Урок–зачет в форме заочного путешествия "Путешествие в древний Псков"

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. обобщить и систематизировать знания по теме “Имя прилагательное как часть речи”;
  2. стимулировать интерес к работе с текстовым материалом, содержанием которого являются сведения из истории родного края;
  3. развивать творческие способности, ассоциативное мышление учащихся;
  4. воспитывать уважение и искреннюю любовь к родной земле.

Оборудование: карта Пскова, книги, посвященные Пскову и Псковской области, открытки с видами Пскова, набор карточек для индивидуальных заданий, перфокарты, слайд– шоу А.В.Виноградова.

Ход урока.

Уважение к минувшему – вот черта? отличающая образованность от дикости.
А. С. Пушкин

Великий Псков, мы на твоем пороге.
О. Алексеев

Учитель. Друзья, вы любите путешествовать по родному краю? Что вы знаете о Псковской земле?

(Ответы учеников.)

– Человек, любящий свою страну, интересуется не только ее настоящим, но с уважением относятся к ее прошлому. “ Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”, – так еще в девятнадцатом веке говорил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в глубинку России – провинциальный город Псков. Цель нашей экскурсии – лучше узнать историю родного края, а также еще раз убедиться, что имя прилагательное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись. Ваши тетради я предлагаю превратить в дневник путешественника, в него вы будете записывать ваши дорожные наблюдения.

Лирическая зарисовка (звучит медленная музыкальная композиция, демонстрируется слайд-шоу с видами Пскова).

1-й ученик.

Где Пскову быть? –
Нас предки не спросили:
Пришлась по нраву красота и ширь.
И город встал на рубеже России,
И грудь расправил, словно богатырь

О. Тиммерман “Где Пскову быть?”.

2-й ученик.

Псков
Не звал в князья
Наемников варяжских,
Не выносил гостинца на причал.
Он медным барсом – символом бесстрашья–
Шатры высоких стрельниц увенчал.
Свистели стрелы ханов половецких,
Но выжил Псков –
Лишь стал белей виском.
И спесь
Зловещих рыцарей немецких
Ушла на дно на озере Чудском.
Король литовский
Гнал войска на приступ,
Ломился швед, безумством обуян…
Но и во веки вечные и присно
Не одолеть упрямых россиян.
Кончался бой. Стихало поле брани.
На кручах пировало воронье.
Чинили крепость дружно псковитяне
И ставили солидное жилье.
Боготворили родину святую
И правили торговые дела.
И звонари играли плясовую,
Не уставая бить в колокола.

О. Тиммерман “Где Пскову быть?”

3-й ученик.

Прекрасный город! Краше, чем Париж!
Великий Псков, мы на твоем пороге…
Ворота перед нами отворишь!
Все белый камень. Город как зима,
Что лес, который замели метели.
Похожи на оснеженные ели
Все эти башни, храмы, терема…

О. Алексеев, поэма “Осада”.

– Красив Псков! Особенно его старинные постройки: стены, башни, церкви, здания и, конечно же, древний Кремль. Наши наблюдатели в конце урока расскажут нам об удивительных уголках старого города.

(3–4 человека в течение 7–10 минут пишут мини-сочинение на тему “Уголок Пскова”, 2 ученика выполняют задание на карточках.)

Остальные приступают к заполнению своих дневников. Мальчики выполнят орфографическую работу, вставят пропущенные буквы (1 ученик работает у доски).

Искусный, ветреный (день), древнейший центр северных кривичей, каменный мыс, нескончаемая тяжба, крепостные стены, иностранные путешественники, золотые купола, летописные источники.

– По толковому словарю объяснить лексическое значение слова “ тяжба”.

– Как эти слова и словосочетания связаны с нашей темой урока?

(Псковские земли – древнейший центр северных кривичей. Кривичи – одно из славянских племен, расселившихся в этих местах еще в 7 веке.

Река Великая и река Пскова стремятся друг к другу, там, где они сливаются, словно корабль высится каменный мыс.

Псков вел нескончаемую тяжбу с Новгородом за самостоятельность.)

Девочки выполняют синтаксический разбор предложения, расставляют знаки препинания.

На доске:

Псков – город богатой и славной истории.

– Какую функцию выполняют прилагательные в этом предложении?

– Какую еще роль может выполнять прилагательное в предложении? Прилагательные в какой форме чаще всего выполняют эту функцию?

Работа с текстом 1

Экскурсию по городу можно начать так (читает подготовленный ученик):

Псков – город богатой и славной истории. Но псковичи до сих пор не знают, сколько лет родному Пскову, и кто его основал.

Первое письменное упоминание о Пскове отмечено 903 годом. Псков является средневековой Республикой, крупнейшим, после Новгорода, вольным русским городом.

Обратите внимание на обилие прилагательных в этом тексте. Вспомните и расскажите об имени прилагательном как части речи, иллюстрируя примерами из текста.

– Дайте определение имени прилагательного.

– На какие три разряда по значению и форме делятся прилагательные?

– Чем отличаются качественные прилагательные от притяжательных и относительных?

– Найдите в тексте прилагательное, которое употреблено в одной из степеней сравнения? Какой?

– Какую еще степень сравнения прилагательных вы знаете? Образуйте.

– Какие суффиксы участвуют в образовании превосходной степени?

Выполните морфологический разбор прилагательного. Произведите запись в дневнике путешественника (комментирует ученик).

Боготой (истории).

Запись произведена. А мы обратимся с вопросом к экскурсоводу. Где расположен Псков?

Текст 2 (выразительное чтение).

В д…вн…м краю в с…седстве с европейск… странами в… зник город ? воин и город ? купец. На высоком берегу много ? водной Великой раскинулся Псков со множеством каме… ых стен и (не)больших деревя…ых построек, окруженный тройным рядом белокаме…ых стен. Много ? числе…ые з..л…тые купола и маковки ц…рквей блестят под лучами со…нца.

Недаром ксендз Пиотровский, историк Стефана Батория, записывает в своем дневнике: “Любуемся Псковом. Господи, какой большой город, точно Париж”.

– Да, великолепный город, который по архитектуре не уступал европейским странам (демонстрация слайдов). Вы и сами можете убедиться в этом, внимательно разглядев те фотоэтюды, которые представлены на нашей выставке.

Работа с карточкой. Вставьте пропущенные орфограммы, графически их объясните. Задание учащиеся выполняют самостоятельно и сдают на проверку учителю.

В тексте встретились слова ДИВНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ. Как они образованы? Какие еще способы образования прилагательных вы знаете? Как пишутся сложные прилагательные?

Перфокарта “Правописание сложных прилагательных”.

Древнерусский, юго-восточный, многоводная, златоглавая, темно-синий, средневековый, северо-западный, левобережный, рукописный, бледно-розовый, серебристо-белый, научно-фантастический, старославянский, западноевропейский.

Ключ
Слитно Через дефис
1. +
2. +
3. +
4. +
5. +
6. +
7. +
8. +
9. +
10. +
11. +
12. +
13. +
14. +

– Сверьте свою перфокарту с ключом. Оцените свою работу: нет ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3–4 – “3”, 5 и более – “2”.

Творческое списывание

– Продолжим экскурсию и выйдем на территорию города, где жили рядовые псковичи.

За стенами “ битком набито” домов. … псковичи строили терема. От ветров, дождей и солнца избы и терема становились… . На гуще строений … жемчужинами выделялись … храмы. Как … заставки украшают страницу книги, так храмы украшают Псков.

Для справок: огромный, каме… ый, деревя… ый, б…гатый, зажиточ?ный, серовато (темный), темный, серый, белый, каме…ый, узорный, рукописный, древний.

– В этом тексте явно чего-то не достает. Вам предстоит проявить творческие способности, зоркость и восстановить текст. Вставленные слова надо согласовать с существительными в роде, числе и падеже.

– Отличается ли второй текст от первого?

– Какую роль играют прилагательные в тексте?

Рецензирование творческих работ “ Уголок Пскова”

– Еще раз убедиться в важной роли прилагательных, помогут работы наших наблюдателей.

– Понравилась ли вам работа? Что удалось автору? Что можно было бы сказать (выразить) иначе? И другие вопросы.

– Ребята открыли для нас новые незнакомые уголки Пскова. А сделать описание более красочным, образным, ярким и точным им помогли прилагательные.

Подведение итогов

– Наше путешествие подошло к концу. Что интересного вы узнали сегодня о центральном городе нашей области?

– Много интересного в истории нашего края, много предстоит еще открыть и узнать. Но каждый из нас может гордиться тем, что он родился и живет на Псковской земле.

Домашнее задание

Повторить правила правописания прилагательных – с.119, п.49, упражнение 277.

Оценку за урок получает каждый ученик, т.к. большинство заданий ориентированы на самостоятельную работу.

Литература

  1. Алексев О. Отлунье. – М., “Советский писатель”, 1987.
  2. Вознесенский А. Ахиллесово сердце. – М., “Художественная литература”,1966, с. 209.
  3. Гусев А. При свете памяти. – Лениздат, 1984, с. 30–31.
  4. Ларионов И. Легенды озера Чудского, преданья псковской старины. – Л., 1956.
  5. Памятники древнерусского зодчества. – Л., “Искусство”,1986.
  6. Тиммерман О. Удивление. – М., “Молодая гвардия”,1980.
  7. Чернышева М.В. Краеведческий материал на уроках по предметам гуманитарного цикла.– Псков,1995.

Приложение

Индивидуальные задания

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор.

В наше время в городе сохранилось 36 церквей, а в древнем Пскове их было значительно больше. С 1348 по 1510 г. Создаются много?числе…ые (не)больш…, но уютн… церкви. Дух демократичности, свойстве…ый обществе…ой жизни города, отразился в архитектуре. Народные зодчие достигали истинно в…ликой простоты. Стр…ители как будто переняли с д…машних беленых льня…х п..л…тенц (не)хитрый узор вышивки и повторили его в камне.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфемный разбор.

Поэтичны и свое…бразны звонницы Пскова. Ле…кие и белые вырисовываются они на син… небе рядом с …кругл… куполами храмов. В этом есть какая-то особая псков…ая г…рмония. И кажется – будто в пролете звонниц гл…дит на нас син… глазами юн…ая Русь.