Цели:
- познакомить детей с особенностями уральской зимы, ее отличительными признаками от зимней природы Сибири и Крыма.
- развивать умение делать умозаключения и выводы.
- прививать любовь к родному краю.
Оборудование:
- Атлас Республики Башкортостан под редакцией М.Ф.Хисматова, В.Н.Гнатишина.
- Карта “Климатические зоны”.
- Учебник “Живые родники” 3-4 кл. Авторы: Идельбаев М.Х., Сулейманов A.M.
- Учебное пособие “Цветущий край, благословенный”.Автор Мавлетов B.C.
- Телеграмма от Деда Мороза.
Ход урока
1. Создание психологического комфорта
Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Какой сегодня замечательный день. Искрящийся на солнце снег создает нам хорошее настроение. Я надеюсь, что это настроение мы сохраним весь урок еще и потому, что приближается самый любимый праздник детей – Новый год.
2. Введение в тему
У: Начнем наш урок с зарядки для ума. Вашему вниманию предлагается филворд. Отгадайте загадки и найдите слова-отгадки в филворде. Не забывайте, что слова можно читать в любом направлении, (филворды у каждого ученика без ответов.) (Приложение 1.)
- Самостоятельная работа с филвордом.
- Проверка выполнения задания.
– Какой общей темой объединены эти слова-отгадки?
Дети: Все слова отгадки связаны с зимой.
3. Актуализация знаний
У: Что вы знаете о зиме?
(Высказывания детей.)
– Зима длится 3 месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Низкая температура воздуха. Земля покрыта снегом, осадки в виде снега.
(Обобщая ответы фиксировать их на доске. Лучше использовать карточки.)
У: Вот как описывает зиму Хабибулла Габитов в своем стихотворении “Зима”.
(Учебник “Живые родники” 3-4 кл.) с. 67.
- Чтение стихотворения подготовленным учеником.
- Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике.
4. Сообщение темы урока.
У: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об уральской зиме, т.е. о зиме в нашей местности. (Записывается тема урока. Слово “уральская” выделено).
5. Создание проблемной ситуации
У: Почему выделено слово “уральская”?
Изменится ли рассказ о зиме, если мы будем говорить о Сибирской зиме, о зиме в Крыму? Разве зима не везде одинакова?
Д: В разных районах зима протекает по-разному.
У: От чего это зависит?
Д: От климатической зоны, к которой находится данная местность. Чем ближе к полюсу находится климатическая зона, тем холоднее, т.к. меньше угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору находится климатическая зона, тем теплее, т.к. больше угол падения солнечных лучей.
6. Решение проблемной ситуации
У: В какой климатической зоне находится Урал?
Д: Урал находится в умеренной климатической зоне.
(Ответ сопровождается показом по карте “Климатические зоны”.)
У: По каким признакам определяем приход Зимы в нашей местности?
Д: Замерзают водоемы, земля покрыта снегом it он не тает.
У: Стихотворение Назара Наджми на стр. 69 поможет нам ответить на этот вопрос.
- Чтение стихотворения.
- Беседа о прочитанном по вопросам в учебнике с. 70.
У: Подумайте, в каком месяце в нашей местности проявляются признаки прихода зимы и в каком месяце они заканчиваются?
Д: С ноября по март устойчивый снежный покров и замерзшие водоемы.
У: Какой вывод о протекании зимы на Урале вы можете сделать?
Д: Уральская зима длится с ноября по март, т.е. 5 месяцев, зимние месяцы - ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.
У: Когда же мы были правы (обращаемся к записи на доске), когда делали первую запись на доске или сейчас.
(Высказывания детей.)
– В первом случае речь идет о календарной зиме – общепринятой. А во втором случае речь идет о сезонной зиме, характерной для данной местности. Интересную информацию об уральской зиме можно прочитать в Атласе республики Башкортостан.
- Чтение статьи с. 24-25 в Атласе.
- Чтение учеником отрывка о зиме в учебном пособии “Цветущий край, благословенный.” с 87.
- Беседа по статьям.
7. Физкультминутка
“Зимняя зарядка”
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
А какой вышины?
Вот такой вышины
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
– Здравствуй, зима!
Ты хозяйке, поклонись-ка:
Здравствуй, зима!
8. Работа над отличительными особенностями уральской зимы от зимы в Крыму и Сибири
У: Какими играми, забавами вам нравиться заниматься зимой
(Высказывания детей.)
– Какой главный зимний праздник приближается?
Д: Новый год.
У: С каким настроением мы встречаем приход Нового года, Деда Мороза, Снегурочки?
(Высказывания детей.)
– Очень интересно описывает встречу Деда Мороза и детей Асхаль АхматХужа в стихотворении “Дедушка Мороз”.
- Чтение стихотворения с 67-68.
- Беседа по содержанию.
У: Послушайте стихотворение И.Махониной “Дед Мороз”.
1. Чтение наизусть стихотворения И.Махониной “Дед Мороз”.
Дед Мороз идет по Крыму,
Дед Мороз ругает зиму!
Он обиделся всерьез,
Он расстроился до слез:
Теплый дождь в Крыму идет
В зимний праздник –
В Новый год!
Что тут делать?
Плачь не плачь.
– Надевать придется плащ!
В магазин заходит он,
Просит плащ и капюшон,
Новый зонтик яркий,
Чтоб спасти подарки!
Дед идет по городу -
Выжимает бороду...
- Беседа по содержанию.
У: Почему возможно такое явление в Крыму, как дождь в Новый год?
Д: Крым находится в жарком тепловом поясе. Температура воздуха зимой в Крыму –2 °С +10 °С. Почти не бывает снега.
У: Дед Мороз путешествуя по всему миру оказался в Сибири и прислал оттуда телеграмму.
(Дети читают телеграмму и обсуждают.)
Телеграмма
В Сибири ясная морозная зима. Самая низкая температура была зафиксирована –71° С. Слово “Оймякон” в переводе со староякутского значит “свирепый мороз”. Проваливаюсь в снегу по самую шапку. (Дед Мороз.)
У: Где бы вы хотели оказаться в Новый год . Поставьте метку со своим именем напротив записи.
- на Урале
- в Сибири
- в Крыму
– Если бы вы встретились с Дедом Морозом, чтобы вы у него спросили?
(Высказывания детей.)
– Маленькую девочку Альфию из рассказа Myстая Карима “Когда дед Мороз был маленьким” интересовал вопрос “Почему же всегда приходят только деды Морозы, а никогда не приходят мальчики Морозы?”
- Чтения рассказа М.Карима с.70-75.
- Беседа о прочитанном.
9. Обобщение по теме
- Что узнали об Уральской зиме?
- Чем зима на Урале отличается от зимы в Крыму и в Сибири?
- Что означают понятия сезонная и календарная зима?
- Какие башкирские писатели и поэты создали произведения о зиме?
У: Наш урок мы закончим прослушиванием песни “Первый снег” Д.Хасаншина на слова С.Алибаева.
10. Домашнее задание
Нарисовать картину по содержанию стихотворения “Зима” Х.Габитова.