Цель: Познакомить учащихся с историей открытия и освоения Антарктиды; сформировать представления об особенностях природы Антарктиды
Оборудование: Физическая карта Антарктиды, карта полушарий, атласы, презентация.
Предварительная работа: деление класса на команды, выбор названия своего судна, распределение ролей в команде (капитан, картограф, геолог, биолог, поэт)
Ход урока
1. Организационный моментМы совершим путешествие на незнакомый нами материк по записям старых дневников. – Представление команд, проверка готовности. – Отправляемся в путешествие. |
Слайд 2–5 |
Представление команд капитанами,
проверка готовности (атласы, маршрутный лист,
оценочный лист, лист помощи) |
2. Изучение нового материала1-й лист старого дневника. Поиски неведомой земли – Джеймс Кук “Земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы… Эта страна обречена природой на вечный холод”. - Кто автор этих слов? Так ли это? Рассказ учителя: Доводы Джеймса Кука окончательно погасили надежду на открытие в высоких широтах Южного полушария материка теплого, благодатного, богатого природными ресурсами. После плавания Кука интерес к южной околополярной области был надолго утрачен и т.д. |
Слайд 6–8 |
Определяют, кому могут принадлежать эти
слова, и так ли это? Рассуждают, обосновывают свой ответ. лист помощи №1 Фиксируют и оценивают свой ответ. Приложение 4 |
2-й лист старого дневника. Открытие Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. “Имя __________ можно прямо поставить наряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями. С именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эры”. Эти слова принадлежат немецкому географу А.Петерману. О ком сказаны эти слова? Рассказ учителя: Оно продолжалось 751 день, пробившись сквозь льды, корабли пять раз подходили к материку; открыто 29 островов и подводный хребет; систематически велись наблюдения над температурой, осадками и т.д. |
Слайд 9-10 |
Определяют, о ком были сказаны эти
слова? Что вы знаете о данной экспедиции? лист помощи №2 Фиксируют и оценивают свой ответ. Приложение 4 |
3-й лист старого дневника. Притяжение ледяных берегов. Джеймс Росс. “… Увиденное казалось непостижимым. В царстве вечного снега и льда возвышались два __________ , причем один из них действовал”. Эти слова были записаны в судовой журнал 1841году 27 января руководителем британской антарктической экспедиции Джеймсом Россом. Что он имел в виду? Сделайте вывод. Рассказ учителя: Действующий вулкан получил имя Эребус, а спящий собрат - Террор, в честь кораблей британской экспедиции. Английские моряки познакомились с чудом природы, которого до них, похоже, никто никогда не видел. Гигантская ледяная стена, отвесно поднимавшаяся из моря выше мачт, высотой 45-60 метров и т.д. |
Слайд 11–13 |
Что он имел автор в виду? Сделайте вывод. Рассуждают, обосновывают свой ответ. Фиксируют и оценивают свой ответ. лист помощи №3 |
4-й лист старого дневника. “Будучи открытым и исследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим наукам”. - Кто автор? Согласны ли вы с автором этих строк? Почему? Рассказ учителя: В Западной Антарктиде известны кварцево-пиритовые жилы, свинец, железо, медь. В Восточной Антарктиде предполагают монацит, железо, марганец, золото. Японские исследователи сообщили, что обнаружили урановую руду. Добыча полезных ископаемых пока нигде в Антарктиде не производится. В связи с большими трудностями и экономической нерентабельностью и т.д. |
Слайд 14 |
Рассуждают, обосновывают свой ответ о
полезных ископаемых данного материка. Обозначают полезные ископаемые на схеме. лист помощи №4 Фиксируют и оценивают свой ответ. |
Экспедиция Амундсена и Скотта на Южный полюс.Сейчас мы с вами перенеслись в начало 20 века. Предлагаю вам, выбрать необходимый реквизит для покорения южного полюса. Отнеситесь к этому серьезно! 5-й лист старого дневника. “Побеждает тот, у кого все в порядке: кое- кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер: это называется везением”. - Кому могло бы принадлежать это высказывание? С чем это связано? 6-й лист старого дневника. “Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” “Не думаю, чтобы мы могли на что- либо надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем и конец, не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать”. -Каким должен быть современный полярный исследователь? Рассказ учителя (дополнения): Норвежский маршрут1620 миль(3000)км., а английский вариант был почти на 200 км. длиннее. Это 8-10 дней дополнительного пути. Норвежцы с собаками выступили раньше и скорость высокая. Англичане с лошадьми не могли рассчитывать на высокую скорость и выступили позже и т.д. |
Слайд 15-19 |
Ребята предлагают свой вариант
реквизита для покорения южного полюса (моторные
сани, лошади, собачьи упряжки, сено…)
лист помощи № 5 На схеме обозначают маршрут экспедиции Амундсена и Скотта на Южный полюс. Выявляют причины провала экспедиции капитана Скотта. лист помощи № 6 Фиксируют и оценивают свой ответ. |
Изучение Антарктиды. Материк мира.
Первая и вторая мировая война докатились до
южного континента, наглядно показали
военно-стратегическое значение территорий.
Параллельно с этим шла борьба за различные
территории Антарктиды. Первой страной, которая сделала своими колониями антарктические земли, стала __________. Именно она продавала лицензии другим странам на добычу китов, тюленей. - Какому государству принадлежат земли Антарктиды? Рассказ учителя: Самое широкое изучение Антарктиды проводилось в период Международного географического года в 1957-1958 г.г. В это время в Антарктиде было построено 68 научно- исследовательских станций 18 государств и т.д. |
Слайд 20-22 |
На схеме обозначают научные станции (3-4)
лист помощи №7 Фиксируют и оценивают свой ответ. |
Обобщение. Итог урока- Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте обратимся к целям нашего путешествия и посмотрим, удалось ли нам их решить. |
Составляют синквейн – своеобразное
стихотворение в прозе.
Комментарии капитана по оценочному листу (выставление оценок) |
|
Домашнее задание (по интересам детей):параграф – рисунок к изученной теме Индивидуальные сообщения по теме “Ледяной покров Антарктиды”, “Животный мир Антарктиды”” Оформить свои размышления по теме “Смог бы я покорить Южный полюс” |
Слайд 23 |