегда можно найти способ поощрить, похвалить, поддержать стремления детей учиться. В каждом проявляется талант, ведь любой ребенок гениален по-своему. Ситуация успеха должна присутствовать на любом уроке.

Основные задачи при организации успешности на уроке:

  • создать условия для интеллектуального развития обучающихся, их способностей и достижений, познавательных интересов;
  • формировать у школьников положительную мотивацию к учению;
  • организовать систему поощрения как стимуляцию стремления к успеху, к достижениям;
  • научить обучающихся навыкам учебного труда, выраженных в различных способах учебной деятельности (Приложение 2).

Организация свободного времени. На наш взгляд, в настоящее время одной из актуальных проблем является организация свободного времени школьников. Отсутствие или недостаточная сформированность навыков планирования свободного времени может привести к пассивности, отсутствию собственных интересов, перекладыванию ответственности за проведение досуга на взрослых или более авторитетных сверстников.

Поэтому уже в начальных классах в процессе учебных занятий и внеклассной деятельности учащиеся получают разнообразные сведения о правильном распределении своего свободного времени. С возрастом увеличивается количество детей, которые испытывают трудности при планировании досуга. В более старших классах раскрывается важность бережного отношения к своему рабочему и свободному времени, проводится специальная воспитательная работа по его рациональному использованию.

Обеспечение занятости подростков в кружках, клубах, секциях, исходя из их желаний и потребностей, способствует профилактике асоциальных проявлений среди подростков, формированию здорового образа жизни.

Основные задачи при организации свободного времени:

  • создать условия для проявления самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в жизненных ситуациях, для равного проявления обучающимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
  • использовать нестандартные творческие формы для проявления обучающемуся своих интеллектуальных умений во внеклассной деятельности;
  • демонстрировать достижения, результаты, способности обучающихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
  • развивать интерес к внеклассной деятельности через использование активных форм внеклассной деятельности на основе учета возрастных особенностей обучающихся;
  • организовать кружковую работу по интересам;

Проблема успешности детей волнует всех участников образовательного процесса, потому что обучающиеся не всегда могут справиться с трудностями, возникающими в процессе обучения самостоятельно. Данная программа предполагает взаимодействие ученика, его родителей, педагогов.

Цель программы: создать условия для положительной мотивации к учению через организацию научного труда школьников, развитие творческих и интеллектуальных способностей, привитие навыков самостоятельной работы.

Формы работы по формированию успешности учебы:

  • тематические классные часы, беседы, дискуссии, диспуты;
  • предметные недели,
  • викторины, конкурсы;
  • интеллектуальные марафоны, ринги;
  • факультативы, спецкурсы;
  • праздники;
  • тренинги, ситуативные практикумы, тестирование;
  • презентации;
  • деловые игры;
  • практические занятия.

Ожидаемые результаты:

  • развитие способностей личности ученика;
  • самостоятельное, рациональное, критическое мышление, готовность к самореализации;
  • формирование культуры и научной организации умственного труда;
  • умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие решения обучающимися за собственное развитие.

Литература

  1.  Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику [Текст] / – М.: ВАЛДОС, 2006. – 189с.
  2. Глассер У. Школы без неудачников. [Текст]/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1991. – 184с.
  3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе [Текст]: Организация и планирование работы; / Авт. – сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006. – 240с.
  4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. [Текст] – М.: ВАКО, 2006. – 128с.
  5. Программы профилактики трудностей в учебе [Текст]/ авт. – сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137с.