Урок географии в 7-м классе по теме "Антарктида". История открытия. Общее представление о материке

Разделы: География


Цель: Познакомить учащихся с историей открытия и освоения Антарктиды; сформировать представления об особенностях природы Антарктиды

Оборудование:  Физическая карта Антарктиды, карта полушарий, атласы, презентация.

Предварительная работа: деление класса на команды, выбор названия своего судна, распределение ролей в команде (капитан, картограф, геолог, биолог, поэт)

Ход урока

1. Организационный момент

Мы совершим путешествие на незнакомый нами материк по записям старых дневников.

– Представление команд, проверка готовности.

– Отправляемся в путешествие.

Слайд

2–5

Представление команд капитанами, проверка готовности (атласы, маршрутный лист, оценочный лист,

лист помощи)

2. Изучение нового материала

1-й лист старого дневника.

Поиски неведомой земли – Джеймс Кук

“Земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы… Эта страна обречена природой на вечный холод”.

- Кто автор этих слов? Так ли это?

Рассказ учителя: Доводы Джеймса Кука окончательно погасили надежду на открытие в высоких широтах Южного полушария материка теплого, благодатного, богатого природными ресурсами.

После плавания Кука интерес к южной околополярной области был надолго утрачен и т.д.

Слайд

6–8

Определяют, кому могут принадлежать эти слова, и так ли это?

Рассуждают, обосновывают свой ответ.

Приложение 1

лист помощи №1

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

2-й лист старого дневника.

Открытие Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

“Имя __________ можно прямо поставить наряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями. С именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эры”.

Эти слова принадлежат немецкому географу А.Петерману.

О ком сказаны эти слова?

Рассказ учителя:

Оно продолжалось 751 день, пробившись сквозь льды, корабли пять раз подходили к материку; открыто 29 островов и подводный хребет; систематически велись наблюдения над температурой, осадками и т.д.

Слайд

9-10

Определяют, о ком были сказаны эти слова? Что вы знаете о данной экспедиции?

лист помощи №2

Фиксируют и оценивают свой ответ. Приложение 4

3-й лист старого дневника.

Притяжение ледяных берегов. Джеймс Росс.

“… Увиденное казалось непостижимым. В царстве вечного снега и льда возвышались два __________ , причем один из них действовал”.

Эти слова были записаны в судовой журнал 1841году 27 января руководителем британской антарктической экспедиции Джеймсом Россом.

Что он имел в виду? Сделайте вывод.

Рассказ учителя:

Действующий вулкан получил имя Эребус, а спящий собрат - Террор, в честь кораблей британской экспедиции.

Английские моряки познакомились с чудом природы, которого до них, похоже, никто никогда не видел. Гигантская ледяная стена, отвесно поднимавшаяся из моря выше мачт, высотой 45-60 метров и т.д.

Слайд

11–13

Что он имел автор в виду? Сделайте вывод.

Рассуждают, обосновывают свой ответ.

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

Приложение 2

Приложение 1

лист помощи №3

4-й лист старого дневника.

“Будучи открытым и исследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим наукам”.

- Кто автор? Согласны ли вы с автором этих строк? Почему?

Рассказ учителя:

В Западной Антарктиде известны кварцево-пиритовые жилы, свинец, железо, медь. В Восточной Антарктиде предполагают монацит, железо, марганец, золото. Японские исследователи сообщили, что обнаружили урановую руду. Добыча полезных ископаемых пока нигде в Антарктиде не производится. В связи с большими трудностями и экономической нерентабельностью и т.д.

Слайд

14

Рассуждают, обосновывают свой ответ о полезных ископаемых данного материка.

Обозначают полезные ископаемые на схеме.

Приложение 2

Приложение 1

лист помощи №4

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

Экспедиция Амундсена и Скотта на Южный полюс.

Сейчас мы с вами перенеслись в начало 20 века.

Предлагаю вам, выбрать необходимый реквизит для покорения южного полюса. Отнеситесь к этому серьезно!

5-й лист старого дневника.

“Побеждает тот, у кого все в порядке: кое- кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер: это называется везением”.

- Кому могло бы принадлежать это высказывание? С чем это связано?

6-й лист старого дневника.

“Безумство храбрых – вот мудрость жизни!”

“Не думаю, чтобы мы могли на что- либо надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем и конец, не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать”.

-Каким должен быть современный полярный исследователь?

Рассказ учителя (дополнения):

Норвежский маршрут1620 миль(3000)км., а английский вариант был почти на 200 км. длиннее. Это 8-10 дней дополнительного пути. Норвежцы с собаками выступили раньше и скорость высокая. Англичане с лошадьми не могли рассчитывать на высокую скорость и выступили позже и т.д.

 

Слайд

15-19

Ребята предлагают свой вариант реквизита для покорения южного полюса (моторные сани, лошади, собачьи упряжки, сено…)

Приложение 1

лист помощи № 5

На схеме обозначают маршрут экспедиции Амундсена и Скотта на Южный полюс.

Приложение 2

Выявляют причины провала экспедиции капитана Скотта.

Приложение 1

лист помощи № 6

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

Изучение Антарктиды. Материк мира. Первая и вторая мировая война докатились до южного континента, наглядно показали военно-стратегическое значение территорий. Параллельно с этим шла борьба за различные территории Антарктиды.

Первой страной, которая сделала своими колониями антарктические земли, стала __________. Именно она продавала лицензии другим странам на добычу китов, тюленей.

- Какому государству принадлежат земли Антарктиды?

Рассказ учителя:

Самое широкое изучение Антарктиды проводилось в период Международного географического года в 1957-1958 г.г. В это время в Антарктиде было построено 68 научно- исследовательских станций 18 государств и т.д.

Слайд

20-22

На схеме обозначают научные станции (3-4)

Приложение 1

лист помощи №7

Фиксируют и оценивают свой ответ.

Приложение 4

Обобщение. Итог урока

- Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте обратимся к целям нашего путешествия и посмотрим, удалось ли нам их решить.

  Составляют синквейн – своеобразное стихотворение в прозе.

Приложение 3

Комментарии капитана по оценочному листу (выставление оценок)

Приложение 4

Домашнее задание (по интересам детей):

параграф – рисунок к изученной теме

Индивидуальные сообщения по теме “Ледяной покров Антарктиды”, “Животный мир Антарктиды””

Оформить свои размышления по теме “Смог бы я покорить Южный полюс”

Слайд

23