Цели урока:
- обучающая: научить обучающихся самостоятельно производить сборку и сварку пластин в нижнем положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла;
- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, внимание, координацию движений, скорость и технику при выполнении дуговой сварки, производить подбор режима сварки и сварочных материалов;
- воспитательная: воспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к сварочному оборудованию и инструментам, формировать у обучающихся профессиональные навыки при выполнении сварки.
Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.
Вид урока: комбинированный.
Методы урока:
- обучения: диалогический, показательный;
- преподавания: объяснительный, инструктивный;
- учения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Межпредметные связи: Предмет «Технология сварочных работ»: тема «Техника выполнения ручной дуговой сварки». Предмет «Черчение»: тема «Чтение чертежей». «Условное обозначение сварных швов и сварных соединений». Предмет «Материаловедение»: тема «Классификация сталей. Стали общего, обыкновенного качества». Предмет «Охрана труда»: тема «Организация безопасного производства электросварочных работ».
Внутрипредметные связи: «Режимы сварки», «Колебательные движения электродом». В.М.Рыбаков. «Сварка и резка металлов». § 31, 32.
Материально-техническое оснащение урока: Посты для ручной дуговой сварки, источники питания: многопостовой сварочный выпрямитель ВДМ-1000, балластный реостат РБ - 301, электродержатели, электроды УОНИ 13/45 Ø 3 мм. Детали заготовки: пластины из углеродистой стали толщиной 3 мм.
Литература
- Рыбаков В.М. «Сварка и резка металлов». М. Высшая школа. 1977.
- Левадный В.С, Бурлака А.П. «Сварочные работы» практическое пособие Москва. ООО «Аделант», 2003.
- Колганов Л.А. «Сварочное производство».Учебное пособие. Ростов. н/Д: «Феникс», 2002.
- Чернышов Г.Г. «Сварочное дело: Сварка и резка металлов». Москва. Издательский центр «Академия», 2004.
- Маслов В.И. «Сварочные работы». Москва. Издательский центр. «Академия», 2003.
- Баннов М.Д., Казаков Ю.В. «Сварка и резка материалов». Учебное пособие. Москва. Издательский центр «Академия», 2002.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
1. Приветствовать обучающихся, проверить:
- готовность к уроку;
- присутствие учащихся;
- внешний вид.
2. Выполнить запись в журнале.
II. Вводный инструктаж (50 мин.)
1. Сообщение темы и цели урока (3 мин.)
2. Опрос – актуализация (5 мин.)
2.1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?
2.2. Как правильно выбрать режим сварки?
2.3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока (Jсв.), выбор диаметра электродов?
2.4. Назвать источник питания сварочной связи (ссылка на многопостовой выпрямитель и балластный реостат), расположенных в сварочной мастерской)?
3. Решение карточек-заданий, тестов. (Приложение 1)
4. Мотивация учащихся (3 мин.)
4.1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок).
4.2. Показ практической значимости, выбора режимов сварки, постановки прихваток.
5. Формирование практических знаний и способов действий (25 мин.) Изложение нового материала
5.1. Правила безопасности при ведении электросварочных работ. (Приложение 2)
5.2. Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке. (Приложение 3)
5.3. Сварка пластин без разделки кромок. (Приложение 4)
6. Закрепление материала вводного инструктажа (5 мин.)
Опрос учащихся, с последующим закреплением материала в процессе производственного обучения с личным показом мастера.
Подготовка металла перед сваркой, дуговая сварка пластин в нижнем положении шва. Стыковое соединение пластин.
Выдача заданий обучающимся для работы на текущем инструктаже.
III. Текущий инструктаж (4 ч. 30 мин.)
Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки.
Целевые обходы:
- Проверка организации рабочего места.
- Проверка соблюдения правил техники безопасности.
- Индивидуальная демонстрация приемов подготовки, сборки, прихватки и сварки пластин в нижнем положении.
- Проверка правильности выполнения процесса сварки и уяснения вводного инструктажа.
- Обход рабочих мест с целью оказания помощи слабоуспевающим обучающимся.
- Проверка правильности использования инструмента и оборудования.
- Проверка выполнения нормы времени.
- Проверка качества конечного результата труда.
IV. Заключительный инструктаж (15 мин.)
- Прием и оценка контрольных образцов. (Приложение 5)
- Подведение итогов и объявление оценок.
- Анализ ошибок, допущенных во время урока.
- Демонстрация лучших работ обучающихся.
- Выдать домашнее задание: повторить теоретический материал «Ручная дуговая сварка простых деталей из углеродистой стали в нижнем положении сварного шва».
- Уборка рабочих мест.
План-конспект урока
№ |
Этапы урока |
Время |
Деятельность мастера |
Деятельность обучающихся |
|||
I |
Организационный этап |
2 мин |
Приветствовать обучающихся, проверить: - готовность к уроку; Выполнить запись в журнале. |
Приветствовать мастера п/о, дежурный сдает рапорт о готовности обучающихся к уроку. |
|||
II |
Вводный инструктаж |
50 мин |
|
|
|||
1 |
Сообщение темы и цели урока |
3 мин |
Сообщение темы и цели урока, актуальность выбранной темы, объявить план проведения урока: «Ручная дуговая сварка простых деталей из углеродистой стали в нижнем положении сварного шва». Цель урока: технологически правильно производить сборку и сварку пластин в нижнем положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла. |
Обучающиеся слушают и анализируют. |
|||
2 |
Повторение пройденного материала |
5 мин |
Проверка знаний обучающихся по материалу, изученному на уроках по «Технологии сварочных работ», «Основы теории сварки и резки». |
Ответить на заданные вопросы. |
|||
|
|
|
1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным? |
1. Режим сварки – это совокупность показателей, определяющих протекание процесса сварки. К основным показателям относятся сила сварочного тока (Jсв), диаметр электрода, напряжение на дуге (U), скорость сварки(е). К вспомогательным показателям относятся род и полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода, температура предварительного нагрева металла. |
|||
|
|
|
2. Как правильно выбрать режим сварки? |
2. Выбор режима сварки сводится к определению диаметра электрода и силы сварочного тока. |
|||
|
|
|
3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов, напряжение на дуге, скорость сварки? |
3. Силу сварочного т ока выбирают в зависимости от диаметра электрода. Для выбора силы тока можно пользоваться простой зависимостью: J=Kd, К=35-60А/мм и d – диаметр электрода в мм. Если толщина металла менее 1,5d, ток уменьшается на 10-15%. При сварке в вертикальной плоскости Jсв уменьшается на 10-15%. При сварке потолочных швов Jсв уменьшается на 15-20%.При сварке в нахлестку применяют большую величину Jсв тока, т.к. опасность сквозного проплавления меньше. Диаметр электрода выбирается от толщины свариваемого металла, вида сварного соединения, типа шва и др. Повышение напряжения дуги за счет увеличения ее длины приводит к снижению сварочного тока, а следовательно и к снижению глубины провара. Ширина шва при этом повышается независимо от полярности сварки. |
|||
|
|
|
4. Назвать источник питания сварочной связи, расположенный в сварочной мастерской? |
4. В сварочной мастерской применяется многопостовой выпрямитель ВДМ-1000 и балластный реостат РБ-301. |
|||
3 |
Обобщение ответов по изученному материалу |
2 мин |
Обобщить полученные ответы, сделать заключение по теоретической подготовке по предметам: « Технология сварочных работ», «Основы теории сварки и резки». |
Выслушать обобщение, принять к сведению. |
|||
4 |
Мотивация обучающихся |
3 мин |
1. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работы (сварка стыкового соединения пластин без скоса кромок). 2. Показ практической значимости выбора режимов сварки, постановки прихваток. |
Выслушать и принять к сведению. |
|||
5 |
Изложение нового материала |
25 мин |
Инструктирование обучающихся по материалу урока. План объяснения: 1. Правила безопасности
при ведении электросварочных работ. |
Заслушать объяснения, пронаблюдать за работой мастера производственного обучения. |
|||
6 |
Закрепление материала вводного инструктажа |
5 мин |
Вопросы к обучающимся по вводному инструктажу: 1. Для чего в сварке применяют выпрямители? |
Ответить на вопросы. |
|||
III |
Текущий инструктаж |
4 ч.30 мин |
|
|
|||
1 |
Содержание и порядок проведения сварочных работ. |
10 мин |
Инструктирование по содержанию и порядку проведения упражнений. |
Организовать рабочее место. |
|||
2 |
Целевые обходы |
4 ч.20 мин |
|
|
|||
IV |
Заключительный инструктаж |
15 мин |
1. Приемка и оценка контрольных образцов. |
Выслушать комментарии мастера производственного обучения по итогам за урок. Принять к сведению результат своего труда. Записать домашнее задание. |
Фотоматериалы представлены в Приложении 6.