Цель и задачи урока:
- формирование экологического мировоззрения. Воспитание экологической культуры, любви к природе родного края.
- расширить знания учащихся о природных комплексах, в частности лесного природного комплекса; развивать умение устанавливать взаимосвязи между компонентами природного комплекса; развивать внимание, память, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений;
Оборудование: карточки с заданиями; книжки малышки с домашним заданием; карта Томской области, на которой отмечены заказники и открывающийся заповедник; атласы Томской области “Люби и знай свой край”, презентация “Природа родного края”, кассета “Звуки природы”.
Ход урока
1. Организационный момент
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает атласы Томской области, карточки с заданиями, рисунки животных и растений.
Учитель: Как настроение? Поделитесь друг с другом хорошим настроением. Подарите окружающим улыбки, и они вернутся к вам, ведь окружающий мир - это большое живое зеркало.
2. Повторение пройденного материала
– Сегодня мы будем продолжать изучать природные комплексы.
– Вспомните, из каких компонентов состоит любой природный комплекс?
– Какие из перечисленных компонентов отнесём к живой природе, а какие – к неживой?
Солнце Воздух Вода Почва |
Неживая природа | Растения Животные Грибы |
Живая природа |
3. Сообщение темы и цели урока
– Догадайтесь, какой природный комплекс мы будем сегодня изучать?
Звучит запись “Звуки леса”
Дети с закрытыми глазами слушают.
– Что вы увидели, услышали, представили себе, слушая эти звуки? (Дети делятся своими впечатлениями.) Верно, речь сегодня пойдёт о лесе.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!
– Итак, в путь! Прежде чем отправиться в путь, выполним упражнения для разминки:
Дети работают с карточками на развитие внимания и наблюдательности, выбирая подходящий для себя уровень трудности.
4. Установление взаимосвязей в природном комплексе
– Как вы думаете, ребята, какой из перечисленных вами прежде компонентов природного комплекса самый важный?
1) Приведите примеры взаимных связей компонентов живой (растения) и неживой природы.
1-я группа: Растения – воздух
2-я группа: Растения – вода
3-я группа: Растения – почва
После 5-минутного обсуждения дети высказывают свои мысли.
– Растения очищают воздух, а воздух необходим им для дыхания.
– Растения удерживают влагу в почве, участвуют в круговороте воды в природе, а вода необходима растениям для питания.
– Растения удобряют почву, почва необходима растениям для питания и роста
2) – Компоненты живой природы связаны между собой питанием. Как называется такая связь? С чего начинается любая пищевая цепочка? Почему? (Пищевая цепочка начинается с растения потому, что только растения, используя воду и растворённые в ней минеральные вещества, могут образовывать органические вещества, которые все остальные живые организмы используют в питании)
Игра: Чья цепочка длиннее.
(Используя рисунки растений и животных дети составляют пищевые цепочки.)
Физкультминутка
Упражнение-энергизатор (на развитие внимания) (Дети становятся в круг. По счёту ведущего делятся на Зайчиков, Медвежат и Лисичек. По команде ведущего: “Зайчики!” (Лисички, Медвежата) - зайчики меняются местами, при этом показывая движения животных (Зайчики прыгают, Медвежата косолапят и т.д.)
5. Значение леса в жизни человека и природы
– На следующем этапе нашей работы нам надо установить значение леса в жизни человека и природы. Помогут вам в этом атлас Томской области (с.15)
Работа с карточками: Выберите карточки, подчеркивающие значение леса.
После коллективного обсуждения на доске появляется запись:
- Лес – общий дом для растений, животных, грибов, бактерий.
- Лес играет важную роль в жизни других природных сообществ, например, луга, поля, болота. Он защищает почву от ветра и потоков воды, хранит в себе запасы воды, которые питают реки, ручьи.
- Лес – источник вдохновения и любимое место отдыха людей. Его красоту описывают поэты, писатели, изображают художники.
- Лес – кладовая грибов, ягод, лекарственных растений.
6. Охрана леса
1) Работа с карточками.
– Хотели бы вы видеть наш лес таким? Почему же становятся редкими, исчезают многие растения и животные? Кто в этом виноват?
– Что же делают люди для сохранения природы?
– Рассмотрите таблицу на обороте карточки.
Заказники Томской области
Название | Площадь, тыс. га | Административный район (город) | Профиль |
Федерального значения | |||
Томский | 46,9 |
Томский | зоологический |
Регионального значения | |||
Верхне-Соровский | 30,0 | Молчановский | зоологический |
Иловский | 24,1 | Шегарский | зоологический |
Калтайский | 44,0 | Томский | зоологический |
Карегодский | 30,0 | Молчановский | зоологический |
Кеть-Касский | 72,0 | Верхнекетский | зоологический |
Ларинский | 1,5 | Томский | ландшафтный |
Мало-Юксинский | 35,0 | Асиновский | зоологический |
Октябрьский | 25,0 | Первомайский | зоологический |
Осетрово-нельмовый | 1,48 | Тегульдетский | зоологический |
Панинский | 50,0 | Александровский | зоологический |
Першинский | 35,0 | Кривошеинский | зоологический |
Поль-То | 775,77 | Каргасокский | ландшафтный |
Поскоевский | 40,35 | Чаинский | зоологический |
Тонгульский | 25,5 | Зырянский | зоологический |
Южнотаежный | 4,0 | Тегульдетский | ботанический |
Оглатский | 100,0 | Каргасокский | зоологический |
Чичка-Юльский | 49,668 | Тегульдетский | зоологический |
В Томской области на сегодняшний день существует 167 заказников, памятников природы и парковых зон. Общая площадь всех охраняемых территорий – 14 000 квадратных километров.
Десять лет назад на территории Томской области планировалось создать заповедник, но по ряду причин этого не произошло. Сейчас решение принято – заповеднику быть! На карте это маленький участок в Тегульдетском районе, на самом деле – сотни гектаров дикой природы. Место для заповедника в Тегульдетском районе выбрано не случайно. По оценкам специалистов, в этой местности сохранился уникальный южно-сибирский лес.
В планах - создать на территории Томской области еще один заказник – Васюганский. Этот заказник будет уникален своими размерами в 5 миллионов гектаров – как огромный источник и запас пресной воды.
Ответьте на вопросы:
- Сколько заказников существует в Томской области на сегодняшний день? (167)
- Какое название имеет заказник на территории нашего района? (Мало-Юксинский).
- В каком районе Области планируется создать заповедник? (Тегульдетском)
2) – Мы с вами любим ходить в лес на экскурсии, в походы. Давайте, определим свою роль: в лесу мы хозяева или гости? А всегда ли мы ведём себя как гости?
Работа по иллюстрации. (На доске плакат с изображением детей на природе.)
– Правильно ли ведут себя ребята в лесу? Что не так?
(Учащиеся находят ошибки в поведении детей на природе, перечеркивают и объясняют, почему так вести себя нельзя.)
Определим Правила друзей природы:
Игра: “Правила поведения в лесу”
Если ребята согласны с правилом, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
– Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе
7. Домашнее задание
1) Каждый ученик получает страничку “Будь природе другом!” - Какие ещё правила друзей природы ты можешь предложить? Нарисуй к ним знаки. Пусть эта страничка будет началом вашей книжки-малышки.
2) Ответьте на вопросы контрольного листа, те вопросы, которые вызовут затруднения, обведите красным карандашом. Мы их разберём на следующем уроке.
8. Итог урока
На экране монитора идёт показ слайдов “Природа родного края” На фоне их звучит заключительное слово учителя:
Взгляни на глобус – шар земной Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: “Ты береги нас, береги!” В тревоге рощи и леса, |
Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги!” Остановил олень свой
бег: |