Ручная дуговая сварка простых деталей из углеводородистой стали в нижнем положении сварного шва

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • обучающая: научить обучающихся самостоятельно производить сборку и сварку пластин в нижнем положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла;
  • развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, внимание, координацию движений, скорость и технику при выполнении дуговой сварки, производить подбор режима сварки и сварочных материалов;
  • воспитательная: воспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к сварочному оборудованию и инструментам, формировать у обучающихся профессиональные навыки при выполнении сварки.

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Вид урока: комбинированный.

Методы урока:

  • обучения: диалогический, показательный;
  • преподавания: объяснительный, инструктивный;
  • учения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Межпредметные связи: Предмет «Технология сварочных работ»: тема «Техника выполнения ручной дуговой сварки». Предмет «Черчение»: тема «Чтение чертежей». «Условное обозначение сварных швов и сварных соединений». Предмет «Материаловедение»: тема «Классификация сталей. Стали общего, обыкновенного качества». Предмет «Охрана труда»: тема «Организация безопасного производства электросварочных работ».

Внутрипредметные связи: «Режимы сварки», «Колебательные движения электродом». В.М.Рыбаков. «Сварка и резка металлов». § 31, 32.

Материально-техническое оснащение урока: Посты для ручной дуговой сварки, источники питания: многопостовой сварочный выпрямитель ВДМ-1000, балластный реостат РБ - 301, электродержатели, электроды УОНИ 13/45 Ø 3 мм. Детали заготовки: пластины из углеродистой стали толщиной 3 мм.

Литература

  1. Рыбаков В.М. «Сварка и резка металлов». М. Высшая школа. 1977.
  2. Левадный В.С, Бурлака А.П. «Сварочные работы» практическое пособие Москва. ООО «Аделант», 2003.
  3. Колганов Л.А. «Сварочное производство».Учебное пособие. Ростов. н/Д: «Феникс», 2002.
  4. Чернышов Г.Г. «Сварочное дело: Сварка и резка металлов». Москва. Издательский центр «Академия», 2004.
  5. Маслов В.И. «Сварочные работы». Москва. Издательский центр. «Академия», 2003.
  6. Баннов М.Д., Казаков Ю.В. «Сварка и резка материалов». Учебное пособие. Москва. Издательский центр «Академия», 2002.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

1. Приветствовать обучающихся, проверить:

- готовность к уроку;
- присутствие учащихся;
- внешний вид.

2. Выполнить запись в журнале.

II. Вводный инструктаж (50 мин.)

1. Сообщение темы и цели урока (3 мин.)

2. Опрос – актуализация (5 мин.)

2.1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?
2.2. Как правильно выбрать режим сварки?
2.3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока (Jсв.), выбор диаметра электродов?
2.4. Назвать источник питания сварочной связи (ссылка на многопостовой выпрямитель и балластный реостат), расположенных в сварочной мастерской)?

3. Решение карточек-заданий, тестов. (Приложение 1)

4. Мотивация учащихся (3 мин.)

4.1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок).
4.2. Показ практической значимости, выбора режимов сварки, постановки прихваток.

5. Формирование практических знаний и способов действий (25 мин.) Изложение нового материала

5.1. Правила безопасности при ведении электросварочных работ. (Приложение 2)
5.2. Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке. (Приложение 3)
5.3. Сварка пластин без разделки кромок. (Приложение 4)

6. Закрепление материала вводного инструктажа (5 мин.)

Опрос учащихся, с последующим закреплением материала в процессе производственного обучения с личным показом мастера.

Подготовка металла перед сваркой, дуговая сварка пластин в нижнем положении шва. Стыковое соединение пластин.

Выдача заданий обучающимся для работы на текущем инструктаже.

III. Текущий инструктаж (4 ч. 30 мин.)

Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки.

Целевые обходы:

  1. Проверка организации рабочего места.
  2. Проверка соблюдения правил техники безопасности.
  3. Индивидуальная демонстрация приемов подготовки, сборки, прихватки и сварки пластин в нижнем положении.
  4. Проверка правильности выполнения процесса сварки и уяснения вводного инструктажа.
  5. Обход рабочих мест с целью оказания помощи слабоуспевающим обучающимся.
  6. Проверка правильности использования инструмента и оборудования.
  7. Проверка выполнения нормы времени.
  8. Проверка качества конечного результата труда.

IV. Заключительный инструктаж (15 мин.)

  1. Прием и оценка контрольных образцов. (Приложение 5)
  2. Подведение итогов и объявление оценок.
  3. Анализ ошибок, допущенных во время урока.
  4. Демонстрация лучших работ обучающихся.
  5. Выдать домашнее задание: повторить теоретический материал «Ручная дуговая сварка простых деталей из углеродистой стали в нижнем положении сварного шва».
  6. Уборка рабочих мест.

План-конспект урока

Этапы урока

Время

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

I

Организационный этап

2 мин

Приветствовать обучающихся, проверить:

- готовность к уроку;
- присутствие обучающихся;
- внешний вид и санитарное состояние.

Выполнить запись в журнале.

Приветствовать мастера п/о, дежурный сдает рапорт о готовности обучающихся к уроку.

II

Вводный инструктаж

50 мин

 

 

1

Сообщение темы и цели урока

3 мин

Сообщение темы и цели урока, актуальность выбранной темы, объявить план проведения урока: «Ручная дуговая сварка простых деталей из углеродистой стали в нижнем положении сварного шва».

Цель урока: технологически правильно производить сборку и сварку пластин в нижнем положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла.

Обучающиеся слушают и анализируют.

2

Повторение пройденного материала

5 мин

Проверка знаний обучающихся по материалу, изученному на уроках по «Технологии сварочных работ», «Основы теории сварки и резки».

Ответить на заданные вопросы.

 

 

 

1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?

1. Режим сварки – это совокупность показателей, определяющих протекание процесса сварки. К основным показателям относятся сила сварочного тока (Jсв), диаметр электрода, напряжение на дуге (U), скорость сварки(е). К вспомогательным показателям относятся род и полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода, температура предварительного нагрева металла.

 

 

 

2. Как правильно выбрать режим сварки?

2. Выбор режима сварки сводится к определению диаметра электрода и силы сварочного тока.

 

 

 

3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов, напряжение на дуге, скорость сварки?

3. Силу сварочного т ока выбирают в зависимости от диаметра электрода. Для выбора силы тока можно пользоваться простой зависимостью: J=Kd, К=35-60А/мм и d – диаметр электрода в мм.

Если толщина металла менее 1,5d, ток уменьшается на 10-15%. При сварке в вертикальной плоскости Jсв уменьшается на 10-15%. При сварке потолочных швов Jсв уменьшается на 15-20%.При сварке в нахлестку применяют большую величину Jсв тока, т.к. опасность сквозного проплавления меньше.

Диаметр электрода выбирается от толщины свариваемого металла, вида сварного соединения, типа шва и др.

Повышение напряжения дуги за счет увеличения ее длины приводит к снижению сварочного тока, а следовательно и к снижению глубины провара. Ширина шва при этом повышается независимо от полярности сварки.

 

 

 

4. Назвать источник питания сварочной связи, расположенный в сварочной мастерской?

4. В сварочной мастерской применяется многопостовой выпрямитель ВДМ-1000 и балластный реостат РБ-301.

3

Обобщение ответов по изученному материалу

2 мин

Обобщить полученные ответы, сделать заключение по теоретической подготовке по предметам: « Технология сварочных работ», «Основы теории сварки и резки».

Выслушать обобщение, принять к сведению.

4

Мотивация обучающихся

3 мин

1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок).

2. Показ практической значимости выбора режимов сварки, постановки прихваток.

Выслушать и принять к сведению.

5

Изложение нового материала

25 мин

Инструктирование обучающихся по материалу урока.

План объяснения:

1. Правила безопасности при ведении электросварочных работ.
2. Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке.
3. Сварка пластин без разделки кромок.

Заслушать объяснения, пронаблюдать за работой мастера производственного обучения.

6

Закрепление материала вводного инструктажа

5 мин

Вопросы к обучающимся по вводному инструктажу:

1. Для чего в сварке применяют выпрямители?
2. Для чего предназначен балластный реостат?
3. Как правильно выбрать диаметр электрода при сварке?

Ответить на вопросы.

III

Текущий инструктаж

4 ч.30 мин

 

 

1

Содержание и порядок проведения сварочных работ.

10 мин

Инструктирование по содержанию и порядку проведения упражнений.

Организовать рабочее место.

2

Целевые обходы

4 ч.20 мин

 

 

IV

Заключительный инструктаж

15 мин

1. Приемка и оценка контрольных образцов.
2. Подведение итогов и объявление оценок.
3. Анализ ошибок, допущенных во время урока.
4. Демонстрация лучших работ обучающихся.
5. Выдать домашнее задание.
6. Уборка рабочих мест.

Выслушать комментарии мастера производственного обучения по итогам за урок.

Принять к сведению результат своего труда. Записать домашнее задание.

Фотоматериалы представлены в Приложении 6.