Учебный план 9-х классов по предпрофильной подготовке составлен на основе Базисного учебного плана 2004 года общеобразовательных учреждений РФ (приказ № 1312 от 13.03.04). Работали в рамках школьного эксперимента: 9А, Б, В, Г, Д, Е классы – 169 учащихся. Кадровое обеспечение школьного эксперимента по предпрофильной подготовке в 2007 – 2008 учебном году:
№ | Кол-во учителей, участв. в эксперименте | Имеют категории | Имеют знаки отличия | Прошли курсы переподготовки | Средний пед. стаж | ||
высшая | первая | вторая | |||||
1. | 9 человек | 5 | 3 | 1 | 4 | 9 | 18 лет |
Это позволило найти оптимальные условия для реализации предпрофильной подготовки в 9 классах: выполнить социальный заказ со стороны учащихся и родителей в подготовке по отдельным предметам на уровне, превышающем программные требования; вести ориентацию на продолжение образования по выбранному профилю в вузах или средних специальных учебных заведениях; решать задачи обеспечения конкурентноспособности выпускников школы; проверяется внутришкольная система обеспечения и развития качества, поэтому учителя стремятся совершенствовать свое мастерство.
Предпрофильное обучение в 9-х классах реализуется введением во всех направлениях курсов по выбору. За счет часов, предусмотренных на проведение кружковой работы, по 1 часу в неделю отводится на профконсультации и физкультурно-оздоровительные занятия.
Учебные программы по всем предметам пройдены. Отмечается положительная динамика в снижении количества второгодников, качество усвоения учебных программ на 4% выше, чем в 2007–2008 учебном году.
Обучение в 9-х классах велось по трем направлениям: физико-математическое, гуманитарное, социально-экономическое.
9-й "А" класс – физико-математического направления. Предпрофильная подготовка реализовалась через углубленное изучение математики и физики, элективных курсов:
- Физика. Решение нестандартных задач.
- Математика. Сложные задачи с параметрами.
- Математика. Новый взгляд на уравнение.
- Математика. Решение нестандартных задач.
Элективные курсы выполняли роль “надстройки”, т.е. были направлены на углубленное изучение математики и физики. Программы курсов по выбору являются типовыми и авторскими, рецензированы кафедрой физико-математических дисциплин ЧРИО в 2005 году, курсам дана положительная экспертная оценка.
В течение учебного года осуществлялся мониторинг по отслеживанию и анализу качества знаний по математике и физике. Результаты успеваемости следующие:
Математика
Кол-во учащихся | Результаты | % качества | Средний балл | ||||||||
5 | % | 4 | % | 3 | % | 2 | % | ||||
1 четверть | 30 | 7 | 23 | 17 | 57 | 6 | 20 | - | - | 80 | 4.0 |
2 четверть | 31 | 9 | 29 | 21 | 68 | 1 | 3 | - | - | 97 | 4,3 |
3 четверть | 31 | 5 | 16 | 26 | 84 | - | - | - | - | 100 | 4,2 |
4 четверть | 31 | 5 | 16 | 25 | 81 | 1 | 3 | - | - | 97 | 4,1 |
Годовая | 31 | 6 | 19 | 24 | 77 | 1 | 4 | - | - | 97 | 4,2 |
Средние показатели | 94 | 4,2 |
Физика
Кол-во учащихся | Результаты | % качества | Средний балл | ||||||||
5 | % | 4 | % | 3 | % | 2 | % | ||||
1 четверть | 30 | 5 | 17 | 25 | 83 | - | - | - | - | 100 | 4.2 |
2 четверть | 31 | 6 | 19 | 24 | 77 | 1 | 4 | - | - | 97 | 4,2 |
3 четверть | 31 | 7 | 23 | 24 | 77 | - | - | - | - | 100 | 4,2 |
4 четверть | 31 | 17 | 55 | 14 | 45 | - | - | - | - | 100 | 4,5 |
Годовая | 31 | 8 | 26 | 23 | 74 | - | - | - | - | 100 | 4,3 |
Средние показатели | 99 | 4,3 |
Результаты итоговой аттестации в 9-м "А" классе
№ | Предмет | Кол-во сдающих | Форма экзамена | 5 | 4 | 3 | 2 | % На 5 и 4 | Средний балл | Ф.И.О. учителя |
1. | Алгебра (углубленное изучение математики) | 31 | МЭК | 25 | 6 | – | – | 100 | 4,8 | |
2. | Русский язык | 31 | МЭК | 12 | 14 | 5 | - | 84 | 4,2 | |
3. | Физика | 31 | традиц. | 20 | 11 | – | – | 100 | 4,6 | |
4. | Геометрия | 31 | традиц. | 13 | 15 | 3 | – | 90 | 4,3 | |
Средний балл | 4,5 |
Анализ посещенных уроков, элективных курсов в данном классе позволяет сделать выводы: при работе с учащимися учителя учитывают желание ребят учиться, их реальные возможности, мнение родителей, учителей, работающих в данном классе, данные тестирования и анкетирования; данное направление обеспечено необходимыми дидактическими и методическими материалами, составлена программа предварительного контроля, в ходе которой учащиеся получают адресные, персональные рекомендации, позволяющие им проработать те или иные вопросы; одним из критериев профессиональной компетентности педагогов является использование интерактивных технологий на уроках.
Ребята вовлечены в ЗФТИ при МФТИ, МИФИ, ОЛВЗМШ при МГУ, ШОД “Поиск” при ЧГУ, участвуют в международных играх “Кенгуру”, турнире городов, математических боях, научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Анализ результативности обучения в 9А классе позволяет сделать выводы:
- Учащиеся 9-го "А" класса готовы продолжить обучение по физико-математическому профилю в 10 классе.
- Наблюдается повышение качества обучения по сравнению с прошлым учебным годом по физике – на 4,5%, по математике – на 3,5%.
- Отмечается хороший уровень сформированности мотивации к обучению.
- Средний балл класса по итоговой аттестации – 4,5 балла.
- Распространить опыт работы классного руководителя (ФИО учителя). “Система работы с портфолио”.
- Подготовлены учителями (Ф.И.О. учителя) – 2 призера городских олимпиад по физике: Львова Екатерина – 3-е место, Павлов Максим – 2-е место; (Ф.И.О. учителя) – призер городской и республиканской олимпиад по математике: Павлов Максим – 2-е место; (Ф.И.О. учителя) – 2 призера городской научно-практической конференции по чувашскому слову: Львова Екатерина – 2-е место, Иванов Александр – 2-е место.
9-й "Б" класс – гуманитарного направления. Предпрофильная подготовка реализовывалась через углубленное изучение русского языка, литературы, английского языка, элективных курсов:
– Технология проектно-исследовательской
деятельности.
– Деловая и спикерская риторика.
– Зарубежная литература.
– Английский язык. Слушаем с удовольствием.
Программы курсов являются типовыми и авторскими, рецензированы методсоветом школы, кафедрой иностранных языков, ЧРИО в 2006 году, курсам дана положительная экспертная оценка.
Анализ результативности обучения учащихся в 9-м "Б" классе позволяет сделать следующие выводы:
Кол-во учащихся | 5 | % | 4 | % | 3 | % | 2 | % | Средн. балл | % качества | Ф.И.О. учителя | |
Русский язык | 29 | - | - | 28 | 97 | 1 | 3 | - | - | 4,0 | 97 | |
Литература | 29 | 14 | 48 | 15 | 52 | - | - | - | - | 4,5 | 100 | |
Английский язык | 14 | 5 | 36 | 7 | 50 | 2 | 14 | - | - | 4.2 | 86 | |
Английский язык | 15 | 1 | 7 | 12 | 80 | 2 | 13 | - | - | 4,0 | 87 | |
Средние показатели | 4,2 | 93 |
Результаты итоговой аттестации в 9-м "Б" классе
№ | Предмет | Кол-во сдающих | Форма экзамена | 5 | 4 | 3 | 2 | % На 5 и 4 | Средний балл | Ф.И.О. учителя |
1. | Алгебра | 29 | МЭК | 5 | 20 | 4 | – | 87 | 4 | |
2. | Русский язык | 29 | МЭК | 14 | 12 | 3 | – | 90 |
4,5 | |
3. | Английский язык | 29 | традиц. | 16 | 5 | 8 | – | 72 | 4,3 | |
4. | Литература | 29 | традиц. | 20 | 7 | 2 | – | 93 | 4,6 | |
Средний балл |
4,4 |
Анализ посещенных уроков, элективных курсов в данном классе позволяет сделать выводы о том, что деятельность учителей была направлена на: привитие интереса к предмету; развитие творческих способностей и мышления у ребят, интересующихся определенной сферой науки; использование интерактивных технологий на уроках.
Ребята участвовали в различных конкурсах, соревнованиях, игре “Русский медвежонок”, “Чувашская ласточка”.
Выводы:
Учащиеся 9-го "Б" класса готовы продолжить обучение по гуманитарному профилю в 10-м классе.
Отмечается хороший уровень мотивации к обучению.
Средний балл класса по итоговой аттестации 4,2 балла, что на 0,2 больше по сравнению с 2007–2008 учебным годом.
Отметить недостаточную работу учителей по подготовке учащихся к предметным олимпиадам гуманитарного направления.
Ведение риторики способствует воспитанию учащихся, владеющих эффективной речью. Дети обучаются воплощению замысла, его обоснованию, современному словесному выражению, а также необходимой системе аргументации.
Английский язык. Слушаем с удовольствием. – является практическим элективным курсом, поэтому помогает успешно усвоить английский язык, имеет большое значение для общения учащихся.
9-й "В", "Г", "Д", "Е" классы – социально-экономического направления.
Предпрофильная подготовка реализовывалась через элективные курсы:
– Технология проектно-исследовательской
деятельности.
– Основы предпринимательства.
– Делопроизводство.
– Машиностроительное черчение.
Программы курсов являются авторскими, рецензированы методсоветом школы в 2007 году, курсам дана положительная экспертная оценка.
Деятельность учителей была направлена на: развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; пропаганду здорового образа жизни; представление о мире профессии, профессиональной ориентации.
Обучение ребят в этом направлении велось на принципе их развития в различных областях знаний, это позволяет учащимся связать свою дальнейшую профессиональную подготовку с различными типами учебных заведений. Ребята вовлечены в разнообразные виды соревнований, конкурсов, игры “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, “Чувашская ласточка”, “Инфознайка”, школьную компанию “Наследие”.
Выводы:
- Учащиеся 9-го "В", "Г" классов – 37% продолжат обучение по социально-экономическому профилю (на уровне школьного эксперимента).
- Элективные курсы помогли ребятам выявить интересы и склонности, способствовали выбору профиля.
- Оказана психолого-педагогическая помощь в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением.
- Подготовлены призеры городских олимпиад: ФЗК – Данилов Иван – 2-е место, Федорова Екатерина – 2-е место (учитель – ФИО); чувашское слово – Афанасьева Марина – 2-е место, Ильина Лариса – 2-е место (учитель – Ф.И.О.).
- Показателем эффективности работы в социально-экономическом направлении является наличие призеров республиканских олимпиад: чувашское слово – Афанасьева Марина – 1-е место (учитель – Ф.И.О.)
Предпрофильная подготовка в этом направлении была направлена на решение следующих задач: углубление навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности; формирование базы для выбора направления дальнейшей специализации образования и уровня усвоения отдельных предметов; специализация по выбранному профилю обучения, формирование первичной профессиональной ориентации; выполнение социального заказа родителей, учащихся в условиях рынка труда.
Однако педагогический коллектив в данном учебном году не решил важные проблемы: 17% учащихся имеют низкий уровень сформированности общеучебных навыков; 10% учащихся показывают отсутствие устойчивых познавательных интересов; 18% учащихся имеют критический уровень сформированности логического мышления, недостаточна степень усвоения базовых предметных знаний (9-й "В" класс – классный руководитель Ф.И.О.)
10-й "А" класс – физико-математического профиля (в рамках республиканского эксперимента по введению профильного обучения).
Профильное обучение реализовывалось через профильные предметы – 15 часов (физика, математика, информатика и ИКТ), элективные курсы:
– Математика. Новый взгляд на уравнения.
– Математика. Сложные задачи с параметрами.
Элективные курсы направлены на углубленное изучение математики. Программы курсов являются авторскими, рецензированы кафедрой физико-математических дисциплин ЧРИО в 2005 году, курсам дана положительная экспертная оценка.
В течение учебного года решались основные задачи:
овладение содержанием учебного материала повышенной сложности, развитие высокого уровня мыслительных процессов у учащихся, навыков рефлексии; удовлетворение потребности учащихся в обучении на повышенном уровне сложности; адаптация учащихся в 10 классе; создание условий комфортности при обучении в данном профиле.
Результаты 2007 – 2008 учебного года свидетельствуют об эффективности выбранного профиля:
10-й "А" класс
№ | Предмет | 5 | % | 4 | % | 3 | % | 2 | % | Сред.балл | % качества | Ф.И.О. учителя | |
1. | Математика | 1 пол. 2 пол. год. |
9 10 10 |
32 34 34 |
10 9 9 |
36 31 31 |
9 9 9 |
34 35 35 |
- – – |
- – – |
4 4 4 |
68 68 68 |
|
2. | Физика | 1 пол. 2 пол. год. |
14 15 15 |
50 54 54 |
13 12 12 |
46 43 43 |
1 1 1 |
4 3 3 |
- – – |
- – – |
4,5 4,5 4,5 |
96 96 96 |
|
3. | Информатика и ИКТ | 1 пол. 2 пол. год. |
15 16 16 |
54 57 57 |
11 10 10 |
39 36 36 |
2 2 2 |
7 7 7 |
- – – |
- – – |
4,5 4,5 4,5 |
93 93 93 |
Подготовлены призеры городских олимпиад: математика – Фролов Александр – 2-е место (учитель –Ф.И.О.); технология – Тулиев Руслан – 1-е место, Волков Алексей – 2-е место (учитель –Ф.И.О.)
Призеры республиканских олимпиад: математика – Фролов Александр – 1-е место (учитель –Ф.И.О.); технология – Волков Алексей – 2-е место (учитель –Ф.И.О.)
Призеры всероссийских олимпиад: технология – Волков Алексей – 3-е место (учитель – Ф.И.О.)
Выводы:
- Учащиеся 10-го "А" класса (29 человек – 100%) продолжат обучение в 11-м классе физико-математического профиля.
- Основными задачами являются: интенсификация учебно-познавательной деятельности, создание условий для рационального сочетания учебы с осознанным выбором дальнейшего жизненного пути, создание индивидуальной траектории развития личности.
В плане внутришкольного контроля проведены:
- Классно-обобщающий контроль 10А, Б, В классов – октябрь 2007 года.
- Тематический контроль:
– работа элективных курсов, кружков в 9-10 классах – октябрь 2007 года;
– экспертная оценка итогов обучения по профилям в 10-х классах – ноябрь 2007 года.
- Персональный контроль учителей, ведущих элективные курсы (ФИО учителей)
- Комплексный контроль:
– уровень предпрофильной подготовки в 9-х классах – декабрь 2007 года;
– состояние профориентационной работы, анкетирование учащихся 8-9 классов – январь 2008 года.
Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента.
Осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение эксперимента по предпрофильной подготовке и профильному обучению в 9–10-х классах:
психологическая диагностика в 9-х классах на определенный тип профессии; психологическая диагностика в 9-х классах по определению интересов в сфере деятельности; анкетирование 9-х классов по определению планов продолжения образования; анкетирование 10А класса с целью изучения уровня их профессионального самоопределения; игра-олимпиада “В поисках своего призвания…”; тренинговые занятия в ПМСС “Содружество” для 10-х классов “Твоя профессиональная карьера”.
Выводы психологической службы школы:
- Организовать профильные 10-е классы: физико-математического, социально-гуманитарного, универсального образования.
- Включить в учебный план 9–10-х классов предметно-ориентированные, межпредметные элективные курсы.
- Организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9–10-х классов в виде профессионального информирования о мире профессий.
- Привлекать к работе специалистов центра “Содружество”, специалистов-психологов вузов.
Основные задачи на 2008–2009 учебный год.
- Продолжить предпрофильную подготовку в 9-х классах по физико-математическому, социально-гуманитарному, социально-экономическому направлениям (в рамках школьного эксперимента).
- Продолжить профильное обучение в 10А, 11А классах по физико-математическому профилю (в рамках республиканского эксперимента).
- Организовать профильное обучение в 10Б классе по социально-гуманитарному профилю (в рамках республиканского эксперимента).
- Создать электронную базу данных, содержащую персонифицированную информацию, которая поможет проектировать индивидуальные траектории развития личности каждого ученика, прогнозировать образовательные цели в зоне ближайшего развития ученика, свести до минимума ошибки, связанные с определением профиля обучения.