Программа "Здоровье" в действии

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Забота о здоровье подрастающего поколения является приоритетной задачей учебно-воспитательного процесса в современной школе. С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих охрану здоровья обучающихся, с опорой на народную педагогику и валеологический компонент в МБОУ “Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея” Республики Башкортостан разработана программа “Здоровье”, результативно действующая с 2001 года по следующим направлениям:

  1. “Образование и здоровье” (формирование у учащихся мотивации здорового образа жизни и поведенческих навыков здорового образа жизни);
  2. Социально – педагогическая и медицинская деятельность по организации диагностики и реабилитации состояния здоровья (создание условий для осуществления социально-педагогической и медицинской диагностики, коррекция и реабилитация здоровья детей и педагогов);
  3. “Кадровая политика и здоровье” (организация работы с педагогическими кадрами по обеспечению их профессионального и физического здоровья);
  4. Школа здоровья для родителей (просветительская работа, ориентированная на пропаганду здорового образа жизни среди родителей);
  5. Духовно – нравственное и физическое воспитание (воспитание подрастающего поколения физически и нравственно здоровым, знающим историю, традиции, обычаи и культуру своего народа);
  6. Культурно-просветительская деятельность (пропаганда здорового образа жизни).

Реализация программы “Здоровье” через работу педагогов, социально-психологическую и медицинскую службы способствует процессу повышения и сохранения здоровья участников образовательного процесса в гимназии. Реализуется комплексный план оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания учащихся, результатом чего является стабилизация, а по некоторым показателям снижение уровня заболеваемости:

  2005 2006 2007
Всего учащихся 220 221 213
Показатели заболеваемости 518 458 425

В 2006 году татарская гимназия вошла в официальный режим эксперимента по здоровьесберегающим технологиям обучения в форме муниципальной экспериментальной площадки “Формирование культуры и создание психолого-медико-педагогической защиты учащихся”.

Учебный день в гимназии начинается с утренней пробежки по тропе “Здоровья” (для мальчиков) и аэробики (для девочек). На 20ой минуте каждого урока дается короткий звонок, напоминающий о проведении физкультминутки для учащихся. После 3го урока ежедневно проводится спортивная перемена согласно расписанию. Деятельность гимназистов на спортивной перемене включает пробежку, игру в пионербол, прохождение рукохода, пресс, народные танцы-пляски, вальс, занятия боксом, борьбой (куреш). Для активного отдыха детей на переменах в рекреациях установлены рукоходы, мини уголок для бокса, шахматный стол с фигурами большого размера, вырезанными учащимися на уроках труда, спортивный уголок для учащихся начальных классов; в подвальных помещениях гимназии – теннисные корты, снаряд для метания самовозвращающегося копья, мини спортивный уголок для девочек.

Статистика говорит о том, что 90% выпускников гимназий и лицеев страдают хроническими аллергическими и воспалительными заболеваниями, что является следствием подорванного иммунитета. В то же время человечество издревле выработало множество праздников, которые способствуют отвлечению от проблем, хорошей релаксации. В гимназии уделяется особое внимание именно таким праздникам. Ежегодно проводятся Сабантуй, Науруз, С?мбел?, Нардуган, Карга боткасы и другие народные праздники, имеющие спортивную составляющую. Традиционными стали спортивные праздники “День здоровья” (раз в четверть); “А ну-ка, парни!”, “А ну-ка, девочки!”, “Веселые старты”, “Папа, мама и я – спортивная семья”. Немаловажную роль в физическом развитии учащихся играют танцы на переменах (раз в неделю), дискотека “Кичке уен” (еженедельно). Существенной преградой накоплению отрицательных эмоций служит и самоактуализация интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей детей в различных предметных кружках, спортивных секциях, в отделении искусств гимназии. В гимназии созданы условия для поддержки стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей: творческие конкурсы, научно-исследовательские конференции, внеклассные мероприятия разной направленности, отчетные творческие вечера, еженедельные итоговые линейки гимназии и т.д. Данный эксперимент дает положительный результат: за время реализации программы “Здоровье” гимназия не закрывалась на карантин; существенно сократились потери учебного времени по болезням.

В календарно-тематическом планировании обучения предметам в татарской гимназии содержится графа “Валеологический компонент”, в которой предусмотрено проведение здоровьесберегающих мероприятий на уроке:

  1. Мероприятия, направленные на повышение резистентности и расширение адаптационных возможностей организма:
  • массаж биологических активных точек;
  • дыхательная гимнастика;
  1. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления:
  • гимнастика для глаз во время урока;
  • использование приемов работы в режиме дальнего зрения.
  1. Мероприятия для уменьшения статического напряжения опорно-двигательного аппарата:
  • физкультурные минутки с упражнениями, формирующими правильную осанку и укрепляющими мышечный корсет.
  1. Мероприятия, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС:
  • проведение мышечной релаксации в физкультминутки;
  • воздействие цветовых гамм в оформлении наглядных пособий, интерьера учебного кабинета;
  • использование функциональной музыки в различных режимных моментах.

Педагоги в работе с учениками на уроках опираются на советы и рекомендации медбрата и психолога гимназии: правильно рассаживают учащихся в классе с учетом их здоровья; ведут наблюдение за утомляемостью детей; выполняют рекомендации врача, занесенные в классный журнал; учитывают рекомендации по работе с детьми-невротиками; стараются избегать кризисных ситуаций на уроках; осуществляют индивидуально-дифференцированный подход к больным детям, предлагая им посильные и интересные задания.

Задача воспитания валеологической культуры как школьников, так и педагогов является одной из самых актуальных на сегодняшний день.