Цели:
- Знакомить с примерами эпистолярного жанра и создавать устойчивую мотивационную базу для углубленной самостоятельной работы по совершенствованию своей речи.
- Знакомить с историей появления письменности на Земле.
- Учить правильно использовать в письме обращения и вводные слова, соблюдая правила пунктуации.
- Развивать устную и письменную речь учащихся на примере образцов из художественных произведений и из жизни выдающихся людей. Расширять читательский кругозор.
- Воспитывать культуру письменной речи.
Оборудование:
- Словарь Ожегова.
- Листы с образцами писем.
- Примеры писем из художественной литературы.
- Презентация в PowerPoint.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель: Наш урок будет посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма.
Кто из вас получал письма? От кого были эти письма? Интересно ли было их читать?
А вы сами пишете письма? А что вам легче: написать письмо или позвонить по телефону? Почему?
А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и корреспондента, переписывая черновик, чтобы поиск слова остался тайной писавшего. А читающий должен воспринять найденное, как единственное, только ему предназначенное.
Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их.
(Зачитать отрывки из произведений.)
- А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
- Н. В. Гоголь “Ревизор”
- И.С. Тургенев “Ася”
– Современный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню”.
Ему и в голову не придет, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел”
3. Сообщение темы урока
см. Приложение 1
– Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса и о важной значимости эпистолярного жанра.
– А что значит – эпистолярный жанр? /написанный в форме писем/(смотрим в словаре Ожегова)
– И наш сегодняшний урок хотелось бы назвать:
Учитесь писать письма!
Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.
– Как вы думаете, почему важно уметь писать письма?
– А зачем люди вообще придумали письмо?
Чтение письма молодого человека. Выскажите свое отношение к прочитанному.
…Не умею писать писем. Для чего их вообще пишут? Может быть, храня их, можно увидеть, что со временем меняются взгляды и почерк, и даже начинает казаться, что менялся и сам человек, их пишущий. Эволюция в письмах смогла бы пригодиться для наблюдения Дарвину, который при желании усмотрел бы отмирание атавизмов в словах и поступках. Жизненный опыт – это накопление атавизмов и постепенная их утрата. Спорно? (отрывок из личного письма)
Что является спорным в этом высказывании?
Какие слова требуют пояснения?
(атавизм, эволюция) (смотрим в презентации)
Как автор относится к письмам?
Какие строчки из этого письма все-таки убеждают, что письма очень важны? Запишите это предложение к себе в тетрадь. Сделайте его синтаксический разбор.
(проверяем по слайду)
Может быть, храня их, можно увидеть, что со временем меняются взгляды и почерк, и что меняется и сам человек, их пишущий.
Вывод: Письма нужны, они сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться содержательному диалогу. Они в какой-то степени формируют характер человека. Ведь в письме человек сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Эпистолярный слог всегда являлся и является показателем культуры и самосознания человека.
Прежде чем перейдем непосредственно к написанию писем, давайте вспомним историю возникновения письменности на Земле.
Историческая справка. Появление письменности. Презентация. (слайды <12–15 >)
Осмысление понятий. (Выступление подготовленных учеников)
1-й ученик. Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Таблички обжигались в печи, высушивались и поэтому стали вечными (дошли до нашего времени). По ним мы и можем проследить историю возникновения письменности.
Очень давно человеку захотелось послать известие друзьям из другого племени, и он придумал значки, рисуночное письмо ПИКТОГРАФИЯ.
Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы – лодку, дом и др.
Существует более двухсот знаков в основном использовании для всех целей корреспонденции. Предметы представлены их изображениями. Чаще всего использовались бусы и раковины.
Во время опасности или войны, бусы и раковины использовались для передачи сообщения.
Эти бусы и раковины окрашивались, и каждая имела свое значение, в соответствии с положением на нити. Черный цвет означал войну или смерть. Белый – мир и благополучие. Красный – сердце врага. Частично красный и белый или оба смешаны – начало мира или начало войны.
2-й ученик. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и, наконец, сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы – военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
3-й ученик. Следующим этапом было символическое письмо, или ИДЕОГРАФИЯ. Примером может служить древнеегипетская письменность. (Смотрим в презентации ) слайды <13 >
Самая знаменитая из идеографических письменностей и почти единственная дожившая до наших дней – это китайские ИЕРОГЛИФЫ. Ею до сих пор широко пользуются в Китае, и они же легли в основу современной японской письменности.
Китайские иероглифы возникли из рисунков (13 в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка, (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -– иероглифами (от греческого hieroglyphoi – священные письмена).
(показ презентации слайды <14 > )
12–13 вв. до н.э. на ближнем востоке – время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка.
Арабами и евреями использовалось письмо без гласных.
Греки заимствовали финикийскую систему, вводят знаки для гласных – это переворот. Они же изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные.
Алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени.
Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. И благодаря им мы имеем возможность писать и читать.
Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
Создаются письменности и в странах современной Африки.
4. Слово учителя
– Что же значит это слово письмо?
– (читаем в словаре Ожегова) Письмо – 1.написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2. Умение писать. 3. система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения.
– О каком из толкований этого слова будет идти сегодня речь на уроке?
– Как вы думаете, что люди могут сообщать в письмах?
– Каковы жанровые разновидности личного письма?
(в презентации слайды <5-8 > ) (дружеское, деловое, письмо-поддержка, письмо– просьба, письмо– поздравление, письмо – рекомендация и т.д.)
– А как оформляется письмо? (в презентации слайды <18 > )
– Из каких композиционных частей оно состоит?
1-я часть – этикетная. Цель – установить контакт с адресатом.
2-я часть – основная. Цель – привлечь внимание, рассказ о каком-либо событии, рассказ о своей жизни, сообщение каких-либо сведений, вопросы к собеседнику.
3-я часть – этикетная (прощание)
4-я часть – Р.S. (постскриптум)
– Словарная работа.
АДРЕСАТ – отправитель
АДРЕСАНТ – получатель
ПОСТСКРИПТУМ – приписка к оконченному и подписанному письму.
5. Редактирование текста
– Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта. А если этого нет, то письмо может иметь довольно неприглядный вид.
Привет, Саша.
Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил написать тебе.
У нас все как всегда. А как у вас? Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.
Ну, пока.
Колян.
– Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?
– Какие композиционные части отсутствуют? (Нет основной части, в которой адресат рассказал бы подробно о своей жизни, нет вопросов к собеседнику, не соблюдается этикетная форма конца письма.)
– Какие задачи эпистолярного жанра не выполнены? (Нет желания быть интересным.)
– Попытайтесь переделать это письмо, чтобы оно соответствовало нормам письма.
(Самостоятельная работа)
Чтение полученных работ. Рецензирование.
6. Анализ опыта переписки
Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе.
А теперь обратимся к опыту переписки, который поможет вам решить спорные вопросы.
Какие письма вы приготовили к уроку?
(письма выдающихся людей: письма М.Горького к сыну, письма А.С.Пушкина к своей жене и другие)
(чтение подготовленных писем)
– Расскажи, чем тебя привлекло данное письмо?
– Что в них поражает?
– Какие обращения использовал автор? Запишите их.
– Использованы ли вводные слова?
7. Подготовка к самостоятельной работе
– С какой целью пишутся письма?
– К какому стилю отнесем?
– Обращение к хорошо знакомому лицу дает возможность автору выказать свое отношение к рассказу, его героям непринужденно, эмоционально.
– Надеюсь, что образцы писем, прочитанные на уроке, помогут вам в создании собственных произведений.
Ваша задача на сегодняшнем уроке – рассказать неизвестному товарищу о своем родном крае так, чтобы он захотел обязательно к нам приехать и все увидеть своими глазами. Не забудьте главную задачу письма – быть интересным собеседником.
Давайте вспомним, о каких интересных местах родного края вы могли бы рассказать.
(Высказывания учеников.)
8. Самостоятельная работа
Написание писем (в черновом варианте).
9. Домашнее задание
Дописать письмо и оформить его согласно правилам этикета.
10. Итог урока
Использованная литература:
- Русский язык: учебник для 8 класса общеобразоват. Учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.– 30-е изд.– М.:просвещение,2007.
- Журнал “Русский язык в школе”. №6, 1994 г. Статья Л.Г.Антоновой – с.3-9.