Анализ результатов эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов и профильному обучению в 10-м классе МОУ "СОШ № 49 с углубленным изучением отдельных предметов"

Разделы: Администрирование школы


Учебный план 9-х классов по предпрофильной подготовке составлен на основе Базисного учебного плана 2004 года общеобразовательных учреждений РФ (приказ № 1312 от 13.03.04). Работали в рамках школьного эксперимента: 9А, Б, В, Г, Д, Е классы – 169 учащихся. Кадровое обеспечение школьного эксперимента по предпрофильной подготовке в 2007 – 2008 учебном году:

Кол-во учителей, участв. в эксперименте Имеют категории Имеют знаки отличия Прошли курсы переподготовки Средний пед. стаж
высшая первая вторая
1. 9 человек 5 3 1 4 9 18 лет

Это позволило найти оптимальные условия для реализации предпрофильной подготовки в 9 классах: выполнить социальный заказ со стороны учащихся и родителей в подготовке по отдельным предметам на уровне, превышающем программные требования; вести ориентацию на продолжение образования по выбранному профилю в вузах или средних специальных учебных заведениях; решать задачи обеспечения конкурентноспособности выпускников школы; проверяется внутришкольная система обеспечения и развития качества, поэтому учителя стремятся совершенствовать свое мастерство.

Предпрофильное обучение в 9-х классах реализуется введением во всех направлениях курсов по выбору. За счет часов, предусмотренных на проведение кружковой работы, по 1 часу в неделю отводится на профконсультации и физкультурно-оздоровительные занятия.

Учебные программы по всем предметам пройдены. Отмечается положительная динамика в снижении количества второгодников, качество усвоения учебных программ на 4% выше, чем в 2007–2008 учебном году.

Обучение в 9-х классах велось по трем направлениям: физико-математическое, гуманитарное, социально-экономическое.

9-й "А" класс – физико-математического направления. Предпрофильная подготовка реализовалась через углубленное изучение математики и физики, элективных курсов:

  • Физика. Решение нестандартных задач.
  • Математика. Сложные задачи с параметрами.
  • Математика. Новый взгляд на уравнение.
  • Математика. Решение нестандартных задач.

Элективные курсы выполняли роль “надстройки”, т.е. были направлены на углубленное изучение математики и физики. Программы курсов по выбору являются типовыми и авторскими, рецензированы кафедрой физико-математических дисциплин ЧРИО в 2005 году, курсам дана положительная экспертная оценка.

В течение учебного года осуществлялся мониторинг по отслеживанию и анализу качества знаний по математике и физике. Результаты успеваемости следующие:

Математика

  Кол-во учащихся Результаты % качества Средний балл
5 % 4 % 3 % 2 %
1 четверть 30 7 23 17 57 6 20 - - 80 4.0
2 четверть 31 9 29 21 68 1 3 - - 97 4,3
3 четверть 31 5 16 26 84 - - - - 100 4,2
4 четверть 31 5 16 25 81 1 3 - - 97 4,1
Годовая 31 6 19 24 77 1 4 - - 97 4,2
Средние показатели 94 4,2

Физика

  Кол-во учащихся Результаты % качества Средний балл
5 % 4 % 3 % 2 %
1 четверть 30 5 17 25 83 - - - - 100 4.2
2 четверть 31 6 19 24 77 1 4 - - 97 4,2
3 четверть 31 7 23 24 77 - - - - 100 4,2
4 четверть 31 17 55 14 45 - - - - 100 4,5
Годовая 31 8 26 23 74 - - - - 100 4,3
Средние показатели 99 4,3

Результаты итоговой аттестации в 9-м "А" классе

Предмет Кол-во сдающих Форма экзамена 5 4 3 2 % На 5 и 4 Средний балл Ф.И.О. учителя
1. Алгебра (углубленное изучение математики) 31 МЭК 25 6 100 4,8  
2. Русский язык 31 МЭК 12 14 5 - 84 4,2  
3. Физика 31 традиц. 20 11 100 4,6  
4. Геометрия 31 традиц. 13 15 3 90 4,3  
Средний балл 4,5  

Анализ посещенных уроков, элективных курсов в данном классе позволяет сделать выводы: при работе с учащимися учителя учитывают желание ребят учиться, их реальные возможности, мнение родителей, учителей, работающих в данном классе, данные тестирования и анкетирования; данное направление обеспечено необходимыми дидактическими и методическими материалами, составлена программа предварительного контроля, в ходе которой учащиеся получают адресные, персональные рекомендации, позволяющие им проработать те или иные вопросы; одним из критериев профессиональной компетентности педагогов является использование интерактивных технологий на уроках.

Ребята вовлечены в ЗФТИ при МФТИ, МИФИ, ОЛВЗМШ при МГУ, ШОД “Поиск” при ЧГУ, участвуют в международных играх “Кенгуру”, турнире городов, математических боях, научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Анализ результативности обучения в 9А классе позволяет сделать выводы:

  1. Учащиеся 9-го "А" класса готовы продолжить обучение по физико-математическому профилю в 10 классе.
  2. Наблюдается повышение качества обучения по сравнению с прошлым учебным годом по физике – на 4,5%, по математике – на 3,5%.
  3. Отмечается хороший уровень сформированности мотивации к обучению.
  4. Средний балл класса по итоговой аттестации – 4,5 балла.
  5. Распространить опыт работы классного руководителя (ФИО учителя). “Система работы с портфолио”.
  6. Подготовлены учителями (Ф.И.О. учителя) – 2 призера городских олимпиад по физике: Львова Екатерина – 3-е место, Павлов Максим – 2-е место; (Ф.И.О. учителя) – призер городской и республиканской олимпиад по математике: Павлов Максим – 2-е место; (Ф.И.О. учителя) – 2 призера городской научно-практической конференции по чувашскому слову: Львова Екатерина – 2-е место, Иванов Александр – 2-е место.

9-й "Б" класс – гуманитарного направления. Предпрофильная подготовка реализовывалась через углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка, элективных курсов:

– Технология проектно-исследовательской деятельности.
– Деловая и спикерская риторика.
– Зарубежная литература.
– Английский язык. Слушаем с удовольствием.

Программы курсов являются типовыми и авторскими, рецензированы методсоветом школы, кафедрой иностранных языков, ЧРИО в 2006 году, курсам дана положительная экспертная оценка.

Анализ результативности обучения учащихся в 9-м "Б" классе позволяет сделать следующие выводы:

  Кол-во учащихся 5 % 4 % 3 % 2 % Средн. балл % качества Ф.И.О. учителя
Русский язык 29 - - 28 97 1 3 - - 4,0 97  
Литература 29 14 48 15 52 - - - - 4,5 100  
Английский язык 14 5 36 7 50 2 14 - - 4.2 86  
Английский язык 15 1 7 12 80 2 13 - - 4,0 87  
Средние показатели 4,2 93  

Результаты итоговой аттестации в 9-м "Б" классе

Предмет Кол-во сдающих Форма экзамена 5 4 3 2 % На 5 и 4 Средний балл Ф.И.О. учителя
1. Алгебра 29 МЭК 5 20 4 87 4  
2. Русский язык 29 МЭК 14 12 3  

90

4,5  
3. Английский язык 29 традиц. 16 5 8 72 4,3  
4. Литература 29 традиц. 20 7 2 93 4,6  

Средний балл

4,4  

Анализ посещенных уроков, элективных курсов в данном классе позволяет сделать выводы о том, что деятельность учителей была направлена на: привитие интереса к предмету; развитие творческих способностей и мышления у ребят, интересующихся определенной сферой науки; использование интерактивных технологий на уроках.

Ребята участвовали в различных конкурсах, соревнованиях, игре “Русский медвежонок”, “Чувашская ласточка”.

Выводы:

Учащиеся 9-го "Б" класса готовы продолжить обучение по гуманитарному профилю в 10-м классе.

Отмечается хороший уровень мотивации к обучению.

Средний балл класса по итоговой аттестации 4,2 балла, что на 0,2 больше по сравнению с 2007–2008 учебным годом.

Отметить недостаточную работу учителей по подготовке учащихся к предметным олимпиадам гуманитарного направления.

Ведение риторики способствует воспитанию учащихся, владеющих эффективной речью. Дети обучаются воплощению замысла, его обоснованию, современному словесному выражению, а также необходимой системе аргументации.

Английский язык. Слушаем с удовольствием. – является практическим элективным курсом, поэтому помогает успешно усвоить английский язык, имеет большое значение для общения учащихся.

9-й "В", "Г", "Д", "Е" классы – социально-экономического направления.

Предпрофильная подготовка реализовывалась через элективные курсы:

– Технология проектно-исследовательской деятельности.
– Основы предпринимательства.
– Делопроизводство.
– Машиностроительное черчение.

Программы курсов являются авторскими, рецензированы методсоветом школы в 2007 году, курсам дана положительная экспертная оценка.

Деятельность учителей была направлена на: развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; пропаганду здорового образа жизни; представление о мире профессии, профессиональной ориентации.

Обучение ребят в этом направлении велось на принципе их развития в различных областях знаний, это позволяет учащимся связать свою дальнейшую профессиональную подготовку с различными типами учебных заведений. Ребята вовлечены в разнообразные виды соревнований, конкурсов, игры “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, “Чувашская ласточка”, “Инфознайка”, школьную компанию “Наследие”.

Выводы:

  1. Учащиеся 9-го "В", "Г" классов – 37% продолжат обучение по социально-экономическому профилю (на уровне школьного эксперимента).
  2. Элективные курсы помогли ребятам выявить интересы и склонности, способствовали выбору профиля.
  3. Оказана психолого-педагогическая помощь в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением.
  4. Подготовлены призеры городских олимпиад: ФЗК – Данилов Иван – 2-е место, Федорова Екатерина – 2-е место (учитель – ФИО); чувашское слово – Афанасьева Марина – 2-е место, Ильина Лариса – 2-е место (учитель – Ф.И.О.).
  5. Показателем эффективности работы в социально-экономическом направлении является наличие призеров республиканских олимпиад: чувашское слово – Афанасьева Марина – 1-е место (учитель – Ф.И.О.)

Предпрофильная подготовка в этом направлении была направлена на решение следующих задач: углубление навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности; формирование базы для выбора направления дальнейшей специализации образования и уровня усвоения отдельных предметов; специализация по выбранному профилю обучения, формирование первичной профессиональной ориентации; выполнение социального заказа родителей, учащихся в условиях рынка труда.

Однако педагогический коллектив в данном учебном году не решил важные проблемы: 17% учащихся имеют низкий уровень сформированности общеучебных навыков; 10% учащихся показывают отсутствие устойчивых познавательных интересов; 18% учащихся имеют критический уровень сформированности логического мышления, недостаточна степень усвоения базовых предметных знаний (9-й "В" класс – классный руководитель Ф.И.О.)

10-й "А" класс – физико-математического профиля (в рамках республиканского эксперимента по введению профильного обучения).

Профильное обучение реализовывалось через профильные предметы – 15 часов (физика, математика, информатика и ИКТ), элективные курсы:

– Математика. Новый взгляд на уравнения.
– Математика. Сложные задачи с параметрами.

Элективные курсы направлены на углубленное изучение математики. Программы курсов являются авторскими, рецензированы кафедрой физико-математических дисциплин ЧРИО в 2005 году, курсам дана положительная экспертная оценка.

В течение учебного года решались основные задачи:

овладение содержанием учебного материала повышенной сложности, развитие высокого уровня мыслительных процессов у учащихся, навыков рефлексии; удовлетворение потребности учащихся в обучении на повышенном уровне сложности; адаптация учащихся в 10 классе; создание условий комфортности при обучении в данном профиле.

Результаты 2007 – 2008 учебного года свидетельствуют об эффективности выбранного профиля:

10-й "А" класс

Предмет   5 % 4 % 3 % 2 % Сред.балл % качества Ф.И.О. учителя
1. Математика 1 пол.

2 пол.

год.

9

10

10

32

34

34

10

9

9

36

31

31

9

9

9

34

35

35

-

-

4

4

4

68

68

68

 
2. Физика 1 пол.

2 пол.

год.

14

15

15

50

54

54

13

12

12

46

43

43

1

1

1

4

3

3

-

-

4,5

4,5

4,5

96

96

96

 
3. Информатика и ИКТ 1 пол.

2 пол.

год.

15

16

16

54

57

57

11

10

10

39

36

36

2

2

2

7

7

7

-

-

4,5

4,5

4,5

93

93

93

 

Подготовлены призеры городских олимпиад: математика – Фролов Александр – 2-е место (учитель –Ф.И.О.); технология – Тулиев Руслан – 1-е место, Волков Алексей – 2-е место (учитель –Ф.И.О.)

Призеры республиканских олимпиад: математика – Фролов Александр – 1-е место (учитель –Ф.И.О.); технология – Волков Алексей – 2-е место (учитель –Ф.И.О.)

Призеры всероссийских олимпиад: технология – Волков Алексей – 3-е место (учитель – Ф.И.О.)

Выводы:

  1. Учащиеся 10-го "А" класса (29 человек – 100%) продолжат обучение в 11-м классе физико-математического профиля.
  2. Основными задачами являются: интенсификация учебно-познавательной деятельности, создание условий для рационального сочетания учебы с осознанным выбором дальнейшего жизненного пути, создание индивидуальной траектории развития личности.

В плане внутришкольного контроля проведены:

  • Классно-обобщающий контроль 10А, Б, В классов – октябрь 2007 года.
  • Тематический контроль:

– работа элективных курсов, кружков в 9-10 классах – октябрь 2007 года;
– экспертная оценка итогов обучения по профилям в 10-х классах – ноябрь 2007 года.

  • Персональный контроль учителей, ведущих элективные курсы (ФИО учителей)
  • Комплексный контроль:

– уровень предпрофильной подготовки в 9-х классах – декабрь 2007 года;
– состояние профориентационной работы, анкетирование учащихся 8-9 классов – январь 2008 года.

Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента.

Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение эксперимента по предпрофильной подготовке и профильному обучению в 9–10-х классах:

психологическая диагностика в 9-х классах на определенный тип профессии; психологическая диагностика в 9-х классах по определению интересов в сфере деятельности; анкетирование 9-х классов по определению планов продолжения образования; анкетирование 10А класса с целью изучения уровня их профессионального самоопределения; игра-олимпиада “В поисках своего призвания…”; тренинговые занятия в ПМСС “Содружество” для 10-х классов “Твоя профессиональная карьера”.

Выводы психологической службы школы:

  1. Организовать профильные 10-е классы: физико-математического, социально-гуманитарного, универсального образования.
  2. Включить в учебный план 9–10-х классов предметно-ориентированные, межпредметные элективные курсы.
  3. Организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9–10-х классов в виде профессионального информирования о мире профессий.
  4. Привлекать к работе специалистов центра “Содружество”, специалистов-психологов вузов.

Основные задачи на 2008–2009 учебный год.

  1. Продолжить предпрофильную подготовку в 9-х классах по физико-математическому, социально-гуманитарному, социально-экономическому направлениям (в рамках школьного эксперимента).
  2. Продолжить профильное обучение в 10А, 11А классах по физико-математическому профилю (в рамках республиканского эксперимента).
  3. Организовать профильное обучение в 10Б классе по социально-гуманитарному профилю (в рамках республиканского эксперимента).
  4. Создать электронную базу данных, содержащую персонифицированную информацию, которая поможет проектировать индивидуальные траектории развития личности каждого ученика, прогнозировать образовательные цели в зоне ближайшего развития ученика, свести до минимума ошибки, связанные с определением профиля обучения.