Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, их умения и навыки применять формулы при решении задач;
- Развивать логическое мышление, познакомиться с новой формулой.
Оборудование: таблицы, дидактические карточки.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Актуализация прежних знанийУчитель: Ребята мы с вами изучили формулы сокращенного умножения. Теперь посмотрим, как их можно применить при решении задач.А теперь мы еще раз вспомним эти формулы.
II-1. Пока мы работаем устно один из вас, сделает домашнюю работу.
1. Доказать, что при любом натуральном значении а значение выражения:
(3а – 4)2 – а2 кратно 8.
2. Сторона одного квадрата на 2 см меньше стороны другого квадрата а разность площадей этих квадратов равна 24 см2 . Найти сторону большего квадрата.
II-2 Устная работа.
Выбрать правильный ответ:
1) (а + в)2 2) (а – в)2 3) а2 – в2 4) а3 – в3 5) а3 + в3 |
1) (а + в)(а – в) 2) (а + в)(а2 – ав + в2) 3) (а – в)(а2 + ав + в2) 4) а2 + 2ав + в2 5) а2 – 2ав + в2 |
II-3 Нужно заполнить пустые клетки.
1) (* – 10а2)(* + *) = 0,49х6-*
2) (* – *)2 = * – 2а4х2 + *
3) * + 6х3у2 + * = (* + *)2
4) (5х – *)(* + 10 ху + 4у2) = *3-*3
5) *3 + *3 = (* + m)(9а2 – 3аm + *)
III. Применение формул сокращенного умножения при решении задач
1) Представить в виде многочлена:
а) (3р – 4с)2
в) (2а + 7в)2
2) Разложить на множители :
а) 16m2 – 25n4
в) х3-1000
с) 8у3 + 27
3) Доказать, что при любом натуральном значении n значение выражения (n+9)2-(n-7)2 кратно 32.
4) Известно, что разность квадратов двух последовательных натуральных чисел равна 81. Восстановите эти числа.
5) Докажите, что разность квадратов двух последовательных нечетных чисел кратна 8.
6) Отрезок длиной в 20см разделен на две части, и на каждой из них построен квадрат. Найдите стороны квадратов, если разность их площадей равна 40см2.
С задачами мы справились. В каждом из этих задач мы с вами применяли формулы сокращенного умножения.
Мы с вами знаем возведение в квадрат только двух слагаемых.
Еще Евклид в древности знал эти формулы. А почему только двух слагаемых, а может быть, возьмем три слагаемых, четыре слагаемых или больше. Каким будет результат, давайте попробуем.
(а + в + с)2 = (а + в + с)(а + в + с) = а2 + в2 + с2 + 2ав + 2вс + 2ас.
(а + в + с + d)2 = (а + в + с + d)((а + в + с + d) = а2 + в2 + с2 + d2 + 2ав + 2вс + 2сd + 2ас + 2аd + 2вd
А теперь сделаем вывод и попробуем дать определение этой формуле.
Квадрат суммы нескольких выражений равен сумме квадратов этих выражений, сложенной с удвоенными произведениями выражений, взятых по два.
А теперь попробуем на примере:
1) (2х + у + 3z)2
2) (а + 2в + 4с)2
IV. Работа по тестам, где применяются формулы сокращенного умножения.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание
№520, возвести в квадрат 5 и 6 слагаемых.