Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мысли. (В.А. Сухомлинский)
Трудно переоценить роль внеклассных занятий по предмету окружающий мир в начальной школе. Мало того, что они существенно укрепляют и углубляют знания, полученные учащимися на уроках, стимулируют развитие творческих способностей. Внеклассные занятия позволяют выйти далеко за рамки программы, расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения.
Преимущество внеклассной работы, в отличие от учебной, заключается в том, что в ней учитываются потребности, жизненные ориентиры, увлечения учащихся. Деятельность детей приобретает для них личностный смысл, становится личностно значимой. При правильной организации внеклассной работы учащиеся чувствуют себя комфортно, создается атмосфера непринужденности, раскованности, так как нет отметок и отрицательных эмоций.
Проведение внеклассных мероприятий по курс окружающий мир способствует повышению интеллектуального уровня, интереса к учебно-познавательной деятельности; развитию межличностного общения, воспитывает чувства любви и бережного отношения к природе и ее богатствам.
Одним из видов организации внеклассной работы по предмету окружающий мир предлагаем проведение предметных недель по данному курсу.
Предметная неделя начинается с понедельника, ее открытие происходит на стартовой линейке под названием «Друзьям и защитникам природы», где озвучиваются предлагаемые мероприятия в занимательной и театрализованной форме. Всем учащимся начальной школы предлагается разбиться не четыре разновозрастные группы по временам года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», в зависимости от даты рождения. В каждой команде выбирается лидер из учащихся и куратор из учителей. Состязание в конкурсах будет происходить не между классами, а между разновозрастными командами, причем каждый ученик может проявить себя, используя свой интеллект или художественные и музыкальные способности, или творчество. В ходе проведения мероприятий участники набирают баллы для своих команд. Результаты работы команд ежедневно отслеживаются и фиксируются на символической шкале термометра, на специально приготовленном информационном стенде. Победители и активные участники награждаются призами и сувенирами.
Предлагаем план работы предметной недели по предмету окружающий мир для учащихся начальных классов.
План предметной недели по курсу «Окружающий мир»
1-й день
- «Друзьям и защитникам природы». Стартовая линейка (Приложение 1).
2-й день
- Фотосессия «Друзья наши меньшие». Конкурс фотографий своих домашних питомцев с юмористическими названиями снимков.
- «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Познавательная программа о закаливании и укреплении организма (Приложение 2).
3-й день
- День птиц (Приложение 3). Птичьи загадки «Угадай пернатого друга». По рисункам узнать птицу, определить название и опустить ответ в скворечник.
- «Уютный домик для птицы». Конкурс на лучший макет скворечника.
4-й день
- «Путешествие по лесным тропинкам» (Приложение 4). Игра-путешествие по станциям с использованием маршрутных листов.
- «Окно в природу». Конкурс рисунков и аппликаций.
5-й день
- «Туристический поход юного эколога» (Приложение 5). Познавательная программа о безопасном поведении в лесу и бережном отношении к природе.
- «Страницы Красной книги». Сбор информации о редких и исчезающих животных и растений.
6-й день
- «Кошачий кастинг». Заключительное развлекательное мероприятие с домашними питомцами (Приложение 6).
Подведение итогов награждение победителей и активных участников.